Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………
4. Стресс, связанный с неправильной
коммуникацией. Существует множество
причин, вызывающих стрессы во
время общения. Одним из важнейших
источником коммуникативных
Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся:
межличностные конфликты в семье;
напряженные отношения со сверстниками, с учителями. [16, с. 266]
5. Неумение обращаться со
Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события. В этом случае ребенок также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и «оживляя» до такой степени, что он начинает все больше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении. Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности. [1, с. 66]
6. Стресс от неэффективного
ощущение постоянной спешки;
нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;
постоянные опоздания;
отсутствие четкого плана времени;
периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.
Как отличает А. Элкин, наличия хотя бы половины из этих признаков указывает на то, что постоянная нехватка времени может приводить к серьезным стрессам. [50, с. 30]
Вывод: События, которые оказывают влияние на проявления стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста:
1. Поступление в 1 класс.
2. Перевод в другую школу.
3. Рождение брата или сестры.
4. Развод родителей.
5. Переезд.
6. Семейные конфликты.
7. Школа (конфликты с учителями, учеба).
8. Конфликты со сверстниками.
9. Потеря родителя (ей).
1.4. Методы коррекции, снятия
стресса у детей младшего
Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого- либо метода из следующих направлений; игротерапии, арттерипии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.), поведенческое терапии (различного вида тренинга, психогимнастика).
Игротерапия является наиболее популярным методом, который используется в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально-значимых последствий. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы применить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможность оставаться на безопасном расстоянии от реальной действительности. [24, с. 30]
Арттерапия. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самореализации в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми.
Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.
Различают директивную арттерапию, где задача перед ребенком ставится прямо: задается тема рисунка, производится руководство поискам лучшей формы выражения, оказывается помощь в рисовании. Такая форма арттерапии применяется в случаях страхов, фобий, тревожности. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения. Психолог эмоционально поддерживает ребенка, при необходимости технически ему помогает.
В младшем школьном возрасте наиболее часто используют рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия.
В сравнении с другими психокоррекционными методами, например широко распространенной в работе с детьми игротерапией, арттерапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нарушения, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.
В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я - концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. [22, с. 49]
Сказкотерапия. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не проста вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Социальный педагог является активным участником занятий - заражает детей положительными эмоциями; вызывает желание принять участие в занятиях и играх; задает образцы выполнения действий.
Не следует оценивать детей и добиваться единственно правильного действия или ответа: в этом случае они будут просто повторять то, что от них требуется, и не смогут проявить себя. Сказка в соответствии с детской системой мироощущения создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем Я, способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. [8, с. 22]
Психогимнастика. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Основная цель здесь – преодолевание барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снять психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. [6, с. 8]
Вывод: рассмотрев определенные методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста положительно на наш взгляд будет оказывать - сказкотерапия.
Глава 2. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка
Сказкотерапия в настоящее время становится весьма популярным психокоррекционным и психотерапевтическим методом, она активно используется психологами в работе с детьми. Сказкотерапия позволяет решать практически любые психологические проблемы детей.
Сказкотерапия - процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни. [18, с. 137]
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровке знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. [17, с. 200]
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведениям в реальной жизни. [21, с. 300]
С. К. Нартова - Бочавер, рассматривая сказку как средство стихийной сказкотерапии, говорит о том, что современная практическая психология все чаще возвращается к первоначальной функции сказки как эффективного, естественного, стихийно возникшего и используемого психотерапевтического средства. Способность сказки «лечить» психику через воспроизведение и проигрывание простых, но глубоких архетипически укорененных ситуаций основана на многословности сказочного сюжета , в котором можно выделить несколько плоскостей анализа, приблизительно соответствующих психоаналитическому рассмотрению человеческой психики как состоящей из сознательного и бессознательного. [33, с. 20]
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения человека, ребенка, поиск нестандартных оптимальных ходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. [34, с. 121]
Позитивная психотерапия Носсрата Пезешкяна (1992). Смысл сказки усваивается сознанием. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочный, волшебный мир и проживает события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как реальные. На подсознательном уровне происходят изменения в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. [42, с. 22]
В историческом контексте можно выделить несколько этапов развития сказкотерапии:
1 этап - фольклорный. Сказка- вид устного
народного творчества, трансформировавшийся
в ирреальный, неэтимологический
пласт из мифа (трудно устанавливаемое
различие между ними на
2 этап - научный. Разведение, исследование
и собирательство сказок и
мифов. С середине ХIХ в. сказка
становится самостоятельным
3 этап - узконаправленный
а) бихевиористский (поведенческий), где сказка рассматривается как способ естественного описания различных возможных форм поведения и моделей взаимоотношений по типу «что будет, если…»;
Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста