Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
девочки полной семьи |
мама |
папа |
со всеми |
Альбина О. |
+ |
||
Вероника Е. |
+ |
||
Настя К. |
+ |
||
Софья П. |
+ |
||
Юля Е. |
+ |
Таблица 3
Эмоциональный контакт девочек с родителями в неполных семьях.
девочки неполной семьи |
мама |
папа |
со всеми |
Даша С. |
+ |
||
Лиза К. |
+ |
||
Люба Б. |
+ |
||
Николь Н. |
+ |
||
Саша Б. |
+ |
Таблица 4
Эмоциональный контакт мальчиков с родителями в полных семьях.
мальчики полной семьи |
мама |
папа |
со всеми |
Денис Ч. |
+ |
||
Кирилл С. |
+ |
||
Коля К. |
+ |
||
Рома Н. |
+ |
||
Руслан Н. |
+ |
Таблица 5
Эмоциональный контакт мальчиков с родителями в неполных семьях.
мальчики неполной семьи |
мама |
папа |
со всеми |
Давид Ш. |
+ |
||
Егор Г. |
+ |
||
Кирилл К. |
+ |
||
Коля С. |
+ |
||
Костя Ш. |
+ |
Результаты таблиц 2, 3, 4, 5, отображены на графиках №1, 2 приложение №3
Анализируя четвёртый вопрос интервью, кого из членов семьи дети больше всего слушаются, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 6, 7, 8, 9.
Таблица 6
Авторитетность родителей.
девочки полной семьи |
мама |
папа |
Альбина О. |
+ |
|
Вероника Е. |
+ |
|
Настя К. |
+ |
|
Софья П. |
+ |
|
Юля Е. |
+ |
Таблица 7
Авторитетность родителей.
девочки неполной семьи |
мама |
папа |
Даша С. |
+ |
|
Лиза К. |
+ |
|
Люба Б. |
+ |
|
Николь Н. |
+ |
|
Саша Б. |
+ |
Таблица 8
Авторитетность родителей.
мальчики полной семьи |
мама |
папа |
Денис Ч. |
+ |
|
Кирилл С. |
+ | |
Коля К. |
+ | |
Рома Н. |
+ | |
Руслан Н. |
+ |
Таблица 9
Авторитетность родителей.
мальчики неполной семьи |
мама |
папа |
Давид Ш. |
+ |
|
Егор Г. |
+ |
|
Кирилл К. |
+ |
|
Коля С. |
+ |
|
Костя Ш. |
+ |
Результаты таблиц 6, 7, 8, 9 отображены на графиках № 3, 4 приложение №4
Анализируя шестой вопрос интервью, что родители запрещают делать детям дома, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 10
В зависимости от содержания запреты классифицируют по 4-м группам:
Таблица 10
Родительские запреты.
Сохранение вещей и порядка |
Безопасность ребёнка |
Охрана покоя взрослых |
Нравственные запреты |
девочки | |||
- нельзя рисовать на обоях; - мусорить. |
- нельзя смотреть много телевизор; - играть долго в компьютерные игры; - пользоваться электроприборами; - открывать дверь чужим. |
- нельзя бегать и шумно играть. |
- нельзя игнорировать просьбы и замечания взрослых. |
мальчики | |||
- нельзя раскидывать игрушки и разбрасывать вещи |
- нельзя включать - вылезать из окна; - зажигать газовую плиту; - смотреть много телевизор |
- нельзя шуметь |
- плохо себя вести, кривляться, делать всё назло. |
Результаты таблицы 10 отображены на графиках № 5, 6 приложение №5
Анализируя вопросы № 7-9 интервью, получили следующие результаты. Из ответов родителей на вопрос № 7(Какие трудовые обязанности есть у вашего ребёнка?) мы установили, что дифференциация трудовых обязанностей в зависимости от пола отсутствует. Рассматривая ответы родителей мальчиков, мы узнаем, что их не привлекают именно к мужской трудовой деятельности. А именно починить (учитывая возраст), помочь поднести тяжёлые предметы маме, и т. д.
При обработке ответов на вопросы №8-9 получили данные о том, что родители девочек хотят воспитать такие черты характера, которые присуще мальчикам. Своих дочерей они хотят видеть успешными, уверенными, волевыми, решительными. А родители мальчиков хотят воспитать их послушными, вежливыми, воспитанными, честными, самостоятельными.
Анализируя десятый вопрос интервью, надо ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, если да то, с какого возраста, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 11, 12.
Таблица 11
Воспитание детей с учётом половых различий.
семьи |
да |
нет |
не знаю |
Полные семьи |
10 – 100% |
||
Неполные семьи |
7 – 70% |
1 – 10% |
2- 20% |
Таблица 12
Возраст начала воспитания детей с учётом половых различий.
семьи |
с рождения |
с 2-3 лет |
с 5-ти лет |
Полные семьи |
6 – 60% |
3 – 30% |
1- 10% |
Неполные семьи |
4 – 40% |
4 – 40% |
2 -20% |
Результаты таблиц 11 и 12 отображены на графике № 7 приложение №6
В результате проведённого интервьюирования родителей по методике Арутюновой мы изучили различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям.
Итак, можно сделать следующие выводы:
Вторым этапом по решению задач экспериментальной части было проведено интервью с ребёнком по методике А. И. Захарова, мы изучили идентификацию детей с родителями.
Посредством первых 4 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. По ответам детей определялись наиболее значимые для них лица. Если ребёнок выбирает роль и профессию родителя того же пола, то это является показателем поло-ролевой идентификации.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
Анализируя вопрос интервью, кого бы ты стал изображать в игре «Семья» – маму, папу или себя, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 13, 14. Результаты таблиц № 13, 14 отображены на графиках № 8,9 приложение №7
Таблица 13
Идентификация детей с родителями в полных семьях.
Имя |
Возраст |
Роль в игре «семья» |
Выбор профессии | ||||
мама |
папа |
сам(а) себя |
мама |
папа |
буду заниматься другим | ||
Вероника Е. |
6 лет |
+ |
+ |
||||
Юля Е. |
5л. 11м. |
+ |
+ |
||||
Софья П. |
5л. 10м. |
+ |
+ |
||||
Настя К. |
5л. 8м. |
+ |
+ | ||||
Альбина О. |
5л. 11м. |
+ |
+ |
||||
Руслан Н. |
5л. 10м. |
+ |
+ |
||||
Денис Ч. |
5л. 11м. |
+ |
+ |
||||
Роман Н. |
5л. 9м. |
+ |
+ | ||||
Коля К. |
6л. 1м. |
+ |
+ |
||||
Кирилл С. |
6л. 2м. |
+ |
+ |