Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа
Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47
Рис. 2 Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы
Анализ результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы выявил, что большая часть детей данной группы имеют средний уровень развития (56%), 44% - высокий уровень. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано.
Рис. 3 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень развития наглядно-образного мышления у детей экспериментальной группы несколько ниже, чем у детей контрольной группы.
После проведения эксперимента: таблицы 3, 4; рисунки 4, 5, 6, 7, 8
Таблица 3
Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы
№ |
Баллы |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1 |
20 |
Средний |
2 |
22 |
Высокий |
3 |
6 |
Низкий |
4 |
14 |
Средний |
5 |
22 |
Высокий |
6 |
21 |
Средний |
7 |
22 |
Высокий |
8 |
15 |
Средний |
9 |
18 |
Средний |
10 |
20 |
Средний |
11 |
15 |
Средний |
12 |
15 |
Средний |
Высокий |
25% | |
Средний |
66% | |
Низкий |
9% |
Рис. 4 Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы
Анализ результатов исследования выявил, что среди детей экспериментальной группы 66% имеют средний уровень развития наглядно- образного мышления, 25% - высокий уровень и 9% детей имеют низкий уровень.
Рис. 5 Сопоставление результатов иссл
Сопоставление результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы выявило, что количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%, количество детей со средним уровнем тоже уменьшилось с 83% до 66%, 25% детей повысили свой уровень до высокого.
Таблица 3
Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы
№ |
баллы |
Уровень развития наглядно-образного мышления |
1 |
22 |
Средний |
2 |
22 |
высокий |
3 |
20 |
Средний |
4 |
22 |
Средний |
5 |
14 |
Средний |
6 |
20 |
Средний |
7 |
21 |
Средний |
8 |
22 |
Высокий |
9 |
22 |
Высокий |
Высокий |
33% | |
Средний |
67% | |
Низкий |
0% |
Рис. 6 Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы
Анализ результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы выявил, что большая часть детей данной группы имеют средний уровень развития (67%), 33% - высокий уровень. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано.
Рис. 7 Сопоставление результатов исследования уровня наглядно- образного мышления детей контрольной группы
Сопоставление результатов исследования уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы выявило, что количество детей с высоким уровнем развития уменьшилось с 44% до 33%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 56% до 67%. Детей с низким уровнем развития в данной группе не продиагностировано.
Рис. 8 Сопоставление результатов исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной и контрольной групп
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что уровень развития наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы повысился. Результаты развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы не изменились в сторону улучшения показателей.
Выводы по второй главе
И так, сущность проводимого эксперимента заключалась в проведении серии занятий по оригами, направленных на развитие наглядно-образного мышления. Исследование уровня наглядно-образного мышления на этапе первичной диагностики показало, что среди диагностируемых детей нет детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления, большая часть детей (83%) имеют средний уровень развития данного мышления, 17% диагностируют низкий уровень. Контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%, 25% детей повысили свой уровень до высокого.
Сравнение с результатами контрольной группы показало, что данные изменения являются следствием проводимых занятий по оригами.
Заключение
Мышление открывает человеку возможность глубокого и широкого познания мира. Оно представляет собой процесс глубокого обобщенного познания окружающего мира.
Мышление является одной из важнейших сторон в развитии ребенка. Благодаря своему развитому мышлению, ребенок социализируется и проявляет себя как личность в обществе. Важной задачей педагогов, воспитателей и родителей является то, что они должны приложить максимум усилий для благополучного прохождения ребенком всех этапов его умственного развития. Техника оригами является одним из известных, но редко используемых средств развития наглядно-образного мышления детей.
Дошкольники в
короткие сроки могут освоить
технику складывания фигур,
Проводимое экспериментальное исследование заключалась в проведении серии занятий по оригами, направленных на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. В результате проводимой экспериментальной работы количество детей с низким уровнем развития уменьшилось с 17% до 9%, 25% детей повысили свой уровень до высокого.
Сравнение с результатами контрольной группы показало, что данные изменения являются следствием проводимых занятий по оригами.
Результаты данного экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что систематическое проведение занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию их наглядно-образного мышления. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
На основании чего мы рекомендуем педагогам включать систематические занятия по оригами в практику своей профессиональной деятельности как еще один способ развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа будет полезна для педагогов, воспитателей в плане теоретического просвещения и практического использования в своей деятельности с детьми, а также для родителей, заинтересованных в развитии своего ребенка. Работа может быть также использована студентами педагогических учреждений при изучении теоретических вопросов, связанных с развитием мыслительных функций детей, а также при прохождении практики.
В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Именно этой фразой должны руководствоваться педагоги, родители и студенты.
Список литературы