Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………
б) ролевой (трансактный анализ) - акцент на ролевое взаимодействие персонажей, т.е. сказка рассматривается как презентант определенной, четко прописанной роли (ирреальной, но чаще всего реальной), игру которой можно взять за основу дальнейшего жизненного сценария;
в) субличностный, комплексно субъективный (юнговский аналитический)- отражение в образе различных, четко прорисованных персонажей разных граней одной личности – «Я», т.е. герои сказки выступают как субличности;
г) эмоциональный – сказка как наиболее эффективный прием «оттачивания» чувств и эмоций путем их искусственно вызываемой гиперболизации в процессе создания специально ориентированных (направленных) ситуаций; данный подход созвучен идее психодрамы;
д) гипнотический - сказка, явно или подсознательно оказывая сильное эмоциональное воздействие на слушателя (т.е. вводя его в состояние, подобное трансу), способна внушить (подсказать, навязать) содержательный выход из возникшего у него аналогичного затруднения;
е) конфликторазрешающий (школа К. Г. Юнга), максимально проявляющийся в процессе создания ребенком страшных историй, сказок – страшилок, ужастиков, где сказка выступает как отражение душевных метаний, «архетипических» конфликтов конкретного человека.
4 этап – комплексный. Использование
сказки одновременно как
На современном этапе сказкотерапия рассматривается как клиентоориентированный нестандартный метод эффективной психотерапевтической (диагностической, коррекционной) работы.
Концепция комплексной сказкотерапии Е. Ю. Агаревой базируется на 5 видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные [2, с. 36]
Художественные делятся на 2 большие группы сказок: народные и авторские (созданные многовековой мудростью народа и авторские истории).
Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевческий и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природы была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему созданию было свойственно находить персоналии человеческим чувствами и отношениям (любовь, горе, кручина и пр.). Это явление мы также используем в психолого – педагогической практике сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
1. Окружающий нас мир – живой.
В любой момент все может
заговорить с нами. Эта идея
важна для формирования
2. Ожившие объекты окружающего
мира способны действовать
3. Разделение добра и зла, победа
добра. Эта идея важна для
4. Самое ценное достается через
испытание, а то, что далось даром,
может быстро уйти. Эта идея
важна для формирования
5. Вокруг нас множество
Наша жизнь многогранная, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:
- Сказки о животных, взаимоотношениях
людей и животных. Дети до пяти
лет идентифицируют себя с
животными, стараются быть похожими
на них. Поэтому сказки о животных
лучше всего передадут
- Бытовые сказки. Бытовые сказки
рассказывают о превратностях
семейной жизни, показывают способы
разрешения конфликтных
- Страшные сказки. Сказки про
нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков
и прочих. В современной детской
субкультуре различают также
и сказки - страшилки. По - видимому,
здесь мы имеет дело с опытом
детской самотерапии: многократно
моделируя и проживая
- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные
сказки для тех, кому за 6-7 лет.
Благодаря волшебным сказкам
в бессознательное человека
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Цель сказок – влияние на решение детьми психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения. Особенности: 1. События, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. 2. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отельные психологические характеристики. 3. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в них новые смыслы.
Психотерапевтические сказки проводятся после беседы о жизни для обсуждения проблем, побуждают к размышлению. Особенности: 1.Обращение к глубинному «Я» ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям. 2. Стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения. 3. Оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией и психоэмоциональной травмой. [17, с. 110]
Медитативные сказки применяются для создания положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Особенности: 1. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и побуждение личностных потенциалов человека. 2. Сказки необходимо читать и слушать в специально созданных условиях. 3.Сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. 4. В сказках всегда отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи.
Дидактические сказки. Особенности: 1. Форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний. 2. Используется прием одушевления символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. 3. Сказка раскрывает смысл и важность определенных знаний. [22, с. 60]
Особенности использования сказкотерапии:
1. Сказка информативна. Через анализ
придуманной ребеноком (клиентом) сказки
психолог получает информацию
о его жизни, актуальном состоянии,
способах преодоления
2. Сказка экологична. Находясь не
в обыденной, а в драматической
реальности, как ребенок, так и
психолог эмоционально
3. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя,
обогащая сказку, ребенок (психолог)
преодолевает самоограничения
4. Сказка феерична. Работа психолога
получает возможность быть
5. Сказка эмоциональна. Через участие
в сказкотерапевтических
6. Сказка мудра. Через сказку
психолог имеет возможность
7. Отсутствие возрастных
А. В. Сухарев рассматривал функции сказкотерапии и механизмы воздействия сказок. Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информации.
Функции сказки: 1. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
2. Сказка позволяет сформировать
новый взгляд на ситуацию и
перейти на новый уровень ее
осознания, моделируя более
3. Сказка отображает внутренний
конфликт клиента и дает
4. Сказка является символическим
«буфером» между клиентом и
сказкотерапевтом. Благодаря этому
сопротивление клиента
5. Сказка служит альтернативной
концепцией восприятия
6. Сказка формирует Веру в
позитивное разрешение проблем (правда,
для того чтобы это увидеть,
часто требуется отойти от
стереотипов обыденного
Механизмы воздействия сказок: 1. Волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень, по сути дела, он преобразуется во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика дарует сказке счастливый финал.
2. Сказки описывают глубинный
опыт переживания
3. Воспроизводя кризисные
4. Образы сказки не только
проецируются на реальную
5. При оценке силы воздействия
сказки на слушателя не
Вывод: Сказка в определенной степени удовлетворяет 3 естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности.
Герой оказывается способным
преодолевать самые неверные
препятствия и, как правило, становится
победителям, достигает успеха, хотя
может терпеть временные
3. Потребность в активности. Герой
всегда активен, находится в действии:
куда-то идет, кого-то встречает,
кому-то помогает, с кем-то борется.
Иногда вначале поведение
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1. Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
2. Активность, которая предполагает
способность владеть
3. Социальная компетентность:
- Мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия);
- Когнитивный компонент, связан
с познанием другого человека,
способность понять его
- Поведенческий компонент, позволяет
выбирать адекватные ситуации
способы общения и
Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста