Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переработка куделенко.1doc после нормконтроля.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 14

Идентификация детей  с родителями в неполных семьях.

 

Имя

 

Возраст

Роль в игре «семья»

Выбор профессии

 

мама

 

папа

 

сам(а) себя

 

мама 

 

папа

буду заниматься другим

Люба Б..

5л.11м.

+

   

+

   

Саша Б.

5л. 10м.

+

   

+

   

Николь Н..

5л. 10м.

+

       

+

Даша С..

5л. 8м.

   

+

   

+

Лиза К..

5л. 11м.

+

   

+

   

Костя Ш.

5л. 10м.

+

       

+

Коля С.

5л. 11м.

+

       

+

Егор Г.

5л. 9м.

   

+

   

+

Кирилл К.

6л. 1м.

 

+

     

+

Давид Ш.

6л. 2м.

   

+

   

+


 

Анализ данных опроса детей показал, что в полных семьях 50% и у неполных 50% детей идентифицируют себя с родителем своего пола. Выбор девочками роли отца, так же как и выбор матери у мальчиков незначителен, но присутствует (10% у девочек полных семей и 20 %  у мальчиков неполных семей). Выбор себя, а это составляет 40%  в полных  и 30% в неполных семьях, т.е. уменьшение идентификации, связано с развитием самосознания у детей.

Третьим этапом по решению  задач экспериментальной части  была проведена  методика «Бабочки» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на выявление деления ребёнком мира людей на мужской и женский, что является основой при формировании психологического пола ребёнка.

Мы получили следующие данные: из 20 детей все разделяют мир людей на мужской и женский, как в полной, так и в неполной семьях. Результаты обобщены и сведены в таблицы 15,16.

Таблица 15

Разделение мира людей  на мужской и женский детьми полных семей.

имя

возраст

бабочки-папы

бабочки-мамы

бабочки-дети

Вероника Е.

6 лет

13см

9см

23см

15см

Юля Е.

5л. 11м.

25см

3см

68см

49см

Софья П.

5л. 10м.

18см

37см

65см

41см

Настя К.

5л. 8м.

28см

80см

74см

62см

Альбина О.

5л. 11м.

6см

23см

19см

10см

Руслан Н.

5л. 10м.

57см

39см

20см

Денис Ч.

5л. 11м.

94см

75см

65см

Роман Н.

5л. 9м.

18см

15см

5см

Коля К.

6л. 1м.

63см

44см

34см

Кирилл С.

6л. 2м.

54см

29см

5см


 

Таблица 16

Разделение мира людей  на мужской и женский детьми неполных семей.

имя

возраст

бабочки-папы

бабочки-мамы

бабочки-дети

Люба Б.

5л. 11м.

78см

80см

33см

Саша Б.

5л. 10м.

39см

30см

20см

Николь Н.

6л.

93см

70см

42см

Даша С.

5л. 9м.

77см

32см

16см

Лиза К.

6л. 1м.

68см

42см

25см

Костя Ш.

6л.

97см

90см

67см

Коля С.

5л. 11м.

70см

79см

83см

Егор Г.

5л. 10м.

63см

50см

87см

Кирилл К.

6л. 2м.

70см

45см

64см

Давид Ш.

5л. 11м.

54см

38см

23см


 

Четвёртым этапом по решению задач экспериментальной части была проведена методика «Зеркальный человек» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на изучение сформированности образа тела у детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты, которые были обобщены и сведены в таблицы 17, 18. Результаты таблиц 17, 18 отображены на графиках № 10,11 приложение №8

Таблица 17

Сформированность образа тела у детей в полных семьях.

имя

возраст

размеры (в см.)

условная схема тела

плечи

талия

бёдра

Вероника Е.

6 лет

38

24

28

 

Юля Е.

5л. 11м.

32

23

30

 

Софья П.

5л. 10м.

39

30

33

 

Настя К.

5л. 8м.

19

9

10

 

Альбина О.

5л. 11м.

30

24

23

 

Руслан Н.

5л. 10м.

41

21

25

 

Денис Ч.

5л. 11м.

34

23

29

 

Роман Н.

5л. 9м.

52

40

38

 

Коля К.

6л. 1м.

47

40

44

 

Кирилл С.

6л. 2м.

38

28

30

 

 

Таблица 18

Сформированность образа тела у детей в неполных семьях.

имя

возраст

размеры (в см.)

условная схема тела

плечи

талия

бёдра

Люба Б..

5л.11м.

30

43

13

 

Саша Б.

5л. 10м.

30

23

39

 

Николь Н..

5л. 10м.

30

27

26

 

Даша С..

5л. 8м.

28

11

34

 

Лиза К..

5л. 11м.

24

24

30

 

Костя Ш.

5л. 10м.

21

17

35

 

Коля С.

5л. 11м.

34

26

51

 

Егор Г.

5л. 9м.

42

34

30

 

Кирилл К.

6л. 1м.

47

33

27

 

Давид Ш.

6л. 2м.

36

27

29

 

 

Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы. В полных семьях у девочек - 100% не сформирован образ тела по женскому типу. У всех мальчиков - 100% в полных семьях сформирован образ тела по мужскому типу. В неполных семьях у девочек - 40% сформирован образ тела по женскому типу, а 60% по мужскому; у мальчиков - 60% по мужскому типу, а 40% по женскому.

 

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста

 

В становлении психологического пола в дошкольном возрасте особое место отводится условиям воспитания и обучения. Как утверждают А. Бандура, Д. Пери, «настройка» на определённый пол должна осуществляться родителями сразу же после рождения ребёнка. Но наше исследование показало разрозненность мнения о том, когда надо начинать воспитание с учётом половых различий. Родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола.

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией  М.А.Васильевой, программа “Радуга”, программа “Развитие”) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман).

Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что  женщину в девочке, так же как  и мужчину в мальчике, следует  формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции [52].

От того, насколько успешно проходит процесс поло-ролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Если основы женственности  и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

Программа развития и  воспитания детей в детском саду «Детство» разработана коллективом  кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического  университета им. А. И. Герцена.

В программе  «Детство»  существует курс «Азбука общения». Он построен по учебному плану, включает занятия по формированию навыков  общения у детей 3-7 лет, а также  раскрывает отдельные стороны нравственного и поло-ролевого воспитания.

Суть поло-ролевого воспитания в программе «Детство» заключается в следующем:

      • овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
      • формирование адекватной полу модели поведения;
      • правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

Цель:

      • способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формирование начал мужественности и женственности у дошкольников.

Задачи программы:

      • формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
      • формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли;
      • формирование адекватной полу модели поведения.

Представленная на основе трёх разделов структура курса рассматривается  как примерная и носит рекомендательный характер.

Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?

Цикл занятий данного  раздела позволяет:

      • уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях;
      • обогатить представления о мужских и женских профессиях

Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.

Все занятия этого  раздела призваны сформировать предпосылки  мужественности и женственности, которые  проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного  понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого раздела разные виды деятельности взаимосвязаны.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

Информация о работе Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)