Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»
Факультет психологии
Кафедра общей и социальной психологии
Специальность 030 301.65 – Психология
РЕЙНГАРДТ КРИСТИНА ВАЛЕНТИНОВНА
ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНых ПОХОДах
НА МОТИВАЦИОННую СФЕРу ЛИЧНОСТИ
в юношеском возрасте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
к. филос. н., доцент
Бондаренко Геннадий Викторович
Работа допущена к защите __________________
Заведующий кафедрой___________
Дата представления____________
Дата защиты___________________
Оценка________________________
Уфа 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……............………….... |
3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ
НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………. |
7 |
1.1. Теоретические аспекты мотивации.
Мотивация достижения успеха и боязни
неудачи…………………………….……….......… |
7 |
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их психологические особенности..…………………………………………… |
14 |
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. |
22 |
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы личности спортсмена……………......…………… |
27 |
Выводы по главе I………..….……………….……………………….……... |
31 |
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….………............... |
33 |
2.1. Организация эмпирического |
33 |
2.2. Анализ и интерпретация |
37 |
Выводы по главе II………………..………………………...………….... |
42 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…… |
44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…...... |
45 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....…………….... |
47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Мотивация в различных сферах деятельности человека, бесспорно, важна, но особенно значима она в спорте, где в сжатые сроки требуется достичь максимального результата либо в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами либо же в экстремальных условиях.
Рассмотрение
пребывания в экстремальных для
человека условиях существования, особенно
при участии в походе, поставило
на повестку дня серьезную теоретическую
проблему: насколько и каким образом
экстремальная ситуация влияет на развитие
мотивационной сферы личности. А
именно, как меняется мотивация до
и после воздействия
Совсем в немногих спортивных командах был и есть спортивный психолог, и тренеры не всегда понимают важность психологической работы с членами команды. Если начинать искать причины этой проблемы, то можно сказать, что психологической подготовке спортсменов уделяется недостаточное внимание.
Таким образом, выбор темы работы обусловлен тем, что вопрос о мотивации в экстремальном спорте актуален в настоящее время и требует серьезного подхода к рассмотрению.
Степень разработанности. В настоящее время мировая наука насчитывает более пятидесяти теорий мотивации, в том числе работы таких психологов, как У. Джемс, А. Маслоу, Ж. Годфруа, X. Хекхаузеном, Г. Оппорт, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, П.М. Якобсон и другие.
Если
рассматривать мотивацию в
Все эти противоречия и обусловили выбор темы исследования: влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы личности.
Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Объект исследования: мотивационная сфера спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Предмет исследования: влияние занятия экстремальными походами на особенности мотивации достижение победы и боязни неудач.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи.
Задачи:
Теоретико-методологической основой исследования явились работы Е.П.Ильина, Д. Макклелланда, Т. Элерса, А. Раена, Х. Хекхаузена и др.
В работе использованы три группы методов исследования:
I. Теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по проблеме.
II. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент.
В работе применялись следующие методики:
III. Методы математической обработки данных: Т - критерий Вилкоксона.
Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации материала и сделанных на его основе выводах и возможности теоретического использования этих выводов тренерами и участниками походов в целях повышения личной осведомленности.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами, спортсменами, спортивными психологами с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на мотивационную сферу спортсменов.
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 30 человек из них 15 спортсменов, занимающихся экстремальными походами более двух лет – исследуемая группа испытуемых, а также контрольная группа испытуемых, не занимающихся походами, в количестве 15 человек. Для исследования в экспериментальную группу отбирались спортсмены, которые участвовали в экстремальном кросс-походе, который проводился с 28 сентября по 2 октября 2012 года в национальном парке «Иремель» на Южном Урале. Все спортсмены являлись студентами ведущих ВУЗов Республики, таких как УГНТУ, БГУ, УГАТУ, БГМУ и другие. Возраст участников варьировался от 19 до 25 лет.
В контрольную группу отбирались студенты, которые не ходили в экстремальный поход, но находились в базовом лагере. Исследования проводились с 28 сентября по 2 октября 2012 года. Возраст участников от 19 до 25 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 40 источников, внутреннего и внешнего Приложений. Объём работы - 49 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ
НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Мотивация достижения успеха и боязни неудачи
Мотивация происходит от латинского слова «movere» - побуждение к действию - и на многих языках мира звучит похоже: «motivation» (на англ., нем., франц. яз.), «motivazione» (на итал. яз).
Мотивация - это психофизиологический динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его активность, устойчивость, направленность и возможность удовлетворения своих жизненных потребностей. Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в начале ХХ века в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (рис.1.).
Рис.1. Социально-психологическая структура мотивации.
В настоящее
время мировая наука
Если рассматривать мотивацию как сложную систему действий, отвечающих за побуждение к деятельности, необходимо структурировать эту систему. Структурным компонентом мотивации является мотив, как частная единица мотивации [5,40].
Мотив - это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен человеку в виде переживаний, характеризующихся либо отрицательными эмоциями, связанными с неполнотой настоящего положения, либо положительными эмоциями от ожидания достижения результата.
На сегодняшний день термин «мотив» интерпретируется каждым ученым по-разному. Например, К. К. Платонов трактует, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов, мотивация по В.К. Вилюнасу - это совокупная система процессов, отвечающих за деятельность и побуждение. Ведущие советские психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн в рамках психологической теории деятельности считают, что «Мотив - это опредмеченная потребность» [15].
Непосредственно сам мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность рассматривается как неосознанное желание, а цель - осознанное. Например: отпуск - это потребность, желание съездить в отпуск - это мотив, а купленная человеком туристическая путевка - это цель.
Таким образом, мотивацию рассматривают как сумму частных мотивов, которые являются личностными побуждениями и тесно связаны с образом жизнедеятельности. Мотивация проникает во все сферы жизнедеятельности человека: работа, учеба, увлечения, спорт и многие другие области.
Мотивация достижения успеха и боязни неудач. Рассмотрим мотивацию по доминирующей установке, а именно мотивацию достижения успеха и боязни неудач. Мотивация на достижение успеха определенно заслуживает внимания. Пионерами исследования мотивации являются два немецких психолога Н. Ах и К. Левин.
Н. Ах объяснял, что поведения испытуемых на достижение успеха были связаны с «детерминирующей тенденцией», а К. Левин связал мотивацию с «квазипотребностью». Психологи - экспериментаторы, проводившие тогда процедуры по диагностике мотивации, полагались на мотивацию успеха испытуемых в большей степени, чем на любой другой вид мотивации. Но в ходе исследований ученые не учитывали у испытуемых индивидуальные особенности, которые, несомненно, должны были существовать. Вероятнее всего, что психологи - экспериментаторы посчитали их несущественными в качестве переменной, которая могла повлиять на конечные результаты [39].
Позднее американский психолог Д. С. Макклелланд с коллегами разработал в середине ХХ века методику для измерения мотивации достижения, которая оказалась «прорывом» в исследовании мотивации достижения, значение которого для психологов диагностов значительно превышает узкую область исследования мотивации достижения [16].
В данной дипломной работе мы сосредоточили наше внимание только на том типе взаимодействия личности со средой, который включает в себя идею достижения. В эту область входит все, что можно представить как «соревнование с установленными критериями наивысшего качества». К соревнованиям с заданным стандартом мастерства можно отнести экстремальные походы.
Рассмотрим действие, результат или способность выполнить его на основе оценок с критериями «хуже» - «лучше». Данные критерии оценок определены разными критериями успешности: от конкретных до общих, от абстрактных до специфических. Критерий представляет собой пару противоположностей: «хорошо» - «плохо», «неудача» - «успех». Но такая классификация используется на ранних стадиях, поскольку критерий успешности дифференцируется, если взаимодействие с окружающей средой остается ориентированным на достижение в течение длительного отрезка времени. Психология критериев успешности исследована мало. Кроме того, критерии успешности могут быть ориентированы на человека, спортсмена (например, по сравнению с собственными прошлыми достижениями), а также могут быть ориентированными на других людей (например, сравнение с достижениями других людей, как в ситуации соревнования) и на задачу (например, уровень мастерства как результат деятельности).