Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:33, дипломная работа
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
изучить роль семьи в развитии психологического пола;
разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной
и отечественной литературе
1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического
пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Психо-физиологические особенности развития пола
детей дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению
влияния семьи на формирование психологического пола
ребёнка дошкольного возраста
2.1. Методы и методики опытно-экспериментальной работы
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
поло-ролевого поведения и половой идентичности
ребёнка дошкольного возраста
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выступают как первые, так и вторые дети в семье.
Таким образом, анализируя литературу, мы пришли к выводу, что формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста с лежащей в его основе генетической программой, и предусмотренная культурой половая социализация всегда действуют и должны рассматриваться совместно, причем не вообще, а с учетом того, как они преломляются в половом самосознании индивида.
Формирование образа Я – мальчика, девочки – учёные А. Г. Асмолов, И. С. Кон, В. Е. Каган рассматривают как:
Хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формирование личности ребенка уже в раннем детстве.
Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Процесс половой и поло-ролевой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
1.2 Психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность.
Возраст пяти – шести лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодом развития и характеризуется как период интенсивной социализации ребёнка, одной из составляющих которой является поло-ролевая социализация.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований [49].
Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя эти внутренние перемены наблюдать труднее, чем внешние. Мозг увеличивается в размерах, на нём образуются новые извилины, он как бы сморщивается и уплотняется. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6- летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [31].
Ведущими новообразованиями
В возрасте 5-6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание. Происходит быстрое развитие воображения от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце дошкольного периода. По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. К 6 годам начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным. Старшие дошкольники могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу « Надо!». Д. Б. Эльконин подчёркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребёнка, ступень формирования его самосознания.
Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. В 5-6лет в ребёнке уже отчётливо просматривается будущий взрослый.
В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Поло-ролевая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление сооветствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения [35, 222].
Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.
Дошкольный возраст - это важнейший период в формировании личности детей, в том числе и как будущих мужчин и женщин. Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания [26].
На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.
Уже в момент зачатия ребёнок получает главное для того, чтобы стать мужчиной или женщиной: набор половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. Дальнейшее зависит от условий развития и воспитания. Процесс половой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и поло-ролевой идентификации. Но половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. И первые три года жизни детей – важный период усвоения ими половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей [26].
Первичная половая идентичность как утверждают Каган В. Е., КоломинскийЯ. Л. , т.е. осознание своей половой принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым стержневым элементом самосознания. Это знание формируется, прежде всего, на двух основаниях:
1) соматические признаки ребенка.
2) поведенческие и
С возрастом объем, и содержание
этой идентичности меняются, причём это
часто связанно с умственным и
социальным развитием ребёнка. Психологическое
самоопределение половой
Двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.
По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение и воспитание в семье, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты – мальчик" или "ты – девочка". Ребенок, слыша от взрослых: «ты - мальчик» или «ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.
К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким [58,55].
Таким образом, трехлетний
ребенок, хотя знает о своей половой
принадлежности, но часто ассоциирует
пол со случайными внешними признаками,
вроде одежды и стрижки волос.
Он допускает и возможность
В этом возрасте половая
принадлежность ассоциируется у
детей с определенными
Возраст три-четыре года многие исследователи (Кон И. С., Колесов Д. В., Мухина В. С.) считают сензитивным для закрепления правильной ориентации и регуляции поведения по женскому или мужскому типу. Это возраст своеобразной "настройки" личности определенного пола. Дети стараются как можно больше узнать, как ведут себя взрослые, как поступают в разных обстоятельствах. Все эти сведения играют роль эталона. Общение со взрослыми в дошкольном возрасте является основным источником знаний при формировании психологического пола.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа. Достигаются устойчивые поло-ролевые предпочтения и представления. Старший дошкольный возраст – это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики – штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы". Половая идентичность формируется уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения [21].
В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности.