Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по оригами конечная.doc

— 9.59 Мб (Скачать файл)

Известно, что бумага для оригами появилась в Китае  в 105 году до н.э.  Китайцы ревностно  хранили секрет изготовления бумаги. Технологию ее производства было запрещено  вывозить за границу. Однако, согласно легенде, секрет изготовления бумаги раскрыли Японии и уже через сто лет японцы стали производить бумагу гораздо лучшего качества, чем в Китае /1; 54-55/.

Развиваясь, оригами проходит три исторических этапа. В далекой древности оригами было храмовым искусством. Считалось, что бумажные фигурки изгоняют злых духов. Далее оригами становится императорским искусством, владение которым означало признаком хороших манер и образования. К началу XIX века оно стало популярным времяпрепровождением и традицией всех японцев.

Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери  остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими  фигурками, выполненными в технике оригами, признавая его как искусство. В настоящий момент центры оригами существуют уже в 28 странах мира.

Японский мастер Акира Йошизава изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

В России оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается как прием обучения и развития учащихся. В стране проводятся различные конкуры и выставки детского оригами, а также профессионалов.

Оригами вошло в математику, где развивается новая ветвь  оригаметрия и инженерное дело. С  помощью оригами инженеры научились  конструировать абсолютно новые технические машины и космические корабли /15, 81-84/.

В каждой фигурке оригами  заложена особая философия. Фигурки имеют особый смысл. Важно показать суть, красоту, истину вещи, для того, чтобы человек размышлял над ней.

Оригами в Японии играет также важную роль в обычном этикете. Умение красиво упаковать дар, считается важным искусством, ведь определенный тип упаковки и вид складок определяет случай дарения подарка.

Кратко рассмотрим технику  оригами. Она подразделяется на, так называемые, потоки. Известно три потока и три, вытекающих из них, направления.

Первому потоку свойственна традиционная манера складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложилось традиционное оригами, в основе которого лежали базовые формы. На основе первого потока сложилось классическое направление.

Второй поток основан на использовании новых вариаций: треугольника, половины квадрата, шестиугольника, восьмиугольника, прямоугольника, ромба и других (гетеромодульное направление).

Третий поток называют аналитическим. В нем особенно приветствуется составление моделей из нескольких модулей (одинаковых частей), например «кусудама» (Приложение 1).

Через некоторое время появилось  направление Курикоми оригата («прорезанная бумага»), в котором было совмещено складывание и надрезание, для создания более изящных фигур /15; 50-53/.

В любой технике оригами  применяется система условных обозначений: стрелки, линии и знаки. Они всегда представлены на схеме складывания фигурок.

Главным для детей  является традиционное оригами – складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Из этого направления пошли первые базовые формы, которые можно встретить в любой книге по оригами.

Обучение искусству  оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета.

Отрабатывая технику  складывания различных элементов  изделий оригами, следует следить  за выполнением сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Чтобы все получалось, необходимо тренировать пальцы в складывании отдельных элементов и используя пальчиковые гимнастики /2/.

1.7. Техника оригами как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста

 Еще в дошкольном  возрасте дети приобретают способность овладения моделями. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, поделки. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Что также характерно для фигур оригами.

Многие виды знаний, которые ребенок  не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений /8; 196/.

В соответствии с анализом программы  «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, С. Т. Комаровой, можно сделать вывод о том, что дети учатся «основам» оригами  на занятиях по конструированию, аппликации, ручному труду и математике.

На конструировании и аппликации дети овладевают обобщенным способам обследования и анализа образца, выделяя основные части и их особенности, учатся планировать этапы создания изображения и постройки, учатся осуществлять изображение на основе схемы, рисунка, по замыслу и по условиям. На аппликации закрепляются умения создавать из геометрических фигур изображения предметов и декоративные композиции, формируется аккуратное и бережное отношение к материалам /3; 119,144-145/. В оригами необходимо понимать отношение частей и  спланировать получение результата, анализируя имеющуюся схему. Также важно аккуратное отношение к бумаге при получении сгибов.

На занятиях по математике дети закрепляют знания об основных геометрических фигурах, которые ложатся в основу базовых форм оригами. Дети знают, что  предмет, в частности лист бумаги, ленту, круг, квадрат и другое можно разделить на несколько равных частей в разных направлениях (на 2, 4, 8 частей). Эти знания они закрепляют с помощью ручного труда. Дети знают пространственные отношения и учатся ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху-внизу, в середине, в углу) /3; 133-134/.

Складывание из бумаги в технике оригами вызывает у детей большой интерес, когда они узнают, что можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов, которые не просто будут украшением, но и могут быть полезным в быту и обучении. По мнению Н. Коротковой это могут быть изготовление пособий для занятий, создание коллекций, макетов, изготовление украшений-сувениров, коробочек для мелочей (например, «санбо», «дзунако» ─ Приложение 2), изготовление предметов для театра, пальчикого театра в технике оригами (Приложение 3) /6; 36/.

Перед ребенком встает проблемная ситуация, в виде того, как сложить ту или иную фигурку. У него начинает активно развиваться мыслительный процесс.

Знакомясь с образцами и схемами фигурок оригами, ребенок использует операцию сравнения, которая выражается в выявлении сходства и различия реального объекта и сложенной фигурки. Свои умозаключения ребенок выражает при помощи речи. Он начинает анализировать, выделяя главные части, элементы и отдельные свойства фигур, постепенно понимая структуру ее  поэтапного выполнения. Полученная информация синтезируется у ребенка в особый образ и представление, тем самым происходит интериоризация внешних действий во внутренние. Формируются новые обобщения. Он узнает особенности получающихся фигур и моделей, специфику обработки бумаги, приемы сгибания, складывания частей в определенной последовательности. Эти обобщения способствуют умению выделять наиболее существенные стороны действительности, что способствует развитию абстракций, умению видеть основные признаки и устанавливать между ними определенные связи и отношения, необходимые для решения задачи.

Затем, непосредственно конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали /13; 28/.

Через различные действия с бумагой, дети каждый раз анализируют и сопоставляют, манипулируют образами, заново их  прорабатывают. Мышление ребенка выводится за пределы воспринимаемой ситуации, вследствие чего развивается его образное мышление, постепенно выводя его на новый уровень (логическое мышление).

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал надо перевести в объемные формы, что требует волевого и мыслительного напряжения.

Представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение /8; 197/. К тому же ребенок все чаще проговаривает свои действия, развивая связную речь. В дальнейшем, до конца поняв систему действий, ребенок будет переводить речь во внутренний план. Все это подготавливает ребенка к обучению в школе, где подобные операции должны проходить у ребенка быстро и интенсивно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Возможность глубокого  и широкого познания мира открывает человеческое мышление, представляющее собой процесс глубокого обобщенного познания окружающего мира посредством его форм, операций и видов.

Мышление является одной из важнейших сторон в развитии ребенка. Не развиваясь в умственной плане, ребенок  не может нормально социализироваться и проявлять себя в обществе как личность. Поэтому педагоги, воспитатели и родители должны приложить усилия для того, чтобы каждый ребенок без особых затруднений прошел все этапы своего умственного развития. Для этого необходимо использовать различные методы и средства как хорошо известные, так и не используемые достаточно часто. Именно таким средством развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста является техника оригами.

  Дошкольники в короткие сроки могут освоить технику складывания фигур, применяя раннее полученные знания и навыки. В процессе работы в технике оригами ребенок, заинтересованный этим искусством, способен  активно развивать свою мыслительную деятельность, оперируя образами, то есть умение сравнивать, обобщать, абстрагировать, развивать четкость, слаженность и аккуратность действий, необходимых ему в дальнейшем развитии и обучении.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие наглядно-образного мышления  старших дошкольников

2.1. Организация экспериментальной работы

Базой проведения эксперимента был определен МДОУ Детский сад № 10 «Теремок», общеразвивающего вида, 2 категории г. Оса. В соответствии с контингентом исследования выбрана подготовительная группа детского сада в составе 21 ребенка.

Из-за специфических особенностей проведения занятий в детском саду (по подгруппам) и из-за сложности работы в технике оригами,  группа была разделена на подгруппы: экспериментальную и контрольную. Количественный состав 9-12 человек.

На констатирующем и контрольном этапах проведена диагностика «Схематизация».

 Цель: выявление уровня наглядно-образного мышления.

Материал: набор листов из 4 станиц. Первая страница содержит 2 вводные задачи, а остальные – основные (с 1 по 6). Цветные карандаши (красный и синий) на каждого ребенка.

Инструкция:

  1. Для первой вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и закрасить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на «письмо» (а) (показ). В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик. Это задание выполняем синим карандашом». 
  2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму» (б) (показ). Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону. Это задание выполняем красным карандашом».

 

Рис.1. К вводным заданиям

  1. К задачам 1 – 2. «В  «письме» (показ) нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и закрасьте его. Выполняем первое задание (а) синим карандашом, второе (б) – красным».

Рис. 2. К заданиям 1 и 2

  1. К задачам 3 – 4. «Посмотрите на «письмо» (а).  Надо внимательно смотреть, какой ориентир нарисован, и в какой последовательности. Надо идти от травки, сначала мимо цветочка и так далее. Найдите нужный домик и закрасьте его синим карандашом. Также вы выполняете задание по «письму» (б) красным карандашом».

Рис. 3. К заданиям 3 и 4

  1. К задачам 5 – 6. «Смотрите на «письмо» (а), в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и закрасьте его синим карандашом. Также вы выполняете задание по «письму» (б) красным карандашом».

Рис.4. К заданиям 5 и 6

Рис. 5. Нумерация домиков для заданий 1 – 4

 

Рис. 6. Нумерация домиков к заданиям 5 – 6

Оценка результатов

При оценке результатов  необходимо учитывать номер выбранного ребенком домика и номер задачи. Оба эти показатели включены в шкалу оценки: один по вертикали, другой – по горизонтали. В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах), которая начисляется ребенку за произведенный им поиск и выбор домика. Шкала приведена ниже (табл. 1).

Информация о работе Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста