Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по оригами конечная.doc

— 9.59 Мб (Скачать файл)

Шкала оценок по каждой задаче в баллах

домика

№ задачи

1

2

3

4

5

6

1

1

0

0

1

0

2

2

1

0

0

1

0

2

3

1

0

0

1

0

4

4

1

0

0

1

2

2

5

2

0

0

2

0

0

6

2

0

0

2

0

0

7

4

0

0

4

2

0

8

3

0

0

3

0

2

9

0

2

4

0

2

0

10

0

2

3

0

0

2

11

0

3

2

0

0

0

12

0

4

2

0

0

0

13

0

1

1

0

4

0

14

0

1

1

0

2

2

15

0

1

1

0

2

0

16

0

1

1

0

2

0


 

Подсчитывается сумма  очков по всем задачам. Максимальный балл – 24.

Высокий уровень   22 – 24 балла

Средний уровень   10 – 21 балл

Низкий уровень     0 – 9 баллов /10;?/

2.2. Описание  формирующего этапа эксперимента

Для этого этапа эксперимента была составлена серия занятий по оригами, которая состоит из 8 занятий (Приложение 4). Составляя программу занятий, был учтен вышеизложенный анализ программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, С. Т. Комаровой, а также анализ программы «Детство» (авторский коллектив В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович), которая реализуется в данном детском саду. В целом можно сказать, что эти программы не имеют особых различий в подготовке детей по конструированию, аппликации, ручному труду,  математике. Дети получают приблизительно одинаковые умения и навыки, которые необходимы детям для работы в технике оригами. Также для подготовки занятий в разных источниках были найдены и использованы пооперационные карты складывания фигур животных в технике оригами, которые способны освоить дети старшего дошкольного возраста. В занятиях используются загадки, стихотворения, игрушки, пальчиковые зарядки и физкультминутки.

Занятия проводились 2-3 раза в неделю, в соответствии с установленной  сеткой занятий, по 25-30 минут.

Цели занятий:

  • Активизация и развитие наглядно-образного и логического мышления детей, памяти, мелкой моторики рук, глазомера;
  • Формирование художественного вкуса и побуждение детей к творчеству;
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, самодисциплины, стремления к достижению общей цели.

Задачи:

  • Знакомить детей с основами искусства и техники оригами;
  • Ввести и использовать, в работе с детьми, новые понятия, условные обозначения, приемы сгибания в технике оригами;
  • Учить детей пользоваться при работе пооперационными картами, т.е. понимать схематичные образы и обозначения, последовательность складывания фигур;
  • Закреплять пространственные отношения, умения ориентировки  на листе бумаги, знание геометрических фигур, как основы базовых форм и получения сгибов;
  • Развивать умение анализировать, обобщать, видеть и соотносить полученный образ (модель) с реальным предметом или объектом;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Содержание  программы:

1 занятие

Тема: Знакомство с искусством оригами

Задачи:

  • Знакомить детей с основами искусства и техники оригами;
  • Ввести и рассмотреть с детьми новые понятия: оригами, Япония, кимоно, складывание, поэтапная карта, базовая форма; условные обозначения, особенности работы в технике оригами;
  • Изучить приемы сгибания, складывая квадрат в разных направлениях.

2 занятие

Тема: «Мышка – норушка»

Задачи:

  • Закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения, геометрические фигуры, особенности работы в технике оригами;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями, складывать мышку в технике оригами (простой вариант), ориентируясь на схемы;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

3 занятие

Тема: «Волк – зубами щелк и колючий еж»

Задачи:

  • Продолжать закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения, геометрические фигуры, особенности работы в технике оригами;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями;
  • Научить складывать фигурку волка и ежа в технике оригами (простой вариант), ориентируясь на схемы;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

4 занятие

Тема: «Рыжая лиса»

Задачи:

  • Продолжать закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения, особенности работы в технике оригами;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями (самостоятельно);
  • Научить складывать фигурку лисы в технике оригами (средней сложности), ориентируясь на схему;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

5 занятие

Тема: «Лягушка- квакушка»

Задачи:

  • Продолжать закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения, особенности работы в технике оригами;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями (самостоятельно);
  • Научить складывать фигурку лягушки в технике оригами (средней сложности), ориентируясь на схему;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

6 занятие 

Тема: «Мишка косолапый»

Задачи:

  • Закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями (самостоятельно), складывать фигурку медведя в технике оригами (средней сложности), ориентируясь на схемы;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

7 занятие

Тема: «Петушок – золотой гребешок»

Задачи:

  • Продолжать закреплять с детьми новые понятия, условные обозначения, особенности работы в технике оригами;
  • Учить пользоваться пооперационными картами и условными обозначениями (самостоятельно);
  • Научить складывать фигурку петуха в технике оригами (повышенной сложности), ориентируясь на схему;
  • Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение;
  • Поддерживать интерес к искусству оригами.

8 занятие

Тема: Беседа «Наш настольный театр»

Задачи:

  • Вспомнить и закрепить с детьми то, что они узнали об  оригами (из истории, названия деталей и условных обозначений и другое);
  • Поддержать интерес к занятиям в технике оригами и дальнейшему творчеству;
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления к достижению общей цели;
  • Обобщение результата работы детей по серии занятий и привлечение внимания детей к  созданному настольному театру.

2.3. Описание  результатов исследования

Результаты констатирующего  и контрольного этапов эксперимента представлены в виде таблиц и диаграмм. До провидения эксперимента: таблицы 1, 2; рисунки 1, 2, 3

Таблица 1

Результаты  исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы

 

Баллы

Уровень развития наглядно-образного  мышления

1

18

Средний

2

14

Средний

3

6

Низкий

4

9

Низкий

5

16

Средний

6

16

Средний

7

18

Средний

8

14

Средний

9

15

Средний

10

12

Средний

11

12

Средний

12

10

Средний

 

Высокий

0%

 

Средний

83%

 

Низкий

17%


 

            

Рис.1 Результаты исследования уровня наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы 

 Анализ результатов  исследования уровня наглядно-образного  мышления детей экспериментальной группы выявил, что большая часть детей (83%) имеют средний уровень развития данного мышления, 17% диагностируют низкий уровень. Детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления на данном этапе не выявлено.

Таблица 2

Результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей контрольной группы

Баллы

Уровень развития наглядно-образного  мышления

1

21

Средний

2

24

Высокий

3

20

Средний

4

21

Средний

5

19

Средний

6

22

Высокий

7

22

Высокий

8

22

Высокий

9

18

Средний

 

Высокий

44%

 

Средний

56%

 

Низкий

0%

Информация о работе Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста