Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переработка куделенко.1doc после нормконтроля.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Многочисленные исследования бихевиористов показывают, что с самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от его пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. Данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление [25, 166].

С точки зрения когнитивной  теории первым этапом в процессе усвоения половой роли является самоопределение  ребенка в роли мальчика или девочки. Л. Кольберг считает, что определенные черты родителей могут затормозить  или облегчить половую типизацию, но не могут вызвать ее. Например, властность отца в семье и его сердечность в отношениях с сыном способствуют половой типизации сына. В семьях, где доминирует мать, сыновья в меньшей степени маскулинны [25, 165].

Теории социального  научения и когнитивной не являются совершенно противоположными. Несмотря на декларируемые теоретические различия, представители обоих подходов дают сходные конкретные описания типичного для пола поведения мальчиков и девочек. Когнитивная теория сосредоточивается главным образом на формировании половой идентичности ребенка. В рамках теории социального научения главное внимание уделяется приобретению половой роли, т.е. формированию типичного для пола поведения [25, 170]. Последователи психоаналитического направления в рамках теории социального научения рассматривают процесс приобретения половой идентичности и половой роли через идентификацию с родителем в контексте семейных отношений.

Семья – это первая среда поло-ролевой социализации. Семья готовит ребенка к будущей  самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Именно родители с  самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, поло-ролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — поло-ролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой) [29, 59].

Взрослые сознательно  или бессознательно обучают ребёнка  его половой роли. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик  и какой девочка. Считается, что родители более определённо отождествляют себя с ребёнком своего пола и хотят быть моделью для него. На общение с детьми более или менее явно переносится стиль отношения между полами, так что отношение отцов к дочерям – это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям – как к маленьким мужчинам. В. Е. Каган, оценивая роль в становлении психологического пола, отметил, что:

  • хотят того родители или нет, они неизбежно влияют и на психологическое и на сексуальное развитие детей;
  • семья влияет на ребёнка через систему отношений: родителей между собой, каждого из них и обоих вместе с ребёнком;
  • успешность влияний семьи существенно зависит от степени согласованности их с существующими у ребёнка врождёнными особенностями маскулинности – фемининности [22].

Определение пола первоначально  производится акушером на основании  внешнего вида гениталий новорожденного. Предопределённый биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, проявляющиеся, например, уже в выборе цвета и белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребёнку [20]. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения. Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности – женственности, требуют значительно большего времени. Без учёта особенностей мужественности и женственности (мускулинности и феминииности) невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин [20].

Ребенок, воспитывающийся  в семье, где личностными образцами  для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца [35,172]. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Мальчикам чаще прощают проявление агрессивности и поощряют их активность и инициативность. Ориентация ребёнка на ценности своего пола, прежде всего, происходят в семье. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребёнок. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности [35,223].

Особенности взаимодействия ребёнка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений оказывают  влияние на протяжении всего периода  детства. Поэтому так важно, чтобы  у каждого ребёнка были мать и отец.

В своей работе О. С. Мухина отмечает, что в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, а отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения. В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. В малой полной семье ребёнок ориентируется на родителей, причём, как правило, мальчик – на отца, а девочка – на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери [32].

Сын в поведении отца находит образец своей собственной  половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения  родителей служат для него моделью  взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для поло-ролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола [38].

Но полная семья сама по себе не гарантирует успеха в  воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Традиционно принято  считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В. Сатир считает, что проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать, что он сам хороший?

Родительский дом испокон  веков называется отчим, в этом выражении  заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребёнка. Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребёнка.

Дефицит мужского влияния  в неполных семьях проявляется в  виде:

  • нарушений в развитии интеллектуальной сферы;
  • затруднений общения с представителями противоположного пола;
  • формирования избыточной, патологической привязанности к матери;
  • недостаточно чёткого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек [32].

Нарушение половой идентичности, несформированность навыков поло-ролевого поведения, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности ребёнка. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Известно, что отцы более дифференцированно, чем матери, относятся к ребёнку в зависимости от его пола. Показано, что в семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми; с другой стороны, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на поло-ролевую ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте [29].

Уже впервые месяцы жизни  ребенка отец по-разному играет с  мальчиком и девочкой, тем самым  начинает формировать их половую  идентичность. Первые пять лет жизни  играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации [22].

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную  роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка  складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины [19, 17].

Отсутствие отца в  семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. У них могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженность [32].

Дефицит мужского влияния  в детстве может привести к  возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма [22].

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее  он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами [5,81].

Многие девочки, обделённые вниманием отца, обречены на яростное самоутверждение в течение всей жизни. Подчёркнутая самостоятельность, стремление выйти из сферы «женских занятий» и утвердить своё равноправие и равноценность мужчине часто восходит к детскому желанию дочери привлечь внимание отца. Чем больше времени уделяет отец общению с девочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем. Помимо этого, она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни [38].

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами [48,125].

В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером [48,124].

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Информация о работе Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)