Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

(Ведущий дает каждому ребенку  «волшебный мешочек», в котором  спрятан какой-нибудь «волшебный»  предмет (волшебная палочка, зеркальце и т. д.). Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают.)

Как вы думаете, где можно встретить эти предметы? Вы догадались. Сказочный мир такой таинственный и неповторимый! Все в нем становится волшебным. И сегодня мы отправимся с вами в сказочную, волшебную страну. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, не нарушая покоя в волшебной стране. Вы готовы? Ну что ж, тогда устраивайтесь поудобней, сегодня мы познакомимся с волшебством».

Детям предлагается занять удобное для них положение, включается спокойная музыка, дети закрывают глаза. С помощью направленного воображения дети попадают в сказочную страну.

«Вы слышите эти звуки? Сказка ждет вас. Мы отправляемся в путь. Глубоко вдохните, выдохните. Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце — на Волшебную поляну... Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы... шелестит трава... журчит ручей... Почувствуем аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба — его только что достала из печи Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники... Шелковая трава нежно щекочет наши руки... ноги... лицо... Кто услышит прикосновение, может открыть глаза.

Дорогие путешественники, сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не умеют они и говорить. Как же они общаются друг с другом?

Оказывается, вместо ушей у них спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Мы с вами находимся в волшебной стране, поэтому и сами можем быть волшебниками. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они нас многому могут научить, например, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превращается в Рассказчика, другой — в Слушателя. Итак, дорогие Рассказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув спиной к себе».

Включается музыка. Один ребенок «рисует» на спине у другого, второй внимательно прислушивается и отгадывает, что нарисовано. Затем пары меняются местами. По окончании игры проводится обсуждение:

• Насколько верно Слушатели поняли Рассказчиков?

• Что вам помогло понять?

«Оказывается, можно общаться и понимать друг друга с помощью прикосновений. Можно так оказывать поддержку другому. Спасибо вам, сказочные жители, вы научили нас общаться без слов.

А сейчас, дорогие волшебники, нам пора приниматься за добрые дела. Мы будем творить Волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Тогда начнем. Вот наш сказочный поднос со всеми необходимыми вещами (на подносе стоит мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА. Возьмите в руки стаканчик с мукой. Давайте познакомимся с ней, размешайте её ручками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей частичку своего тепла, вдохните в неё волшебную силу, и она станет тепленькой. У кого уже тёпленькая? Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она её боится. Надо их подружить. Перемешиваем. А теперь в наш сосуд мы добавим волшебный элексир и снова всё хорошо перемешаем (каждому ребёнку на ладошку наливаем столовую ложку масла). Волшебный элексир придаст нашей краске блеск. Теперь будем добавлять «живую воду», чтобы у вас получилась настоящая, волшебная краска. Подружите воду с нашим содержимым сосуда. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться(добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны). Теперь мы добавляем клей ПВА, снова хорошо перемешиваем. Вот уже, почти всё готово. Нам осталось придать нашей волшебной краске цвет. Выберете себе гуашь, которая вам нравиться, и добавьте немножко в краску.

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили волшебные краски. Это краски для всех. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы испробуем наши волшебные краски и нарисуем нашу сказочную страну. Внимательно слушайте музыку и рисуйте то,что вы чувствуете.

Детям предлагаются альбомные листы, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками. На задание отводиться 5 минут.

«Какие прекрасные картинки у нас получились. Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.

Но нам пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить волшебные краски. Учились общаться друг с другом бес помощи слов. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Всё это пригодиться нам в нашей жизни. Давайте возьмём этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвращаться. Слышите, сказка провожает нас. Давайте скажем «До свидания» волшебной стране и «спасибо»».

На занятии не каждый ребенок проявлял активность, дети боялись сделать ошибки.

Занятие 3 «ЗЛОСТИКИ, БОЯЗЛИВИКИ И ГРУСТИШКИ»

Задачи: 1) гармонизация эмоционального состояния;

2) развитие творческого воображения;

3) совершенствование механизмов  саморегуляции.

Необходимые материалы:белые маски, гуашь, фломастеры, карандаши, восковые мелки.

Ход работы: «Давайте все вместе возьмёмся за руки и скажем друг другу «Добрый день», Молодцы! » А теперь устраивайтесь поудобнее и слушайте.

Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом её городе проходила своя, совершенно не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города я слышала весёлый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и громко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город радости. А жители его звали весёлые Радужки.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете как назывался этот город? Правильно это был город злости. А жителей его называли Злостиками.

Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедиста. Он быстро ехал по улице и всё время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось что он вот –вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.

Пришлось мне путешествовать и по городу грусти с его мрачными жителями Грустиками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому. И никто в округе не мог их развеселить. А ещё в этой стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды и Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, что было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, и на их месте стала появляться только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днём, проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить.

Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всём помогали друг другу.

Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения увидел в зеркале Мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этими сказочными краями. Он решил стать её королём. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать своей тайны злу. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители её стали забывать своё счастье и постепенно превращались в его подданных , рыцарей Безличия.

Но страну чувств ещё можно спасти. Ещё не все волшебные краски смыты с её лица. Нужно всего лишь найти человека , который помнит секрет счастья и не разучиться радоваться и грустить, удивляться и прощать. Я проснулась и долго ещё думала об этой истории. Но теперь я, кажется, знаю кто может восстановить порядок в стране чувств и разрушить злые чары волшебника. Ведь только дети с их чистой душой смогут спасти сказочный мир и вернуть прежнее счастье.

Вы согласны со мной, ребята?

Но чтобы чары не могли на нас действовать, мы сначала выполним мимическую гимнастику и потом приступим к работе. Итак, несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что то не нравиться. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

Сейчас мы с вами оживим страну Чувств и расколдуем рыцарей Безличия. А вот и первый житель, которого удалось расколдовать мне. Но нам с вами предстоит ещё много работы. (Детям раздаются белые маски в которых есть прорези для глаз). У нас есть верные помощники, которые ещё не разу не подводили нас в работе, - это краски. Можно использовать вырезки из журналов, восковые мелки, фломастеры. Итак за дело!

Дети рисуют маски. По окончании работы они придумывают названия своим маскам, знакомятся со всеми жителями страны Чувств и оставляют маски высыхать.

«Теперь в стране Чувств всегда будет царить любовь и гармония. А мы с вами встанем в круг. Приготовьте, пожалуйста, свои ладошки. Я каждому подарю волшебную хрустальную бусинку. Берите её осторожно и не уроните. Согрейте её своим теплом. И пусть каждый из вас загадывает желание, какими вы хотите быть. Прошепчите это желание над бусинкой. И оно обязательно должно исполниться, только нужно верить. Всем спасибо!»

На занятии дети начали проявлять любопытство, интерес, выражая радость и тревогу.

2 блок занятий «ДЕНЬ ЗА ДНЕМ В СТРАНЕ СКАЗКИ»

Занятие 4. «ВОЛШЕНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ» 1 часть.

Задачи: 1) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

2) обучение способами адекватного  телесного выражения различных  эмоциональных состояний;

3) развитие уверенности в себе.

Необходимые материалы: Прочная ткань, куклы марионетки, кассета с музыкой.

Ход работы: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга песенкой, я буду петь каждому из вас приветствие, а все остальные будут эхом её повторять. Итак, доброе утро, Лена! Доброе утро, солнышко! Доброе утро всем нам! Молодцы!»

Сегодня мы отправимся путешествовать по сказочному миру. Ребята, а какие сказочные предметы помогали сказочным героям путешествовать? (Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и т.д.). Молодцы! Сегодня мы перенесёмся в сказку с помощью волшебного ковра.

Дети вместе с ведущим становятся вокруг ткани, берут её 2-мя руками за края и туго натягивают на расстоянии 10-20 см от земли. Затем, поочерёдно меняясь, по одному проходят по ковру, преодолевая сопротивление ткани.

«В сказке могут встречаться разные герои и происходят самые удивительные вещи. Смотрите, сегодня нас встречают жители сказочной страны Чувств. Похоже, они празднуют что-то и общаются друг с другом не словами, а танцуя. Давайте и мы присоединимся к ним (дети беруться в начале за руки). Представьте себе, как они здороваются. А сейчас танцуем, как будто мы грустим (включается музыка, дети показывают как можно здороваться в танце). А теперь мы на что-то рассердились и танцуем , как будто мы очень сердитые, мы злимся , топаем ногами и машем руками. Злость наша прошла, и мы танцуем радостно. А сейчас мы танцуем свободно и легко, танцуем , как лёгкий ветерок. Молодцы! А сейчас мы сделаем глубокий вдох, затем выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот мы и восстановили свою волшебную силу. Теперь можно идти дальше. Смотрите, впереди нас встречает кукольное королевство. Сколько здесь кукол! И все они такие разные! Давайте научим их ходить и играть друг с другом. Куклы, так же как и люди, могут быть весёлыми и грустными, радостными и сердитыми. Они могут плакать и улыбаться. (Ведущий берёт куклу-марионетку и осуществляет с ней разные действия).»

«Куклы могут ходить медленно и быстро, они могут бегать и прыгать. А когда кукла устанет, она может сесть или лечь. Мы с вами в волшебной стране, и поэтому давайте превратимся в волшебников. Раз, два, три! Мы с вами волшебники! От наших действий теперь будет зависеть то, что будет делать кукла. А чтобы ей было хорошо, внимательно следите затем что с ней происходит».

Дети берут кукол-марионеток и учатся ими управлять ( учат ходить, поднимать руки и т.д.). Затем дети проигрывают с куклами простые истории.

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста