Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Подростковый  период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной  стороны, для этого сложного этапа  показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов —  возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его  отношения с другими детьми и  взрослыми, значительно расширяется  и качественно изменяется сфера  его деятельности, развивается ответственное  отношение к себе, другим людям  и т.д. [27].

Между тем  в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в фундаментальных работах российских психологов (Божович Л.И., 1968; Фельдштейн Д.И., 1972, 1989) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослым, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [21].

Каждый  ребенок — это неповторимый мир. Признавая данное положение, в педагогической практике, тем не менее, многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем известно, что  половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностям психосексуального развития. Девочки созревают гораздо, раньше мальчиков, например. Так, в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3 — 4, а не 4 — 5 лет.

Мальчики, несмотря на то, что они физически  сильнее девочек, обладают гораздо  большей чувствительностью к  воздействию как физических, так  и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаше, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Наряду  с биологическими предпосылками  в развитии половых различий серьезную  роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о повелении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе [25].

Неслучайно  данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное  поведение гораздо чаще встречаются  у мальчиков, чем у девочек, а  в случае антиобщественных поступков  находятся в отношении 10:1 Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типа мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества [16].

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается  крайняя самооценка (либо максимально  положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед  широкими социальными контактами; эгоцентризм, неумение находить выход из трудных  ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими  поведение.

Вместе  с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально  и социально развитые. У них  агрессивность выступает средством  поднятия престижа, демонстрации своей  самостоятельности, взрослости [2].

Поэтому раскрытие причин и характера  агрессивности подростков требует  проведения определенной классификации, условной типологии.

Неслучайно  попытки осуществления такой  типологии многократно предпринимались  в отечественной и зарубежной психологии. При этом одни исследователи  считают необходимым базироваться на психофизиологических различиях  детей, другие берут за основу особенности  их психосоциального развития.

Так, например, выделяются группы подростков, где  к «первой относятся дети с  психопатическими чертами характера; ко второй — с задержками умственного  развития и, наконец, к третьей —  подростки, не имеющие патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие формы  отклонений».

В свое время  П.П. Вельский, пытаясь классифицировать трудных подростков, исходил из мотивации  их поведения. Он выделял: а) подростков, активно стремящихся удовлетворить  элементарные и низменные потребности; б) слабовольных детей, поддающихся  внушаемости, подстрекательству: в) действующих  под влиянием истерии и др.

В современных  условиях И.А. Невский различает  трудных подростков: а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней  социальной запущенностью [12].

Развивая  эту классификацию, С.Я. Беличева в  первую группу сводит глубоко педагогически  запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания  ослаблены. Этих детей отличает бравада  антисоциальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными нарушениями — подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У  многих появляются истероидные формы  поведения. К третьей группе относятся  дети развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками.

Рядом западных исследователей начиная  с работ Хевитта и Дженкинса  было предложено подразделение на две группы: первая группа – это подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства, и вторая группа – дети, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения [20].

Анализ  литературы о половозрастных и индивидуальных особенностях проявления агрессивного поведения детей подросткового  возраста позволил провести их условное подразделение в соответствии с  типом поведения. Но, принимая за основу классификации определенный тип  поведения подростков, мы учитывали  и весь комплекс данных об особенностях их личностных характеристик, в том  числе и системы принятых ребенком ценностей.

Представляется, что именно такое рассмотрение открывает  возможности для понимания причин и характера агрессивности подростков, тех путей, по которым в этой системе  «встраивается» агрессия, и того места, которое она занимает.

Известно, что у ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних  ценностей на другие. Подросток стремится  занять новую социальную позицию, соответствующую  его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников  становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание  подростком чувства собственной  ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности подростков лежат, как  правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом  и т.п.) и в меньшей мере в  коллизиях со сверстниками, учителями [29].

Первую  группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений, Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями лих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы, В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую  группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличайся обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью  группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки; которые отличаются слабо деформированными потребностями но в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным крутом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

У подростков, наделенных своеобразным (акцентуированным) характером и испытывающих давление неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникает нарушение  адаптации в окружающем мире в  виде острых аффективных реакций, неврозов, нарушения поведения, психосоматических  расстройств, реактивных состояний  и пр. [28].

Острые  аффективные реакции – это  кратковременные (минуты, часы, один, два  дня) психогенные эмоциональные  расстройства одним словом непсихотического уровня, наступающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным  эмоциональным напряжением (выраженным аффектом) подросток плохо управляет  собой и не способен трезво оценить  последствия своих поступков.

Острые  аффективные реакции проявляются  в виде агрессивных и суицидных  тенденций, уходов из дому, симуляции  болезни, нарушение поведения и  т.д. Клиническая окраска острых аффективных реакций определяется характером критической ситуации и  особенностями личности подростка [4].

Агрессивные реакции свойственны подросткам с гипертимными и эпилиптоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности  прямо отомстить обидчику, портит его вещи, распространяет порочащие  его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.

Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению  покончить с собой без оглядки  на возможные последствия. Желание  умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об измене любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта  подросток не раздумывает о действенности  того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут  к смерти, так как подростки  плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и  некомпетентность могут стать причиной летального исхода.

2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения

 

Феномен агрессии и ее связь с адаптацией часто выступает предметом теоретического анализа в классических трудах по психологии. Одни исследователи (такие  как Хорни, Роджерс, Маслоу) утверждают, что агрессия - это проявление не адаптивных характеристик невротической личности. Другие утверждают, что агрессия является проявлением наследственно заложенных программ, и, следовательно, изначально несет в себе адаптивную функцию (Фрейд, Лоренц). Несколько иной подход можно встретить у Э. Фромма. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности», он пишет, что агрессия может носить как адаптивный характер («доброкачественная» агрессия), так и дезадаптивный («злокачественная» агрессия). Доброкачественная агрессия определяется, тем, что проявляет лишь в ситуации фрустрации и не сохраняется после завершения ситуации. Но, несмотря на такое обилие теорий, в этой области эмпирические исследовании представляют чрезвычайную редкость [2].

На  основании вышесказанного, было проведено  исследование, целью которого было определение специфики взаимосвязи  агрессии и характеристик социально-психологической  взаимосвязи. Участниками исследования стали учащиеся 9 классов.

Использовались  следующие психометрические методики: диагностика агрессивности Басса-Дарки; экспресс-диагностика неврозов Хека-Хесса; Полученные в результате тестирования данные были подвергнуты анализу.

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка