Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)
  1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).

Данная  методика является простой в обработке  данных и наиболее информативной  среди применяемых в настоящее  время психологических методик  для диагностики агрессивного поведения  школьников.

Методика  диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько  шкал:

- физическая агрессия – агрессивное поведение, выражающееся в драках, нанесении телесных повреждений и других физических воздействий на человека,

- вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.,

- косвенная агрессия – агрессивное поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы),

- негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демонстрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе,

- раздражительность,

- подозрительность,

- обида,

- чувство вины (аутоагрессия),

ИА  – индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии).

ИВ  – индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно  относится к своему окружению.

 

Методы:

 

-  тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми;

- тест – опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин);

 

тест –  опросник родительского отношения  к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению к  детям. С психологической точки  зрения родительское отношение —  это педагогическая социальная установка  по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный  и поведенческий компоненты. Все  они в той или иной степени  оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет  пять следующих шкал, выражающих  собой те или иные аспекты  родительского отношения:

  1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
  2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
  4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

 

2.3 Диагностика семейных отношений

 

К. Роджерс считает, для того, чтобы  взаимоотношения в семье нормально  развивались, необходимо свободное  выражение и позитивных, и негативных эмоций. В данном случае речь идет не просто о «выпускании пара», а  о таких чувствах, где бы проявлялась  забота о партнере. Свободное выражение  чувств – это смелость восприятия реакции, возникающей у партнера в ответ на открытое выражение  чувства. Такая позиция Роджерса идет вразрез с принятыми правилами  тактичности, стремления уходить от болезненных выяснений отношений [30].

Рост  эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению  невротических явлений среди  детей. Проблема состоит еще и  в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.

Одной из важнейших сфер, характеризующих  продвижение ребенка, является его  социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы  и правила по отношению к предметному  миру, а с другой — нормы и  правила общения с другими  людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися  в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение  детско-родительских отношений, неблагоприятный  психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются  признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные  состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза [18].

Условно эмоциональные нарушения можно  разделить на две подгруппы. В  основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется  социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой —  в особенностях внутреннего мира ребенка.

Данная  классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение  с окружающими.

Очевидно, что в отдельные периоды супружеской  жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:

- привязанность, или безусловная забота – отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;

- дружба – основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;

- эрос – романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;

- эмпатия – основана на милосердии и сострадании;

- любовь к себе – умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.

Негативный  полюс содержит следующие эмоции:

- гнев – основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;

- вина – враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;

- обида – эмоция, за которой скрывается мстительность;

- ненависть – застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;

- критичность – не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;

- дистанцирование от партнера, уход – способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;

- безразличие – полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации

 

3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)

 

В результате проведение теста КРС с детьми от 11 до 13 лет из семей мы получили следующие данные:

  1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II – 0,4 балла, III – 0,1 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II) что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией – 0,3 балла (I).
  2. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 б, II – 0,4 б, III – 0,3 б, IV – 0,1 б, V – 0,5 б. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 б. (V).
  3. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 2,5 б, III – 0,2 б, IV – 0 б, V – 0,2 б. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная – 2,5 б., (II).
  4. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 б, II – 0,1 б, III – 0,2 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 б.
  5. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 б, II – 0,5 б, III – 0,1 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Несмотря на общую благоприятную ситуацию, ребенок ощущает тревожность.
  6. В семье 06 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,8 б, II – 0,5 б, III – 0,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Благоприятный микроклимат в семье, но следует обратить внимание на тревожность ощущаемую ребенком.
  7. В семье 07 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,2 б, II – 2,6 б, III – 0,6 б, IV – 0 б, V – 0,4 б. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 б.
  8. В семье 08 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 4,5 б, III – 2,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,4 б. В этой семье очень высокий уровень тревожности ребенка, а также выраженная конфликтность.
  9. В семье 09 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,3 б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Благоприятная семейная ситуация.
  10. В семье 10 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,6 б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Несмотря на благоприятную ситуацию ребенок проявляет тревожность.

На основе полученных данных можно выделить следующие  группы семей. 1. 30% – (семья 09, 06, 04) состояние  в семье ребенком определяется как  благоприятное, это I группа.

  1. II группа – это семьи, в которых выраженная тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 07, 08).
  2. III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом, проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма  баллов по отношению комплексам имеет  следующие данные: по II симптомокомплекс (тревожность) наибольшее количество баллов 10,4 балла, затем идет I симптомокомлекс (благоприятная семейная ситуация) – 4,5 баллов, III (конфликтность) – 3,1 б. V (враждебность) – 2,2 б., IV (чувство неполноценности) – 1,4 б.

 

3.2Анализ  результатов по опроснику родительского  отношения к ребенку

 

Данный  тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление  родительского отношения к ребенку, которое понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, и его поступков.

  1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать на вязать ребенку во всем свою волю, не в состояние встать на его точку зрения, пристально следит за социальными успехами ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями.
  2. В семье 02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация:

у родителей  имеются стремления инфантилизировать  ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видят  ребенка младшим по сравнению  с реальным возрастом, стараются  оградить ребенка от трудностей жизни  и строго контролировать его действия.

  1. В семье 03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
  2. В семье 04 – III параметр, симбиоз: родитель ощущает себя с ребенком единым целом, стремится удовлетворить все его потребности, ощущает тревогу за ребенка, старается оградить от трудностей жизни.
  3. В семье 05 – III параметр, симбиоз.
  4. В семье 06 – II параметр, социально желательный образ: родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются помочь ему, поощряют инициативу и самостоятельность.
  5. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
  6. В семье 08 – III параметр, симбиоз.
  7. В семье 09 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.
  8. В семье 10 – IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру – 0 семей.

По II – 1 семья, 10%, 06

По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это – гиперсоциализация, инфантилизация.

3.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей

 

С целью  педагогизации семьи вообще и  родителей в частности можно  предложить некоторые советы для  родителей [9].

Следует бережно, с пониманием относится  к внутреннему миру подростка, его  переживаниям, увлечениям. Нужно уметь  выслушать подростка, согласиться  с ним, если он прав, переубедить  если ошибается. Требования, предъявляемые  подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания  должен определяться замечательной  формулой, предложенной А.С. Макаренко:

«Как  можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга сверстника. Это обусловлено  не только различием социальных позиций  взрослого и взрослеющего человека, но и той особой психологической  функцией, которую должен выполнять  взрослый. Взрослый – друг – руководитель. Его задача – помочь подростку  познать себя, оценить свои способности  и возможности, найти свое место  в сложном мире взрослых [23].

«Он жестокий, он не понимает, что обижает меня своими словами, никогда не извинится  «. А почему собственно родители ждут, чтобы дети поняли, посочувствовали, пожалели, первые извинились за свое поведение, а они этого не делают? «Я же его  понимаю, а он меня – нет». Хочется  сказать родителям: это заблуждение. Вы его не понимаете. В первую очередь  нужно понять, трудно бывает сделать  первый шаг к примирению. И делать этот шаг должен взрослый, показывая, как нужно себя вести в ситуации ссоры. Например, обращение «давай поговорим  спокойно, как взрослые люди», если не вызовет доверия, то по крайней  мере разрядит обстановку. Именно постоянное желание понять почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее [24].

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка