Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
В процессе выполнения заданий
этого раздела формируются
Этот курс выполняет многоплановую роль. Решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребёнка, развитию основ мужественности и женственности. Курс « Азбука общения» программы «Детство» может быть использован педагогами в своей работе с детьми.
Работа педагога должна быть ориентирована также и на просветительскую деятельность родителей. Для формирования представлений о мужественности и женственности родителям можно посоветовать использовать:
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому важны воздействия на эмоциональную сферу ребёнка одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения.
В заключении отметим, что работа по формированию психологического пола должна проводиться родителями и педагогами совместно и взаимно дополнять друг друга.
Выводы по II главе
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы с использованием методик «Интервью с ребёнком» (А. И. Захаров), тестов «Зеркальный человек», «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко), «Интервьюирование родителей» (Л. А. Арутюнова), мы пришли к выводу, что:
- интервьюирование родителей по методике Л. А. Арутюновой помогло установить, что родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола. Не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий. У родителей нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий. Нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;
- методика «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко) цель которой изучить показатель разделения ребёнком мира людей на мужской и женский показала, что дети как полных, так и неполных семей разделяют мир на мужской и женский, что является основой для формирования психологического пола ребёнка;
- с целью изучения
сформированности образа тела
была проведена методика «
- существует незначительная
разница в формировании
Анализ результатов опытно - экспериментальной работы дал нам возможность составить рекомендации педагогам и родителям по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста.
Заключение
Первой задачей нашей выпускной квалификационной работы было проанализировать литературу по данной проблеме. Нами была подвергнута анализу отечественная и зарубежная литература, посвященная проблеме влияния семьи на формирование психологического пола детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав исследования по этой проблеме, мы сделали вывод о том, что данная проблема одна из актуальных и разрабатываемых учёными. Предпосылки для решения этой проблемы были созданы отечественными и зарубежными исследователями (А.Г. Асмолов,
Е.П. Ильин, В. Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.А. Репина,.З. Фрейд, Э. Фромм и др.).
В результате теоретического исследования изучаемой проблемы было представлено, что психологический пол личности — сложное, динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой принадлежностью биологическими особенностями индивида и поло-ролевыми нормами в обществе [20]. А.Г. Асмолов определил, что «психологический пол» - представляется как характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов».
В качестве основных составляющих процесса формирования психологического пола являются половая идентичность и поло-ролевое поведение. По мнению ученых (В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) процесс формирования психологического пола - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей поло-ролевого поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
Как утверждают Д.Н. Исаев, В. Е. Каган, И.С. Кон и др. ребёнок к концу старшего дошкольного возраста полностью осознаёт свою половую принадлежность. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей, поэтому дошкольный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола. Все исследователи подчёркивают, что изменение поло-ролевого поведения после 5-6 лет трудно и едва ли полностью возможно.[21]
Второй задачей нашей выпускной квалификационной работы было изучить роль семьи в развитии психологического пола ребёнка дошкольного возраста. В ходе анализа литературы было выявлено, что основным фактором, влияющим на формирование психологического пола детей дошкольного возраста, является семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности (А. Бандура, Д. Пери).
Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям, женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.
Нами было проведено исследование, целью которого было изучить роль семьи в развитии психологического пола.
Исследование проводилось на базе МДОУ д\с №5 «Волна». В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.
Нами были использованы методики: интервью с ребёнком (А. И, Захаров), тесты «Зеркальный человек», «Бабочки» (В. А. Петровский, Л. В. Ильченко), интервьюирование родителей (Л. А. Арутюнова). Исследование помогло определить различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям, проанализировать взаимосвязь между составом семьи и сформированностью психологического пола у детей. Мы выявили, что
- родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола, не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий, нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий, нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;
- полная семья, к сожалению, не даёт гарантий успешного формирования психологического пола ребёнка.
В результате проведенного эмпирического исследования, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что процесс формирования у ребёнка поло-ролевой принадлежности у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективен при условии адекватного влияния на него семьи.
Опытно-экспериментальная работа позволила определить рекомендации для педагогов и родителей с целью создания условий для формирования психологического пола у детей дошкольного возраста. Нами было предложено использовать педагогам и психологам в своей работе курс «Азбука общения» программы «Детство» разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. А также проводить работу с родителями (родительские конференция, собрания, беседы, дискуссии) по проблеме формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Список детей.
Девочки.
Мальчики.
Приложение №2
Таблица 1
Сводная таблица семей различного состава.
имя |
возраст |
половой состав семьи |
кол-во представителей разн. поколений |
изменение состава семьи | ||||
жен. |
муж. |
дети |
род. |
прарод. |
0-3 г. |
3-6 л. | ||
Вероника Е. |
6 лет |
мама, бабушка |
папа, дедушка |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
Юля Е. |
5л. 11м. |
мама, бабушка |
папа, дедушка |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
Софья П. |
5л. 10м. |
мама |
папа, брат |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Настя К. |
5л. 8м. |
мама |
папа, брат |
2 |
2 |
- |
- |
рожд. брата |
Альбина О. |
5л. 11м. |
мама |
папа |
1 |
2 |
- |
- |
- |
Люба Б. |
5л. 11м. |
мама,бабушка. |
дедушка |
1 |
1 |
2 |
развод | |
Саша Б. |
5л. 10м. |
мама |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Николь Н. |
6л. |
мама,бабушка |
- |
1 |
1 |
1 |
развод |
|
Даша С. |
5л. 9м. |
мама |
- |
2 |
1 |
- |
развод |
|
Лиза К. |
6л. 1м. |
мама, бабушка |
дедушка |
1 |
1 |
2 |
развод |
|
Руслан Н. |
5л. 10м. |
мама |
папа, брат |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Денис Ч. |
5л.11м. |
мама, сестра |
папа |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Роман Н. |
5л. 9м. |
мама, сестра |
папа, брат |
3 |
2 |
- |
рожд. сестры |
- |
Коля К. |
6л. 1м. |
мама |
папа, брат |
2 |
2 |
- |
рожд. брата |
|
Кирилл С. |
6л. 2м. |
мама |
папа, брат |
2 |
2 |
- |
- |
рожд. брата |
Костя Ш. |
6л. |
мама, бабушка |
дедушка |
1 |
1 |
2 |
- |
развод |
Коля С. |
5л. 11м. |
мама |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Егор Г. |
5л. 10м. |
мама, сестра |
- |
2 |
1 |
- |
развод |
|
Кирилл К. |
6л. 2м. |
мама |
- |
1 |
1 |
- |
развод |
- |
Давид Ш. |
5л. 11м. |
мама |
- |
1 |
1 |
1 |
развод |
- |