Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Рейнгардт (Бондаренко).docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

достижением успеха и боязни неудачи.

Таким образом, мы можем утверждать то, что в экспериментальной группе на уровень конфликта между достижением успеха и боязни неудачи влияет экстремальный поход. В то время, как в контрольной группе нет значительных колебаний у исследуемых.

Исследование  уровня мотивации к достижению успеха проведено по методике Т. Элерса, представлено в Приложении 4.

Анализ результатов  приведен в Таблице 2, откуда видим, что у экспериментальной группы после похода исчез низкий уровень мотивации, но при этом увеличился средний уровень мотивации до 60,0%. Слишком высокий уровень мотивации понизился до 6,6%, а умеренно высокий уровень мотивации практически снизился до 33,4%. В результатах контрольной группы, которая не была в походе, ни у одного из испытуемых не было низкого уровня мотивации. Слишком высокий уровень мотивации за неделю изменился на 6,7%, а умеренно высокий уровень вырос с 26,7% до 33,3%, заметно понизился средний показатель уровня мотивации на 13,3%. Результаты представлены в Таблице 2 и на Рис.10.

 

Таблица 2

Результаты исследования уровня мотивации

 к достижению успеха Т. Элерса, %

Показатель уровня мотивации

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До похода, %

После похода, %

До, %

Через неделю, %

1

Слишком высокий

20

6,6

40

46,7

2

Умеренно высокий

40

33,4

26,7

33,3

3

Средний уровень

26,7

60

33,3

20

4

Низкий уровень

13,3

-

-

-


 

Рис.10. Диаграмма уровня мотивации  по методике Т. Элерса

 

Делая вывод  по данным исследованиям, можно сделать заключение о том, что экстремальные походы влияют на уровень мотивации спортсменов, как в сторону понижения мотивации, так и в сторону повышения. А незначительные изменения мотивации участников контрольной группы, можно охарактеризовать изменениями текущих жизненных условий в данный отрезок времени.

Также на этом этапе были получены данные о мотивации успеха и боязни неудачи по методике А.А. Реана. Рассмотрим полученные результаты, представленные в Приложении 6.

Как видно из Таблицы 3 в экспериментальной группе у 13,3% участников наблюдалась боязнь неудачи, но после похода только у 6,7%, в то время как в контрольной группе отсутствовали люди с боязнью неудачи как до, так и после. Надежда на успех в экспериментальной группе после похода упала с 66,7% до 40,0%, а в контрольной группе наблюдается стагнация - 73,3% до и после. У 20,0% спортсменов до похода наблюдается не выраженность мотива, а после экстремального похода количество увеличилось до 53,3%. А в контрольной группе стагнация продолжается. Результаты представлены в Таблице 3 и на Рис.11.

Таблица 3

Результаты исследования по уровню мотивации

по методике А. Реана, количество человек

Мотивация

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

До

После

Боязнь неудачи

2

1

-

-

Надежда на успех

10

6

11

11

Мотив не выражен

3

8

4

4


 

Рис.11. Диаграмма уровня мотивации  по методике А. Реана.

 

Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы, о том, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи, нами использовался Т-критерий Вилкоксона. Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком - то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Обработка данных выполнена в приложении «StatPlus 2009 Professional 5.8.4».

Результаты  анализа достоверности отличий полученных результатов по методике Т. Элерса для экспериментальной группы приведены в Приложении 7.

По расчетам результат: TЭмп = 3

Критические значения T при n=15 (ТКр0,01=19; ТКр0,05=30);

Полученное  эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Отсюда следует, что результаты достоверны и разница между уровнем мотивацией до похода и после похода существует.

Результаты  анализа достоверности отличий полученных результатов по методике Т. Элерса для контрольной группы приведены в  Приложении 8.

Результат: TЭмп = 10;

Критические значения T при n=15 (ТКр0,01=19; ТКр0,05=30).

Полученное  эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Отсюда следует, что результаты достоверны.

Результаты  анализа достоверности отличий полученных результатов по методике А. Реана для  экспериментальной  группы  приведены в Приложении 9.

Результат: TЭмп = 27;

Критические значения T при n=15 (ТКр0,01=19; ТКр0,05=30).

Полученное  эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Отсюда следует, что результаты достоверны.

Результаты  анализа достоверности отличий полученных результатов по методике А. Реана для  контрольной  группы  приведены в Приложении 9.

Результат: TЭмп = 3;

Критические значения T при n=15 (ТКр0,01=19; ТКр0,05=30).

Полученное  эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Отсюда следует, что результаты достоверны.

Таким образом, наша гипотеза о том, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи подтвердилась.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

 

Проведенное исследование позволило проверить  выдвинутую гипотезу и сделать следующие  выводы:

    1. Мы можем утверждать то, что уровень конфликта в экспериментальной группе между достижением успеха и боязни неудачи под влиянием экстремального похода уменьшается. В то время как в контрольной группе происходит стагнация.
    2. Существуют явные различия до и после экстремального похода в проявлении мотивации достижения и боязни неудач.
    3. Экстремальные походы влияют на уровень мотивации спортсменов: исчезает низкий уровень мотивации и проявляется он в среднем уровне замотивированности, а высокий уровень снижается в 3 раза. Незначительные изменения мотивации участников контрольной группы можно охарактеризовать изменениями текущих жизненных условий в данный отрезок времени.
    4. Количество спортсменов с боязнью неудачи незначительно, а после похода снижается. Сразу же после экстремального похода у половины испытуемых экспериментальной группы мотив не выражен. Надежда на успех у участников похода снижается. У участников контрольной группы наблюдается полная стагнация по всем показателям. Следовательно, можно сделать вывод, что экстремальный поход в значительной степени влияет на мотивацию достижения успеха и боязни неудачи.

Таким образом, наша гипотеза о том, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи подтвердилась.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

Исходя  из сделанных выводов, можно дать следующие рекомендации тренеру, педагогу и психологу, которые работают со спортсменами:

  1. Для студентов-спортсменов, достигающих больших успехов, наибольшим стимулом вовлечения в поведение достижения являются условия с вероятностью успеха 50 на 50. В данном случае тренеру рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Спортсмены будут находить вызов в такой ситуации, так как им нравится соревноваться с равными соперниками или выполнять задания, которые не отличаются большой легкостью.
  2. Спортсменам, достигающим больших успехов, необходимо давать более соревновательные задания. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, а тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки.
  3. Иной подход необходим тем студентам-спортсменам, которые не достигают больших успехов. Тренеру необходимо учитывать, что они избегают промежуточного риска и соревновательных заданий, хуже выступают в оцениваемых ситуациях, выбирая либо настолько трудные задания, что они практически обречены на неудачу, либо настолько легкие, что успех в них гарантирован. В этом случае рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание. Она чаще, чем ориентация на результат, приводит к более интенсивной работе, настойчивости перед лицом неудач и оптимальному результату. Тренер может выбирать задания средней трудности или реальные.

 

 

Заключение

 

В выпускной  квалификационной работе нами была рассмотрена мотивационная сфера личности у спортсменов, занимающихся экстремальными походами. Мы теоретически проанализировали и эмпирически исследовали мотивационную сферу личности.

Под термином «мотив» чаще понимают внутреннее побуждение личности к той или иной активности (поведение, деятельность, общение), связанное с удовлетворением каких - либо потребностей. В виде мотивов могут выступать ценности, интересы личности, убеждения, идеалы, социальные установки, но за всеми этими видами мотивов все равно скрываются потребности личности во всем их многообразии: от первостепенных жизненных, биологических до высших социальных.

Мотивы  позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасаемое стремление к их достижению. Для экстремального похода характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Так как  мотивация спортивной деятельности проявляется в устремленности спортсменов  к спортивному совершенствованию, достижению высоких результатов  в спорте и в спортивном долголетии, то необходимо формирование мотивов у спортсменов. Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивные достижения высокого уровня. Достижение цели в экстремальном походе становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты, определяющие степень субъективного запроса.

В нашем  исследовании мы изучили влияние экстремального похода на мотивацию достижения успеха и боязни неудачи. С помощью выбранных нами методик, мы решили следующие задачи во время исследования:

    • выявили наличие изменений в конфликте между мотивацией достижения успеха и боязни неудачи у экспериментальной группы до и после экстремального похода.
    • выявили, что уровень конфликта между мотивацией на достижение успеха и боязни неудачи в контрольной группе практически не изменился.
    • выявили влияние экстремальных походов на уровень мотивации достижения успеха и боязни неудачи. Определили, что количество спортсменов с боязнью неудачи незначительно, а после похода снижается. Сразу же после экстремального похода у половины испытуемых экспериментальной группы мотив не выражен. Надежда на успех у участников похода снижается. У участников контрольной группы полная стагнация по всем показателям.

Было  проведено исследование в двух направлениях. В первом - на наличие конфликта между мотивацией достижение успеха и боязни неудачи в экспериментальной и контрольной группах - было обнаружено, что уровень конфликта изменился у экспериментальной группы после совершения похода, в то время как у контрольной практически не изменился.

Вторым  направлением было исследование мотивации к достижению успеха. Были обнаружено, что у участников экспериментальной группы после экстремального похода исчез низкий уровень мотивации, а средний уровень мотивации достижения успеха значительно вырос. Наблюдая контрольную группу, было установлено, что у всех отсутствовал низкий уровень мотивации, что можно связывать с высокой жизненной позицией.

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону, 2009.
  2. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. М., 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 2009.
  4. Ванек М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. М., 1982.
  5. Вальсевич В.К., Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация. Как двигатель карьеры. М., 2010.
  6. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб, 2002.
  7. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. Ростов-на-Дону, 2008.
  8. Гогунов Е.Н., Горбунов Г.Б. Психология физической культуры и спорта. М., 2009.
  9. Гуськов С.И., Линец М.М., Платонов В.Н., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. Киев, 2000.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2011.
  11. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). - К., 1998.
  12. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2012.
  13. Кармин А.С. Конфликтология. СПб. 1999.
  14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 2009.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
  16. Маккелланд Д. Мотивация человека. СПб, 2009
  17. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. Екатеринбург, 2008.
  18. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1994.
  19. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб, 2005.
  20. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб., 2012.
  21. Морозов А.С. Исследования межличностных отношений в командах и некоторые вопросы спортивной гигиены // Проблемы психологии спорта. – 1971. - № 1 – с. 32-44.
  22. Морозов А.С. Фролова М.И. Изучение межличностного восприятия спортивных командах в связи с некоторыми показателями их эффективности // Вопросы спортивной психогигиены. - 1977. - №5 – с. 13-17.
  23. Попов А.Л. Психология спорта. М., 2010.
  24. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. М., 2004.
  25. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. М., 1998.
  26. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М., 2005.
  27. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. М., 2007.
  28. Столбов В.В., Голощапов Б.Р., Мельникова Н.Ю., История физической культуры и спорта. М., 2013.
  29. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2005.
  30. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1. М., 2005.
  31. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1. М., 2005.
  32. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия.  М., 2007.
  33. Таймазов В.А., Голуб Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена. СПб, 2004.
  34. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М., 2001.
  35. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. К., 2001.
  36. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видов спорта. М., 2003.
  37. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 2009.
  38. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. М., 2009.
  39. Хекхаузен Х.  Мотивация достижения. СПб., 2003.
  40. Эриксон М. Психология познания. М., 2002.

Информация о работе Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте