Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переработка куделенко.1doc после нормконтроля.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

В процессе выполнения заданий  этого раздела формируются представления  о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и  поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются:

      • навыки доброжелательного отношения к друг другу;
      • умение быть опрятным видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в причёске, одежде и пр.;
      • умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
      • умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

Этот курс выполняет  многоплановую роль. Решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребёнка, развитию основ мужественности и женственности. Курс « Азбука общения» программы «Детство» может быть использован педагогами в своей работе с детьми.

Работа педагога должна быть ориентирована также и на просветительскую деятельность родителей. Для формирования представлений  о мужественности и женственности родителям можно посоветовать использовать:

      • произведения устного народного творчества (сказки, былины, рассказы о защитниках Отечества). Дети узнают о таких качествах мужественности как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым и т. д.
      • проводить этические беседы. Во время бесед уточнять представления о мужественности и женственности. Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам»;
      • организовывать различные виды деятельности в зависимости от пола ребёнка. Мальчиков можно научить: разрезать плотный картон, пользоваться лобзиком при работе с фанерой, использовать молоток и гвозди, выполнять посильную физическую работу. Девочек следует обучать шитью, вязанию, сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. Учиться домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги и т. д;
      • в повседневной жизни мальчиков и девочек приучать оказывать знаки взаимного внимания: дарить «сувениры» в Международный женский день или День защитника Отечества. Мальчиков приучать замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, девочек воспринимать внимание с благодарностью и т. д.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков  и умений у детей должна быть сформирована мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому важны воздействия  на эмоциональную сферу ребёнка одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения.

В заключении отметим, что  работа по формированию психологического пола должна проводиться родителями и педагогами совместно и взаимно дополнять друг друга.

 

 

Выводы по II главе

 

 

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы с использованием методик «Интервью с ребёнком» (А. И. Захаров), тестов «Зеркальный человек», «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко), «Интервьюирование родителей» (Л. А. Арутюнова), мы пришли к выводу, что:

- интервьюирование родителей по методике Л. А. Арутюновой помогло установить, что родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола. Не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий. У родителей нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий. Нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;

- методика «Бабочки» (В, А, Петровский, Л. В. Ильченко) цель которой изучить показатель разделения ребёнком мира людей на мужской и женский показала, что дети как полных, так и неполных семей разделяют мир на мужской и женский, что является основой для формирования психологического пола ребёнка;

- с целью изучения  сформированности образа тела  была проведена методика «Зеркальный  человек» (В. А. Петровский, Л. В. Ильченко). Мы видим, что; в полных семьях у девочек - 100% не сформирован образ тела по женскому типу. У мальчиков - 100% в полных семьях сформирован образ тела по мужскому типу. В неполных семьях у девочек - 40% сформирован образ тела по женскому типу, а 60% по мужскому; у мальчиков - 60% по мужскому типу, а 40% по женскому;

- существует незначительная  разница в формировании психологического  пола у детей в полных и  неполных семьях.

Анализ результатов  опытно - экспериментальной работы дал нам возможность составить рекомендации педагогам и родителям по формированию поло-ролевого поведения и половой идентичности ребёнка дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Первой задачей нашей  выпускной квалификационной работы было проанализировать литературу по данной проблеме. Нами была подвергнута анализу отечественная и зарубежная литература, посвященная проблеме влияния семьи на формирование психологического пола детей дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав  исследования по этой проблеме, мы сделали вывод о том, что данная проблема одна из актуальных и разрабатываемых учёными. Предпосылки для решения этой проблемы были созданы отечественными и зарубежными исследователями (А.Г. Асмолов,

Е.П. Ильин, В. Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Т.А. Репина,.З. Фрейд, Э. Фромм и др.).

В результате теоретического исследования изучаемой проблемы было представлено, что психологический  пол личности — сложное, динамическое, системное качество, обусловленное  связанными с половой принадлежностью  биологическими особенностями индивида и поло-ролевыми нормами в обществе [20]. А.Г. Асмолов определил, что «психологический пол» - представляется как характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов».

В качестве основных составляющих процесса формирования психологического пола являются половая идентичность и поло-ролевое поведение. По мнению ученых (В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) процесс формирования психологического пола - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей поло-ролевого поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Как утверждают Д.Н. Исаев, В. Е. Каган, И.С. Кон и др. ребёнок к концу старшего дошкольного возраста  полностью осознаёт свою половую принадлежность. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей, поэтому дошкольный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола. Все исследователи подчёркивают, что изменение поло-ролевого поведения после 5-6 лет трудно и едва ли полностью возможно.[21]

Второй задачей нашей  выпускной квалификационной работы было изучить роль семьи в развитии психологического пола ребёнка дошкольного  возраста. В ходе анализа литературы было выявлено, что основным фактором, влияющим на формирование психологического пола детей дошкольного возраста, является семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности (А. Бандура, Д. Пери).

Ребенок, воспитывающийся  в семье, где личностными образцами  для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям, женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца.

Нами было проведено  исследование, целью которого было изучить роль семьи в развитии психологического пола.

Исследование проводилось  на базе МДОУ д\с №5 «Волна». В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.

Нами были использованы методики: интервью с ребёнком (А. И, Захаров), тесты «Зеркальный человек», «Бабочки» (В. А. Петровский, Л. В. Ильченко), интервьюирование родителей (Л. А. Арутюнова). Исследование помогло определить различия в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям, проанализировать взаимосвязь между составом семьи и сформированностью психологического пола у детей. Мы выявили, что

- родители не подходят дифференцированно к воспитанию своих детей в зависимости от пола, не включают ребёнка в трудовую деятельность с учётом половых различий, нет единства мнения о том, когда следует начинать воспитание детей с учётом половых различий, нет различий в методах воспитания по отношению к дочерям и сыновьям;

- полная семья, к сожалению, не даёт гарантий успешного формирования психологического пола ребёнка.

В результате проведенного эмпирического исследования, мы подтвердили  выдвинутую гипотезу, что процесс  формирования у ребёнка поло-ролевой принадлежности у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективен при условии адекватного влияния на него семьи.

Опытно-экспериментальная  работа позволила определить рекомендации для педагогов и родителей с целью создания условий для формирования психологического пола у детей дошкольного возраста. Нами было предложено использовать педагогам и психологам  в своей работе курс «Азбука общения» программы «Детство» разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. А также проводить работу с родителями (родительские конференция, собрания, беседы, дискуссии) по проблеме формирования представлений о мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд., испр. / Г. С. Абрамова – М.: «Академия», 2004. – 672 с.
  2. Авдеева, Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / Н. Н. Авдеева // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 5 - 13.
  3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 448с.
  4. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К.Акимова – СПб.: Питер, 2005. - 304с.
  5. Алёшина. Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины Ю. В. Алёшина, А. С.Волович // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С.74-82.
  6. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева – СПб. : Речь, 2004. – 244с.
  7. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов – М., МГУ, 2003. -367с.
  8. Асмолов, А. Г. О педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях / Асмолов А. Г. // Дошкольное воспитание. – 1995г.- № 9. – С .3 - 5.
  9. Белкин, А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола). // Соотношение биологического и социального в человеке. / Под ред. В. М. Банщикова и Б. Ф. Ломова. - М, 1999. – 245с.
  10. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В.Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431с.
  11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. – М.: Академия, 2002. – 240с.
  12. Выгодский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Л. С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
  13. Выгодский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка. Психология личности. / Л. С. Выгодский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 161- 165.
  14. Галагузова, Г. Н. Социальная педагогика / Г. Н. Галагузова. – М. : Владос, 2008г. – 447 с.
  15. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2006г. – 276 с.
  16. Добрынина, Н. Растить мужчину /Н. Добрынина // Дошкольное воспитание. – 1995. - №6 – С. 77 – 79.
  17. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М. : Педагогика, 2001. – 287с.
  18. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям и школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М. : ЛИНКО – ПРЕСС, 1998. – 184 с.
  19. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми родителей / А. И. Захаров // Вопросы психологии. – 1982. - №1. – С.15-18.
  20. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер-Пресс, 2005. -
  21. Исаев, Д. Н. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей) / Д. Н. Исаев. – М.: Медицина, 1999. – 336с.
  22. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии. / В. Е. Каган. – М. : Педагогика 1991. – 256 с.
  23. Каменская, В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов / В. Г. Каменская. М.: ФОРУМ – ИНФА, 2005. – 205с.
  24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  25. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация  пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 165 - 171.
  26. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский. – Минск, 1997. – 237с.
  27. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко.// Детский сад от А до Я. – 2004. - №5. – С. 146-158.
  28. Колосов, Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колосов. – М. : Академия, 1999. – 222с.
  29. Кон, И. С. Введение в сексологию./ И. С. Кон. М.:Медицина, 1998. – 246с.
  30. Кон, И.С. Психология половых различий / И. С. Кон. // Вопросы психологии. – 1981. - №2.- С. 47-57.
  31. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М.:1999 – с
  32. Лесграфт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесграфт. – М. : Академия, 2002. – 205с.
  33. Максимов, В. В. Семейная книга / В. В. Максимов. - СПб.: Питер, 2003. – 225с.
  34. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2000. – 255с.
  35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  36. Немов, Р. Психология образования, кн.2 / Р. Немов. – М.: Владос, 1995. – 496 с.
  37. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф.Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2000. – 374 с.
  38. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен / Р. В.Овчарова. – М. : , 2006. – 496 с.
  39. Подласый, И. П. Педагогика кн. 2 / И. П. Подласый – М.: Владос, 2004. – 256 с.
  40. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. - М.:Высшее образование, 2007, - 430 с.
  41. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии – 1987. - №4 – С. 158 - 165.
  42. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – Воронеж: МОДЕК, 2004. – 243 с.
  43. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 55-57.
  44. Репина, Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? / Т. А. Репина // Дошкольное начальное образование «Обруч». – 1998. - № 6. – С. 3-5.
  45. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога 1 кн. / Е. И. Рогов – М.: Владос, 2004. – 384 с.
  46. Сабиров, Р Наука – бесполой педагогике / Р. Сабиров // Народное образование. – 2002. - №6. – С.79-87.
  47. Слепкова. В. И. Психология семьи / В. И. Слепкова – Мн. : БГГУ им М. Танка, 2001. - 345с.
  48. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова // Детский сад от А до Я. – 2006. - №1. – С. 122-126.
  49. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А.Сорокоумова - СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
  50. Стрелова, М. Раздельное воспитание за и против / М. Стрелова //Дошкольное воспитание. – 2000. - №4. – С. 37 – 41.
  51. Суслова, Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №5. – С. 146-158.
  52. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н. Е. Татаринцева. - М. : Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.
  53. Фромм, А Азбука для родителей / А. Фромм. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 328с.
  54. Хасан, Б. Н. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. Н. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 32-39.
  55. Чекалина, А. А. Гендерная психология / А. А. Чекалина. – Ростов –на- Дону : Феникс, 2006. – 256 с.
  56. Чекалина, А. А. Какой пол у моего ребёнка. Различия в воспитании мальчика и девочки / А. А. Чекалина // Семья и школа. – 2003. - №1. – С. 6-8.
  57. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И. П. Шелухина – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96с.
  58. Шипицина, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицина – СПб. : Детство- Пресс, 1998.- 384с.
  59. Щетинина, А. М. . Полоролевое развитие детей 5-7 лет / А. М. Щетинина – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
  60. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Детская психология: уч пособ для студ высш учеб зав. – М. : Академия, 2006. – С.105-136.
  61. Элиум, Д Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 288 с.
  62. Элиум, Д Воспитание дочери / Д. Элиум, Дж. Элиум. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 288с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Список детей.

Девочки.

    1. Альбина О. - 5л. 11м.
    2. Вероника Е. – 6л.
    3. Даша С. – 5л. 9м.
    4. Лиза К. – 6л. 1м.
    5. Люба Б. – 5л. 11м.
    6. Настя К. – 5л.8м.
    7. Николь Н. – 6л.
    8. Саша Б. – 5л.10м.
    9. Софья П. – 5л.10м.
    10. Юля Е. – 5л.11м.

Мальчики.

    1. Давид Ш. – 5л.11м.
    2. Денис Ч. – 5л.11м.
    3. Егор Г. – 5л.10м.
    4. Кирилл. К. – 6л.2м.
    5. Кирилл С. – 6л. 2м.
    6. Коля С. – 5л.11м.
    7. Коля К. – 6л. 1м.
    8. Костя Ш. – 6л.
    9. Роман Н. – 5л.9м.
    10. Руслан Н.- 5л. 10м

 

 

 

 

 

Приложение №2

Таблица 1

Сводная таблица семей  различного состава.

 

имя

 

возраст

половой состав семьи

кол-во представителей разн. поколений

изменение состава семьи

жен.

муж.

дети

род.

прарод.

0-3 г.

3-6 л.

Вероника Е.

6 лет

мама, бабушка

папа, дедушка

1

2

2

-

-

Юля Е.

5л. 11м.

мама, бабушка

папа, дедушка

1

2

2

-

-

Софья П.

5л. 10м.

мама

папа, брат

2

2

-

-

-

Настя К.

5л. 8м.

мама

папа, брат

2

2

-

-

рожд. брата

Альбина О.

5л. 11м.

мама

папа

1

2

-

-

-

Люба Б.

5л. 11м.

мама,бабушка.

дедушка

1

1

2

 

развод 

Саша Б.

5л. 10м.

мама

-

1

1

-

-

-

Николь Н.

6л.

мама,бабушка

-

1

1

1

развод 

 

Даша С.

5л. 9м.

мама

-

2

1

-

развод

 

Лиза К.

6л. 1м.

мама, бабушка

дедушка

1

1

2

развод

 

Руслан Н.

5л. 10м.

мама

папа, брат

2

2

-

-

-

Денис Ч.

5л.11м.

мама, сестра

папа

2

2

-

-

-

Роман Н.

5л. 9м.

мама, сестра

папа, брат

3

2

-

рожд. сестры

-

Коля К.

6л. 1м.

мама

папа, брат

2

2

-

рожд. брата

 

Кирилл С.

6л. 2м.

мама

папа, брат

2

2

-

-

рожд. брата

Костя Ш.

6л.

мама, бабушка

дедушка

1

1

2

-

развод

Коля С.

5л. 11м.

мама

-

1

1

-

-

-

Егор Г.

5л. 10м.

мама, сестра

-

2

1

-

развод

 

Кирилл К.

6л. 2м.

мама

-

1

1

-

развод

-

Давид Ш.

5л. 11м.

мама

-

1

1

1

развод

-

Информация о работе Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)