Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по оригами конечная.doc

— 9.59 Мб (Скачать файл)

Индукция – переход от частных случаев к общему положению. Она позволяет сделать общий вывод из ряда регулярно повторяющихся частных случаев. Например: «яблоко, апельсин, груша – это плоды, которые растут на дереве – это фрукты».

Дедукция – переход от общего положения или закона к частному случаю, факту, событию». Например: «фрукты – это яблоко, апельсин, груша» /14; 309/.

1.3. Виды мышления

В психологии виды мышления подразделяют по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (словесно-логическое); по характеру: теоретическое и практическое; по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное; по степени новизны: репродуктивное и продуктивное.

Кратко рассмотрим виды мышления по степени развернутости. Дискурсивное мышление происходит на основе логических рассуждений человека по определенной тематике. Интуитивное мышление предполагает мыслительные действия на основе чувственного восприятия и непосредственного отражения предметов и явлений окружающего мира.

По степени новизны  ученые выделяют репродуктивное (воспроизводящее) мышление на основе образов и представлений, полученных из каких-либо источников, а также продуктивное (творческое) мышление на основе творческого воображения. Человек при этом «создает» то, чего не существует.

Подробнее остановимся  на теоретическом и практическом мышлении. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление.

Понятийное мышление – это мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, выполняя действия задачи в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств, мы не обращаемся к поиску новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятийное мышление представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы. Эти образы извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются, что в результате позволяет манипулировать ими и находить решение интересующей задачи. Оно чаще проявляется у людей связанных с творчеством.

Понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое разностороннее отражение действительности.

Практическое мышление подразделяется на два основных вида, которые могут рассматриваться как уровни его развития.

Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи является правильное действие с соответствующими предметами. Этот вид мышления формируется у детей до трех лет и активно используется людьми производительного труда, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Постепенно у человека развивается наглядно-образное мышление – это мыслительный процесс, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Здесь необходимые образы человек берет из кратковременной и оперативной  памяти (запоминание на промежуток времени). Данная форма мышления ярко проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также у людей связанных с работой творческого характера /7; 303-304/ /9; 235-236/

«Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления направлена на расширение конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь более прямая, непосредственная» /9; 235-236/.

Развиваясь и изучая окружающий мир, человек постепенно приходит к абстрактно-логическому (словесно-логическому) мышлению. Словесно- логическое мышление предполагает использование понятий и работает на базе языковых средств. И представляет собой самый поздний этап развития мышления. Его освоение происходит только при обучении и требует высокого уровня развития речевой способности и постепенного овладения простыми и сложными логическими операциями /14; 305/. Чаще всего оно начинает  формироваться с подросткового возраста. Но важно уже в дошкольном и школьном возрасте начинать формировать у ребенка конкретные понятия, которые станут предпосылками логического мышления.

1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста

Область познания ребёнка-дошкольника значительно расширяется по сравнению с ранним возрастом. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится.

В раннем детстве закладываются  основы развития мышления ребенка: при  решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. У детей формируется знаковая функция сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков-заместителей предметов.

Оперирование образами и представлениями выводит мышление ребенка за пределы воспринимаемой ситуации. Мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок решает более сложные и познавательные задачи, требующие от него выделения и использования  все более  сложных и разнообразных связей и отношений между предметами, явлениями, т.е. ребенок решает проблемную ситуацию /8; 191-192/.

В это же время, у дошкольника устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Появляются рассуждения, проявляющиеся через более сложные вопросы, как способ решения мыслительных задач по приобретению знаний.

Перестраиваются взаимоотношения практической и умственной деятельности. Связь сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной как раньше. Сначала ребенок наблюдает, проводит опыты, эксперименты, которые подводят его к выводам и обобщенным представлениям. Он устанавливает причинно-следственные связи. Постепенно в речи выражается результат решения задачи. Словесно обозначаются способы выполнения действия. Наконец ребенок подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Здесь уже ярко проявляется наглядно-образное мышление. Однако оно уже начинает граничить со словесно-логическим мышлением, так как у ребенка возникает знаково-символическая деятельность, выражаемая в вышеизложенном умственном экспериментировании и овладении моделями, знаками. Часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками.

Также бурно развиваются мыслительные операции. В основе лежат анализ и синтез. Старший дошкольник сравнивает объекты по многочисленным признакам. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. Изменяется характер обобщений. Дети начинают раскрывать не только внешние,  но и более существенные признаки для предмета или явления. Благодаря этому ребенок осваивает операцию классификации объектов на основе видо-родовых признаков. Умение классифицировать также связано с освоением обобщающих слов («игрушки», «мебель», «посуда»). Далее старшие дошкольники дифференцируют смежные классификационные группы: дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы. Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления – умения переходить и  рассуждать  над частным случаями и событиями и согласовывать свои суждения друг с другом /13; 200-202/.

Таким образом, при соответствующих  условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач /8; 197/.

1.5. Теории и средства  развития мышления детей

 Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях /9; 253/. Но мы рассмотрим одно из них – онтогенетическое направление, связанное с исследованием основных этапов развития мышления в процессе жизни  человека.

Широкую известность  приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная швейцарским  ученым Ж.Пиаже. Он исходил из того, что основные умственные операции имеют  деятельностное происхождение. Второй стадией он определил операционное мышление,  которое относится  к возрасту от двух до семи лет. У ребенка активно развивается речь (эгоцентризм), поэтому активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления /7; 328/.

В нашей стране широкое  распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление  о генетической зависимости между  внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он говорил о поэтапном формировании мышления.

Для того чтобы действие было освоено, оно должно пройти стадии. Дошкольный возраст наиболее точно  описывают данные этапы по Гальперину:

Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заместителями.

Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние  предметы или их заменители. Происходит перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи, в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Действие переходит в речевой план.

Обе теории подтверждают планомерность и особенности развития мышления дошкольника.

 Перед нами встает  вопрос, как развивать мышление ребенка и какие средства можно применить?

Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение, а также позиция взрослого.

Воспитатель знакомит ребёнка  с окружающей действительностью, сообщает ему ряд знаний о природе и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.

 Для того чтобы  ребёнок начал мыслить, перед  ним необходимо поставить новую  задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Поэтому большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата и пополнять систему его знаний. Этому служат вопросы во время занятий, прогулок и экскурсий, наблюдения, эксперименты, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки /4/.

 Уровень сформированности наглядно-образного мышления оказывается важным показателем готовности ребенка к школе. Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства, его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы /4/.

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, особым образом отражая реальный мир, подобно сюжетно-ролевым играм. Все они являются продуктивным видом деятельности. Осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в разном виде. Возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.

Следует отметить, что  развитию мышления ребенка также  способствует развитие связной речи. Этот процесс осуществляется через ознакомление с художественной литературой и общение в процессе игры. Ребенок учиться анализировать прочитанный или рассказанный материал, устанавливать взаимосвязи, выдвигать свои суждения по материалу и беседе, обобщать их.

Многие виды деятельности, известные и усвоенные ребенком, включает в себя техника оригами, особенности которой раскрываются в последующих параграфах.

 

 

1.6. Основы техники оригами

Оригами – японское искусство складывания бумаги, создания различных фигурок и декоративных вещей. Оригами (с японского) – «сложенная бумага».

Информация о работе Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста