Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переработка куделенко.1doc после нормконтроля.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выступают как первые, так и вторые дети в семье.

Таким образом, анализируя литературу, мы пришли к выводу, что  формирование психологического пола ребёнка  дошкольного возраста с лежащей  в его основе генетической программой, и предусмотренная культурой половая социализация всегда действуют и должны рассматриваться совместно, причем не вообще, а с учетом того, как они преломляются в половом самосознании индивида.

Формирование образа Я – мальчика, девочки – учёные А. Г. Асмолов, И. С. Кон, В. Е. Каган рассматривают как:

  • процесс идентификации с родителями;
  • условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;
  • организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;
  • процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят своё отражение в процессе воспитания.

Хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формирование личности ребенка уже в раннем детстве.

Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к  серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и  нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Процесс половой и  поло-ролевой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой  принадлежности и приобретения психологических  особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

 

 

1.2 Психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

 

 

К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это  достаточно большой отрезок жизни  ребёнка. Ребёнок открывает для  себя мир человеческих отношений  и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность.

Возраст пяти – шести  лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодом развития и характеризуется как период интенсивной социализации ребёнка, одной из составляющих которой является поло-ролевая социализация.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований [49].

Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя эти внутренние перемены наблюдать  труднее, чем внешние. Мозг увеличивается  в размерах, на нём образуются новые  извилины, он как бы сморщивается и  уплотняется. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6- летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [31].

Ведущими новообразованиями данного  периода являются произвольные действия. У детей этого возраста заметно  повышается произвольность психических  процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. [35].

В возрасте 5-6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание. Происходит быстрое развитие воображения  от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце дошкольного периода. По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. К 6 годам начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным. Старшие дошкольники  могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу « Надо!». Д. Б. Эльконин подчёркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребёнка, ступень формирования его самосознания.

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. В 5-6лет в ребёнке уже отчётливо просматривается будущий взрослый.

В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Поло-ролевая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление сооветствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения [35, 222].

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей  двигательной активности посвящается  ребенком и освоению специфических  движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

Дошкольный возраст - это важнейший  период в формировании личности детей, в том числе и как будущих  мужчин и женщин. Психологическое  обретение пола начинается именно в  дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания [26].

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Уже в момент зачатия ребёнок  получает главное для того, чтобы  стать мужчиной или женщиной: набор  половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. Дальнейшее зависит от условий развития и воспитания. Процесс половой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и поло-ролевой идентификации. Но половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. И первые три года жизни детей – важный период усвоения ими половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей [26].

Первичная половая идентичность как  утверждают Каган В. Е., КоломинскийЯ. Л. , т.е. осознание своей половой  принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым стержневым элементом самосознания. Это знание формируется, прежде всего, на двух основаниях:

1) соматические признаки ребенка.  У каждого ребенка начинает  формироваться образ тела;

2) поведенческие и характерологические  нормы поведения — типичные  стереотипы мужественности или  женственности в поведении ребенка [26].

С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются, причём это  часто связанно с умственным и  социальным развитием ребёнка. Психологическое  самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни  и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: "Ты девочка или мальчик?" [20].

Двухлетний ребёнок  знает свой пол, но ещё не умеет  обосновать эту атрибуцию. Образ  Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к  двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.

По мнению А.Г. Хрипковой  и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение и воспитание в семье, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты – мальчик" или "ты – девочка". Ребенок, слыша от взрослых: «ты - мальчик» или «ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.

К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его  людей, однако может не знать, в чем  заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким [58,55].

Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой  принадлежности, но часто ассоциирует  пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения  пола. К 3-4 годам ребёнок ясно различает пол окружающих его людей,  но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола (хотя в действительности изменение половой идентичности ребенка в этом возрасте уже весьма сложно) [26].

В этом возрасте половая  принадлежность ассоциируется у  детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и  поведенческими свойствами, но приписываемое  им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Особое место занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребёнка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Ребенок раннего возраста непосредствен в отношении к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувства неловкости, стыдливость не врожденные - они результат своеобразия культурного развития общества [37]. Он знает кто он: мальчик или девочка. Но он ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Возраст три-четыре года многие исследователи (Кон И. С., Колесов  Д. В., Мухина В. С.) считают сензитивным для закрепления правильной ориентации и регуляции поведения по женскому или мужскому типу. Это возраст своеобразной "настройки" личности определенного пола. Дети стараются как можно больше узнать, как ведут себя взрослые, как поступают в разных обстоятельствах. Все эти сведения играют роль эталона. Общение со взрослыми в дошкольном возрасте является основным источником знаний при формировании психологического пола.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей  четкостью в определении полового образа. Достигаются устойчивые поло-ролевые предпочтения и представления. Старший дошкольный возраст – это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики – штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы". Половая идентичность формируется уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения [21].

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности.

Информация о работе Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)