Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Методика организации  и проведения сказкотерапии

И. В. Вачков считал и рассматривал сказкотерапию как популярный в настоящее время психокоррекционный и психотерапевтический метод, который активно используется психологами в работе с детьми.

Использование сказки в практической работе психолога может быть реализовано 2 путями:

1. Применение готовых терапевтических  и коррекционных сказок, опубликованных  в специальных пособиях и сборниках;

2. Составление психологами собственных  сказок для конкретного ребенка  с его индивидуальной проблемой. Опыт показывает, что использование  готовых сказок всегда требует  их некоторой модификации, что  необходимо для достижения «индивидуализации»  сказки, ее приближения к конкретному  ребенку. [8, с. 64]

Высокая эффективность сказкотерапии достигается только в том случае, если сказка составлена психологически грамотно, ее содержание и структура соответствуют содержанию проблемы ребенка, а при описании решения проблемы используется психологические механизмы терапевтического действия.

1.Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают  свободные ассоциации, касающиеся  личной жизни клиента. Затем эти  метафоры и ассоциации могут  быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются  в рисунке, и дальше возможен  анализ полученного графического  материала.

3. Обсуждение поведения и мотив  действий персонажа. Служит поводом  к обсуждению ценностей поведения  человека, выявляет систему оценок  человека в категориях «хорошо - плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи - нравоучения.

6. Творческая работа по мотивам  сказки (дописывание, переписывание, работа  со сказкой). [22, с. 14]

Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева рассматривала определенные принципы работы со сказками. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочными материалом.

1 принцип – осознанность (осознание  причинно-следственных связей в  развитии сюжета; понимание роли  каждого персонажа в развивающихся  событиях). Задача: показать воспитанникам  и клиентам, что одно событие  плавно вытекает из другого, даже  несмотря на то, что на первых  взгляд это незаметно. Важно понять  место, закономерность появления  и назначение каждого персонажа  сказки. Общие вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это  было ему нужно?

2 принцип – множественность (понимание  того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько  значений и смыслов). Задача: показать  одну и ту же сказочную ситуацию  с нескольких сторон. С одной  стороны, это так, с другой стороны  иначе;

3 принцип – связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная  ситуация разворачивает перед  нами некий жизненный урок). Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать  сказочные ситуации с позиции  того, как сказочный урок будет  нами использован в реальной  жизни, в каких конкретно ситуациях. [18, с. 66]

Приемы работы со сказкой:

Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героя. После выслушивания детьми сказки им задается ряд вопросов (таблица 1).

 

Таблица 1

Анализ сказок

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реально жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.

Что приносит поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван- царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские.


 

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и до подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работе, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что зашифровано в той или иной сказочной ситуации. [34, с. 49]

2. Рассказывание сказок. Прием помогает  проработать такие моменты, как  развитие фантазии, воображения, способности  к децентрированию. Ребенку или  группе детей предлагается рассказать  сказку от первого или от  третьего лица. Можно предложить  ребенку рассказать сказку от  имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих  в сказке. Например, как сказку  о Колобке рассказывала бы  Лиса, Баба –Яга или Василиса  Премудрая. «давайте попробуем рассказать  историю Колобка глазами Бабы  –Яги, Лисы, Василисы Премудрой или  пенька, на котором сидел Колобок».

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это- важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленного отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указывать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. [26, с. 100]

Структура сказкотерапевтического занятия:

1 этап - ритуал «входа» в сказку (создать настрой на совместную  работу. Войти в сказку). Содержание: коллективное упражнение: например, взявшись за руки в кругу  все смотрят на свечу или  передают друг другу мячик.

2 этап - повторение (вспомнить то, что  делали в прошлый раз и какие  выводы для себя сделали, какой  опыт приобрели, чему научились). Содержание: ведущий задает детям  вопрос о том, что было в  прошлый раз, что они помнят; использовали  ли они новый опыт в течение  тех дней, пока не было занятий; как они помогли в жизни  то, чему они научились в прошлый  раз.

3 этап - расширение (расширить представления  ребенка о чем-либо). Содержание: ведущий рассказывает детям новую  сказку. Спрашивает, хотят ли они  этому научиться, помочь какому-либо  существу из сказки.

4 этап - закрепление (приобретение  нового опыта, проявление новых  качеств личности ребенка). Содержание: ведущий проводит игры, позволяющие  детям приобрести новый опыт, совершаются символические превращения, путешествия.

5 этап - интеграция (связать новый  опыт с реальной жизнью). Содержание: ведущий обсуждает и анализирует  вместе с детьми в каких  ситуациях их жизни они могут  использовать тот опыт, что приобрели  сегодня.

6 этап - резюмирование (обобщить приобретенный  опыт, связать его с уже имеющимся). Содержание: ведущий подводит итоги  занятия. Четко проговаривает последовательность  происходящего на занятии, отмечает  отдельных детей, за услуги, подчеркивает  значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации  реальной жизни, в которых дети  могут использовать новый опыт.

7 этап - ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить  ребенка к взаимодействию в  привычной социальной среде). Содержание: повторение ритуала «входа» в  занятие. Ведущий говорит: «мы берем  с собой все важное, что было  сегодня с нами, все, чему мы  научились». Ребята протягивают  руки в круг, совершают действие  как- будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. [47, с. 113]

Групповые и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от 3 до 12 человек.

В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер. Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способом снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Сказкотерапевтическая коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себе любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой. [34, с. 119]

Вывод: По мере расширения сферы общения дети младшего школьного возраста испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Например, для ребенка, который чего-то боится и поэтому испытывает стресс, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой зашифрована информация о его страхе, стрессе и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, стресса, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своими переживаниями, но и учится справляться с ними.

 

2.3. Анализ уровней переживания  стресса у учащихся второго  класса

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-экспериментальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №25» г. Абакана. В ходе исследования было исследовано 26 учащихся младшего школьного возраста (8-10 лет).

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровней переживания стресса у младших школьников.

Для определения уровней переживания стресса мы использовали такие диагностические методики как проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, методику диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (фактор – переживание стресса) и восьмицветовой тест М. Люшера.

Методика диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (приложение А.1) предполагала изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего школьного возраста. Тест состоял из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам, на каждый вопрос требовалось ответить «Да» или «Нет».

Данный тест описывал 8 факторов, определяющих эмоциональное состояние ребенка, негативные эмоциональные переживания различных школьных ситуаций.

Поскольку нам необходимо выяснить уровень переживания стресса, то мы анализировали второй фактор. Этот фактор высчитывается по формуле:

1) общее количество ответов (11) - количество совпадений

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста