Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблица 14
Идентификация детей с родителями в неполных семьях.
Имя |
Возраст |
Роль в игре «семья» |
Выбор профессии | ||||
мама |
папа |
сам(а) себя |
мама |
папа |
буду заниматься другим | ||
Люба Б.. |
5л.11м. |
+ |
+ |
||||
Саша Б. |
5л. 10м. |
+ |
+ |
||||
Николь Н.. |
5л. 10м. |
+ |
+ | ||||
Даша С.. |
5л. 8м. |
+ |
+ | ||||
Лиза К.. |
5л. 11м. |
+ |
+ |
||||
Костя Ш. |
5л. 10м. |
+ |
+ | ||||
Коля С. |
5л. 11м. |
+ |
+ | ||||
Егор Г. |
5л. 9м. |
+ |
+ | ||||
Кирилл К. |
6л. 1м. |
+ |
+ | ||||
Давид Ш. |
6л. 2м. |
+ |
+ |
Анализ данных опроса детей показал, что в полных семьях 50% и у неполных 50% детей идентифицируют себя с родителем своего пола. Выбор девочками роли отца, так же как и выбор матери у мальчиков незначителен, но присутствует (10% у девочек полных семей и 20 % у мальчиков неполных семей). Выбор себя, а это составляет 40% в полных и 30% в неполных семьях, т.е. уменьшение идентификации, связано с развитием самосознания у детей.
Третьим этапом по решению задач экспериментальной части была проведена методика «Бабочки» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на выявление деления ребёнком мира людей на мужской и женский, что является основой при формировании психологического пола ребёнка.
Мы получили следующие данные: из 20 детей все разделяют мир людей на мужской и женский, как в полной, так и в неполной семьях. Результаты обобщены и сведены в таблицы 15,16.
Таблица 15
Разделение мира людей на мужской и женский детьми полных семей.
имя |
возраст |
бабочки-папы |
бабочки-мамы |
бабочки-дети | |
Вероника Е. |
6 лет |
13см |
9см |
23см |
15см |
Юля Е. |
5л. 11м. |
25см |
3см |
68см |
49см |
Софья П. |
5л. 10м. |
18см |
37см |
65см |
41см |
Настя К. |
5л. 8м. |
28см |
80см |
74см |
62см |
Альбина О. |
5л. 11м. |
6см |
23см |
19см |
10см |
Руслан Н. |
5л. 10м. |
57см |
39см |
20см | |
Денис Ч. |
5л. 11м. |
94см |
75см |
65см | |
Роман Н. |
5л. 9м. |
18см |
15см |
5см | |
Коля К. |
6л. 1м. |
63см |
44см |
34см | |
Кирилл С. |
6л. 2м. |
54см |
29см |
5см |
Таблица 16
Разделение мира людей на мужской и женский детьми неполных семей.
имя |
возраст |
бабочки-папы |
бабочки-мамы |
бабочки-дети |
Люба Б. |
5л. 11м. |
78см |
80см |
33см |
Саша Б. |
5л. 10м. |
39см |
30см |
20см |
Николь Н. |
6л. |
93см |
70см |
42см |
Даша С. |
5л. 9м. |
77см |
32см |
16см |
Лиза К. |
6л. 1м. |
68см |
42см |
25см |
Костя Ш. |
6л. |
97см |
90см |
67см |
Коля С. |
5л. 11м. |
70см |
79см |
83см |
Егор Г. |
5л. 10м. |
63см |
50см |
87см |
Кирилл К. |
6л. 2м. |
70см |
45см |
64см |
Давид Ш. |
5л. 11м. |
54см |
38см |
23см |
Четвёртым этапом по решению задач экспериментальной части была проведена методика «Зеркальный человек» (В. В. Петровский, Л. В. Ильченко), направленная на изучение сформированности образа тела у детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты, которые были обобщены и сведены в таблицы 17, 18. Результаты таблиц 17, 18 отображены на графиках № 10,11 приложение №8
Таблица 17
Сформированность образа тела у детей в полных семьях.
имя |
возраст |
размеры (в см.) |
условная схема тела | ||
плечи |
талия |
бёдра | |||
Вероника Е. |
6 лет |
38 |
24 |
28 |
|
Юля Е. |
5л. 11м. |
32 |
23 |
30 |
|
Софья П. |
5л. 10м. |
39 |
30 |
33 |
|
Настя К. |
5л. 8м. |
19 |
9 |
10 |
|
Альбина О. |
5л. 11м. |
30 |
24 |
23 |
|
Руслан Н. |
5л. 10м. |
41 |
21 |
25 |
|
Денис Ч. |
5л. 11м. |
34 |
23 |
29 |
|
Роман Н. |
5л. 9м. |
52 |
40 |
38 |
|
Коля К. |
6л. 1м. |
47 |
40 |
44 |
|
Кирилл С. |
6л. 2м. |
38 |
28 |
30 |
Таблица 18
Сформированность образа тела у детей в неполных семьях.
имя |
возраст |
размеры (в см.) |
условная схема тела | ||
плечи |
талия |
бёдра | |||
Люба Б.. |
5л.11м. |
30 |
43 |
13 |
|
Саша Б. |
5л. 10м. |
30 |
23 |
39 |
|
Николь Н.. |
5л. 10м. |
30 |
27 |
26 |
|
Даша С.. |
5л. 8м. |
28 |
11 |
34 |
|
Лиза К.. |
5л. 11м. |
24 |
24 |
30 |
|
Костя Ш. |
5л. 10м. |
21 |
17 |
35 |
|
Коля С. |
5л. 11м. |
34 |
26 |
51 |
|
Егор Г. |
5л. 9м. |
42 |
34 |
30 |
|
Кирилл К. |
6л. 1м. |
47 |
33 |
27 |
|
Давид Ш. |
6л. 2м. |
36 |
27 |
29 |
Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы. В полных семьях у девочек - 100% не сформирован образ тела по женскому типу. У всех мальчиков - 100% в полных семьях сформирован образ тела по мужскому типу. В неполных семьях у девочек - 40% сформирован образ тела по женскому типу, а 60% по мужскому; у мальчиков - 60% по мужскому типу, а 40% по женскому.
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста
В становлении психологического пола в дошкольном возрасте особое место отводится условиям воспитания и обучения. Как утверждают А. Бандура, Д. Пери, «настройка» на определённый пол должна осуществляться родителями сразу же после рождения ребёнка. Но наше исследование показало разрозненность мнения о том, когда надо начинать воспитание с учётом половых различий. Родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола.
Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, программа “Радуга”, программа “Развитие”) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман).
Ученые, работающие по данной
проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева
Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что
женщину в девочке, так же как
и мужчину в мальчике, следует
формировать с дошкольного
От того, насколько успешно проходит процесс поло-ролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Программа развития и
воспитания детей в детском саду
«Детство» разработана
В программе «Детство»
существует курс «Азбука общения».
Он построен по учебному плану, включает
занятия по формированию навыков
общения у детей 3-7 лет, а также
раскрывает отдельные стороны
Суть поло-ролевого воспитания в программе «Детство» заключается в следующем:
Цель:
Задачи программы:
Представленная на основе
трёх разделов структура курса
Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?
Цикл занятий данного раздела позволяет:
Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.
Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого раздела разные виды деятельности взаимосвязаны.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.