Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Рейнгардт (Бондаренко).docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Также  возникают и другие вопросы, связанные  с изменениями самих критериев  успешности. Так, например, как это  происходит с любой шкалой оценок: количество градаций и их величина могут изменяться со временем.

Если  брать во внимание уровни притязания, то успех и неудачу можно расценивать  как таковые только при решении  задач со средним уровнем сложности. Достижение же простых целей не будет  рассматриваться как успех, а  неудача в достижении сложной задачи - как неудача. Если достижение сложной цели со временем становится проще, то стимул постепенно уменьшается, пока совсем не сойдет к минимуму, при этом внешние условия среды останутся неизменными. А если что-либо остается недостижимым, происходит то же самое [39].

В мотивации достижения присутствуют две тенденции. Изобразим их схематично (рис.2.).

Рис.2. Тенденции мотивации достижения

Мотивация достижения - это попытка увеличить или сохранить высокие способности человека ко всем видам деятельности, к которым применяются критерии успешности, и где выполнение любой деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.

Противоположной по своему значению мотивации достижения является мотивация боязни неудач.

Мотивация боязни неудачи относится к отрицательной. При боязни неудачи человек стремится, прежде всего, избежать наказания, выговора, осуждения и т.п. Осознанное ожидание неприятных последствий - вот что определяет деятельность любого человека. Еще не проявив активность, человек уже боится провала и уже думает не о том, как достичь цели, а как избежать провала. Люди склонные к боязни неудачи избегают ответственных заданий, мало проявляют инициативу, плохо оценивают свои возможности, также не исключено, что они выбирают заведомо легкие задания, не требующие особых затрат (как умственных и физических). Если на выполнение задания дается ограниченное количество времени (например, в спорте), то результативность деятельности заметно снижается.

При выполнении какого-либо задания в случае неудачи его привлекательность, как правило, снижается. Это будет происходить независимо от того, выбрано задание самим человеком или назначенное ему.

В итоге успех или неудача на достижение взаимодействия человека со средой чаще случайны и являются преходящими состояниями по отношению к мотивации достижения. Независимо от разнообразия критериев успешности, их шкала состоит из двух частей: первая обозначает успех, вторая символизирует неудачу, а между ними проходит тонкая грань (рис.3.).

 

Рис.3. Схематичное изображение критериев успешности.

 

Вне зависимости  от полученных успехов эта граница  может перемещаться по шкале, как  вверх, так и вниз, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно определить, что  для определенного человека после  длительного времени, будет являться успехом, а что - неудачей.

Склонность  к конфликту - это показатель наличия мотивации достижения. Она провоцируется появлением неудачи. Таким образом, опыт ориентированных на неудачу испытуемых более отягощен конфликтами. Конфликты достижения можно разделить на два основных типа по признаку времени. Первый тип характеризуется перспективой будущего времени, он направлен на цель впереди и формируется вокруг ожидания неудачи. Второй тип конфликта характеризуется перспективой прошлого и привязан к прошлым неудачам. Он формируется вокруг опыта неудачи. Чем больше тенденции к достижению и избеганию (надежда на успех и боязнь неудачи) уравнивают друг друга, тем более выражен конфликт; его интенсивность зависит также от абсолютной величины обеих тенденций. Отсюда следует, что целей, в достижении которых существует равная вероятность успеха и неудачи, следует избегать, особенно людям, пытающимся избежать конфликта. Как мы увидим в дальнейшем, это верно для испытуемых, мотивированных на неудачу, но не для ориентированных на успех.

Если  рассматривать способы диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудачи спортсменов, то на наш взгляд оптимальным методом будет являться наблюдение: ведь у тренера есть возможность следить за поведением и деятельностью того или иного спортсмена в различных жизненных, тренировочных и соревновательных ситуациях. Помимо всего прочего, тренер может подвергнуть глубокому психологическому анализу свои наблюдения над подопечным спортсменом, его деятельностью и поведением.

В современной  психодиагностике имеется множество  специальных методик, позволяющих  диагностировать рассматриваемые  типы мотивации личности. Но разработка качественных методик представляет собой довольно сложную задачу. Ведь мотивы деятельности и поведения каждого человека индивидуальны и образуют ядро личности - «закрытые» для анализа - они составляют область, сознательно или подсознательно, но при этом не всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего вмешательства. С учетом всего приведенного выше, мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик так называемого «проективного типа». Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют от специалиста высочайшей квалификации. Наряду с проективными методиками для измерения мотиваций достижения успеха и боязни неудачи применяются и другие тестовые опросники - опросник ТМД А. Мехрабиана (в том числе в модификации М.Ш. Магомед-Эминова), опросник МУН А.Реана, методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса, диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности, методологической основой служит теория Д. Маккелланда и другие.

1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их психологические особенности

 

Значение  слова «экстрим», взятого от английского «extreme» (противоположный, обладающий высокой степенью, особенный) или от латинского «extremus»  (наиболее удаленный от середины) в современном мире можно истолковать как  выдающиеся, экстраординарные действия, зачастую связанные с риском для жизни.

Определенных  причин занятия экстримом нет. Возможно, причина занятия экстремальным видом спорта заключается в получении максимально острых ощущений, балансировке на грани жизни и смерти, чувство жизни.

Современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 60-х годов ХХ века, постепенно стали называться экстремальными. К таким видам спорта можно отнести дайвинг, рафтинг, спелеология, триал, вейкбординг, каякинг, дельтапланеризм, зорбинг, руфинг, альпинизм и др. (рис.4.).

Рис.4. Дайвинг, рафтинг, триал, дельтапланеризм

Отличительной чертой экстремальных видов спорта является высокий уровень опасности для здоровья и жизни спортсмена, получение огромного количества травм различной степени тяжести иногда несовместимые с жизнью, высокий уровень адреналина в крови, который выделяется у спортсмена во время занятия экстремальным спортом.

Не исключено, что экстремальный спорт помогает человеку либо снять напряжение, либо наоборот его получить. Количество видов экстремального спорта с каждым днем становится всё больше и больше, так же быстро растёт и количество спортсменов, увлекающихся экстримом. Некоторые  виды спорта, которые ещё лет 20 - 30 назад казались экстремальными, сегодня воспринимаются как обычный спорт, например, автогонки.

На данный момент уже существующие экстремальные виды спорта не стоят на месте и постоянно развиваются и совершенствуются во всех направлениях:

    • по степени риска;
    • по вовлечению новых стихий и оборудований;
    • по улучшению степени защиты спортсмена.

Рассмотрим  подробнее  интересующий нас экстремальный  вид спорта - поход, который относится  к спортивному туризму, где пострадать, получить травму или просто проститься с жизнью - проще простого.

Туризм спортивный - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающие преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (тропинок и дорог с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, водных путей и т.п.) и на спортивных дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Спортивный туризм в Российской Федерации официальный вид спорта.

Многие профессионалы и любители спортивного туризма также занимаются смежными видами спорта: ориентированием, скалолазанием, каякингом, мультигонками, рафтингом, маунтинбайком, горными лыжами, и др., которые в свою очередь являются также экстремальными видами спорта.

Спортивный  туризм, спортивные походы, являются большей частью командными видами спорта, в которых сильны традиции передачи опыта, самопознания, взаимовыручки и надежности членов команды, а также прочие коллективные навыки.

Занятие спортивным туризмом требует от спортсмена определенных знаний и навыков, физической подготовки, опыта, технической и самое главное психологической подготовки в сложной природной и общественной среде.

По видам  спортивный туризм подразделяется на:

Пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности - в районах со сложным рельефом и климатическими условиями (рис.5.).

 

Рис.5. Пример пешеходного туризма

 

Водный туризм - сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило, в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями ее течения.

Лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах. Главной целью является преодоление препятствий по снежному и снежно - ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности - в условиях суровых климатических зон и в горной местности (рис.6.).

Рис.6. Пример лыжного туризма

 

Горный туризм — пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов с применением специализированного снаряжения (рис.7.).

Рис.7. Пример горного туризма

 

Туризм на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и авто-мото туризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий на средствах передвижения.

Комбинированный туризм - походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма.

Спелеология - экспедиции по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах (рис.8.).

Рис.8. Пример спелеологии.

 

К психологическим  особенностям любого похода можно отнести различные цели пребывания в походе, это может быть:

      • отдохнуть на природе;
      • провести время с друзьями;
      • сходить в поход из любопытства, интереса;
      • получить эмоциональный разряд;
      • пособирать дикие ягоды или половить рыбу;
      • улучшить физическую подготовку;
      • покорить вершину (порог, пещеру).

В походе приходится практически решать множество социально-психологических проблем, связанных с лидерством, групповой совместимостью, влиянием группы на личность и личности на группу, формированием психологического климата и предупреждением конфликтов и т. д.

Хорошая психологическая подготовка сформирует у каждого туриста и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально действовать в экстремальных ситуациях.

Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки. Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих сведений о районе путешествия и его цели. Легкомыслие, завышенная самооценка могут привести к разочарованию, конфликту с группой, сходу с маршрута, а то и к более тяжелым последствиям.

Сами по себе знания о предполагаемых трудностях не гарантируют успеха. Также важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближенных к условиям предстоящего путешествия.

Поход высокой  категории сложности и продолжительный по времени –

 это серьезное испытание физических и духовных сил человека. При больших физических нагрузках ослабляются внимание, память, снижается общая работоспособность, может появиться апатия, безразличие к окружающему. Если рассматривать условия высокогорья, то психологическое состояние участников группы отягощается кислородным голоданием (горной болезнью).

У туристских групп есть отличительная особенность – высокая общественная активность, готовность прийти на помощь совершенно незнакомым попутчикам. У туристов сильны традиции, они много времени проводят вместе. После совершенного похода группа не распадается.

Развитие  группы может приобрести не только положительное стремление, но и нежелательное направление, если ее члены будут стремиться прежде всего к достижению собственных эгоистических целей в ущерб своим товарищам. В данном случае группа становится разобщенной, внутри нее образуются неустойчивые, ситуативные микрогруппировки. Имеющиеся противоречия ведут к столкновениям, конфликтам, ущемлению интересов одних туристов за счет других, чьи интересы учитываются в первую очередь. При столкновении с трудностями такая группа нередко оказывается дезорганизованной, и в ней повышается возможность конфликтов. Также нежелательная обстановка складывается в группе, руководство которой использует ее как средство достижения собственных целей.

Информация о работе Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте