Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переработка куделенко.1doc после нормконтроля.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

девочки полной семьи

мама

папа

со всеми

Альбина О.

+

   

Вероника Е.

+

   

Настя К.

+

   

Софья П.

+

   

Юля Е.

   

+


 

Таблица 3

Эмоциональный контакт  девочек с родителями в неполных семьях.

девочки неполной семьи

мама

папа

со всеми

Даша С.

+

   

Лиза К.

+

   

Люба Б.

+

   

Николь Н.

+

   

Саша Б.

+

   

 

Таблица 4

Эмоциональный контакт  мальчиков с родителями в полных семьях.

мальчики полной семьи

мама

папа

со всеми

Денис Ч.

+

   

Кирилл С.

 

+

 

Коля К.

+

   

Рома Н.

 

+

 

Руслан Н.

+

   

 

Таблица 5

Эмоциональный контакт  мальчиков с родителями в неполных семьях.

мальчики неполной семьи

мама

папа

со всеми

Давид Ш.

+

   

Егор Г.

+

   

Кирилл К.

+

   

Коля С.

+

   

Костя Ш.

+

   

 

Результаты таблиц 2, 3, 4, 5, отображены на графиках №1, 2 приложение №3

Анализируя четвёртый  вопрос интервью, кого из членов семьи  дети больше всего слушаются, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 6, 7, 8, 9.

Таблица 6

Авторитетность родителей.

девочки полной семьи

мама

папа

Альбина О.

+

 

Вероника Е.

+

 

Настя К.

+

 

Софья П.

+

 

Юля Е.

+

 

 

Таблица 7

Авторитетность родителей.

девочки неполной семьи

мама

папа

Даша С.

+

 

Лиза К.

+

 

Люба Б.

+

 

Николь Н.

+

 

Саша Б.

+

 

 

Таблица 8

Авторитетность родителей.

мальчики полной семьи

мама

папа

Денис Ч.

+

 

Кирилл С.

 

+

Коля К.

 

+

Рома Н.

 

+

Руслан Н.

+

 

 

Таблица 9

Авторитетность родителей.

мальчики неполной семьи

мама

папа

Давид Ш.

+

 

Егор Г.

+

 

Кирилл К.

+

 

Коля С.

+

 

Костя Ш.

+

 

 

Результаты таблиц 6, 7, 8, 9 отображены на графиках № 3, 4 приложение №4

Анализируя шестой вопрос интервью, что родители запрещают делать детям дома, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 10

В зависимости от содержания запреты классифицируют по 4-м группам:

  1. Сохранение вещей и порядка.
  2. Безопасность ребёнка.
  3. Охрана покоя взрослых.
  4. Нравственные запреты.

Таблица 10

Родительские запреты.

Сохранение вещей и  порядка

Безопасность ребёнка

Охрана покоя взрослых

Нравственные запреты

девочки

- нельзя рисовать на  обоях;

- мусорить.

- нельзя смотреть много  телевизор;

- играть долго в  компьютерные игры;

- пользоваться электроприборами;

- открывать дверь чужим.

- нельзя бегать и  шумно играть.

- нельзя игнорировать  просьбы и замечания взрослых.

мальчики

- нельзя раскидывать  игрушки и разбрасывать вещи

- нельзя включать электроприборы;

- вылезать из окна;

- зажигать газовую  плиту;

- смотреть много телевизор

- нельзя шуметь

- плохо себя вести,  кривляться, делать всё назло.


 

Результаты таблицы 10 отображены на графиках № 5, 6 приложение №5

Анализируя вопросы № 7-9 интервью, получили следующие результаты. Из ответов родителей на вопрос № 7(Какие трудовые обязанности есть у вашего ребёнка?) мы установили, что дифференциация трудовых обязанностей в зависимости от пола отсутствует. Рассматривая ответы родителей мальчиков, мы узнаем, что их не привлекают именно к мужской  трудовой деятельности. А именно починить (учитывая возраст), помочь поднести тяжёлые предметы маме, и т. д.

При обработке ответов на вопросы №8-9 получили данные о том, что родители девочек хотят воспитать такие черты характера, которые присуще мальчикам. Своих дочерей они хотят видеть успешными, уверенными, волевыми, решительными. А родители мальчиков хотят воспитать их послушными, вежливыми, воспитанными, честными, самостоятельными.

Анализируя десятый вопрос интервью, надо ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, если да то, с какого возраста, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицу 11, 12.

Таблица 11

Воспитание детей с  учётом половых различий.

семьи

да

нет

не знаю

Полные семьи

10 – 100%

   

Неполные семьи

7 – 70%

1 – 10%

2- 20%


 

Таблица 12

Возраст начала воспитания детей с учётом половых различий.

семьи

с рождения

с 2-3 лет

с 5-ти лет

Полные семьи

6 – 60%

3 – 30%

1- 10%

Неполные семьи

4 – 40%

4 – 40%

2 -20%


Результаты таблиц 11 и 12 отображены на графике № 7 приложение №6

В результате проведённого интервьюирования родителей по методике Арутюновой мы изучили различия в  методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям практически отсутствуют;
  • существенной разницы в ответах родителей на запреты как в полных семьях, так и не в полных  в зависимости от пола не обнаружили. В основном родители мальчиков и девочек запрещали делать то, что связано с безопасностью ребёнка. Запреты носят общий характер и несвязанны с полом ребёнка;
  • дифференциация трудовых обязанностей в зависимости от пола отсутствует. Мальчиков совсем не привлекают выполнять мужскую работу;
  • родители мальчиков присваивали им общие черты характера, которые присущи и девочкам и мальчикам. А родители девочек хотят видеть уверенных, успешных, волевых дочерей.
  • у родителей как полных, так и неполных семей нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание ребёнка с учётом половых различий.

Вторым этапом по решению  задач экспериментальной части  было проведено интервью с ребёнком по методике А. И. Захарова, мы изучили идентификацию детей с родителями.

Посредством первых 4 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. По ответам детей определялись наиболее значимые для них лица. Если ребёнок выбирает роль и профессию родителя того же пола, то это является показателем поло-ролевой идентификации.

При обработке и анализе  результатов опроса важно учитывать  следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5 - 7 лет, у девочек 3м – 8 лет;
  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей;
  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально тёплыми отношениями с родителем другого пола;
  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя.

Анализируя вопрос интервью, кого бы ты стал изображать в игре «Семья» – маму, папу или себя, мы получили следующие результаты, которые обобщены и сведены в таблицы № 13, 14. Результаты таблиц № 13, 14 отображены на графиках № 8,9 приложение №7

Таблица 13

Идентификация детей с родителями в полных семьях.

 

Имя

 

Возраст

Роль в игре «семья»

Выбор профессии

 

мама

 

папа

 

сам(а) себя

 

мама 

 

папа

буду заниматься другим

Вероника Е.

6 лет

+

   

+

   

Юля Е.

5л. 11м.

+

   

+

   

Софья П.

5л. 10м.

 

+

 

+

   

Настя К.

5л. 8м.

   

+

   

+

Альбина О.

5л. 11м.

   

+

+

   

Руслан Н.

5л. 10м.

 

+

   

+

 

Денис Ч.

5л. 11м.

   

+

 

+

 

Роман Н.

5л. 9м.

 

+

     

+

Коля К.

6л. 1м.

 

+

   

+

 

Кирилл С.

6л. 2м.

   

+

 

+

 

Информация о работе Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)