Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Рейнгардт (Бондаренко).docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

В официальном  походе сложное положение оказывается  у руководителя группы, которому необходимо быть несомненным лидером, авторитетом, доказать свое право быть лидером  на деле.

Руководитель  похода организует всю жизнедеятельность группы, ставит и определяет способы достижения цели, принимает решения, распределяет обязанности, руководит людьми, дает распоряжения, контролирует и оценивает действия туристов, подводит итоги похода, отвечает за безопасность участников. Хорошему руководителю должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение добиваться поставленной цели, искусство убеждать, а когда необходимо  и принуждать участников похода к выполнению своих обязанностей.

В туристской группе, наряду с явным лидером, может  быть и скрытый, который при некоторых  обстоятельствах может предъявлять  свои права. Чаще всего борьба за первенство начинается при первых трудностях, когда руководитель группы обнаруживает неспособность успешно справиться со своей ролью. Причиной этого может быть неправильный стиль руководства группой. Выбор оптимального стиля руководства зависит от состава группы и конкретной ситуации, в которой оказались туристы.

Высока  роль несходства темпераментов участников похода. Интересно представить себе, как будет раздражать холерика медлительность, вялость его напарника-флегматика, который, в свою очередь, будет недоволен суетливостью, излишней поспешностью первого.

Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых  в походе. Если один из туристов стремится  просто отдохнуть, развеяться, другой интересуется историческими ценностями, третьего привлекает первозданная природа, а четвертого - выполнение спортивного разряда, то, естественно, каждому из них следует поискать спутников с общими интересами. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек.

Итак, психологическая подготовка к туристскому походу включает в себя целый ряд разнообразных вопросов, связанных с формированием коллектива и подготовкой (самоподготовкой) каждого участника в отдельности. Просчеты в психологической подготовке к походу обнаружить довольно сложно, к такой подготовке нельзя относиться поверхностно, как к чему-то второстепенному.

Таким образом, экстремальные походы - это официальный вид спорта, в основе которого лежат соревнования на дистанциях и маршрутах, включающих преодоление различных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием, бездорожья, перекатов, перевалов, вершин, каньонов, порогов, пещер, водных путей и т.п.).

При таком  большом разнообразии экстремальных  походов, безусловно, возникает вопрос о психологических особенностях развития мотивационной сферы личности у спортсменов.

 

1.3. Особенности мотивации спортсменов

 

Мотивы  занятий спортом можно разделить на общие и частные. К общим мотивам следует отнести наличие у человека желания заниматься спортом, то есть ему пока безразлично, чем именно заниматься. К частным мотивам относят желание заниматься каким-либо определенным видом спорта, выполнять определенный комплекс упражнений [7].

Если  рассматривать мотивы, взаимодействующие  с активным процессом деятельности,  то это удовлетворение в потребности  двигательной активности и удовольствие, вызванное впечатлением от победы или  соперничества с другими спортсменами (адреналин, эмоции от победы, поражения, азарт, и т.д.). Степень и мощность мотивов зависят от проявления их в моральных, волевых качествах и физических усилиях спортсмена, связанных с достижением цели [20].

Можно выделить 5 специфических особенностей мотивации, связанных со спортивной деятельностью в условиях экстремального похода, а именно:

    1. Наличие высокой техники выполнения определенного ряда физических упражнений в экстремальных походах, требующей от спортсмена упорных и длительных тренировок, в результате которых развиваются необходимые знания и умения для участия в походах. Происходит тренировка не только таких физических качеств как сила, выносливость, но и волевых: смелость, воля к победе, решительность и др.
    2. Появление стремления к постоянному совершенствованию в походах. Данное стремление направлено на получение наивысших результатов.
    3. Выявление специальных навыков и умений, определенное развитие моторных способностей, духовных сил для поддержания спортсмена на высоком уровне.
    4. Наличие спортивной борьбы, борьбы в соревнованиях между участниками, являющейся обязательной составляющей любой спортивной деятельности.
    5. Обретение сознательного характера для интерпретации чувства ответственности и стремления достигнуть высоких результатов. Спорт предъявляет большие требования к личности спортсмена, в частности, к процессам восприятия информации, её переработки, внимания и памяти спортсмена, к его характеру и эмоциям и, конечно же, воли [19].

Интересное  место в спортивной психологии занимает мотивация, побуждающая человека заниматься определенным видом спорта. Известно, что спорт граничит с понятием игра. Мотивы к любой игре заключены непосредственно в игре. Человека влечет не сама игра, а какие-то внешние для игры обстоятельства, непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и победами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру [10]:

    • Опосредованные мотивы спортивной деятельности - стремление обрести здоровье, силы; посредством спорта подготовить себя к жизни в обществе и условиях окружающей среды.
    • Непосредственные мотивы - получать удовлетворение от регулярных занятий спортом, в эстетическом наслаждении собственной красотой, быстротой, достижением рекордных результатов, умением сохранять спокойствие и проявлять себя в экстремальных условиях и т.д.

Блок  мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Различного  рода потребности пробуждают так называемую поисковую активность, направленную на поиск ее удовлетворить. Любая потребность может быть удовлетворена различными способами. Зачастую жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного рода занятий. Не исключено, что спонтанно происходит выбор деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей [20].

Е.П. Ильин  отмечает, что на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена может меняться, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои определенные доминирующие мотивы. На первичном этапе возможными причинами прихода в спорт (независимо от его вида) могут быть [10]:

    • стремление к самосовершенствованию;
    • стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению;
    • социальные установки;
    • удовлетворение духовных и материальных потребностей.

А.Л. Попов  отмечает следующие потребности: потребность  в деятельности, активности, потребность  в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность  в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и другие [23].

Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов [2].

Классификация мотивов спортивной деятельности:

    1. По направленности на процесс или результат деятельности:
    • процессуальные (интерес, удовольствие и т.д.);
    • нацеленные на результат (ожидание награды, позитивные последствия победы, признания обществом и т.д.).
    1. По степени устойчивости:
    • кратковременные (проходящие);
    • долговременные.
    1. По доминирующей установке:
    • мотивация достижения успеха;
    • мотивация избегания неудач.
    1. По месту в системе:
    • индивидуальные (самоутверждение);
    • групповые (патриотизм, честная соревновательная борьба).

Итак, блок мотивации выполняет в структуре  спортивной деятельности следующие  функции:

    • производит пусковой механизм деятельности;
    • поддерживает и увеличивает достаточный уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
    • производит регуляцию активности, использование различных средств деятельности для достижения максимальных результатов.

Итак, мотивы суммируют в себя потребности, цели и побуждения спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические факторы или силы. Сила мотивов проявляется в их влиянии, поддерживающем и стимулирующем волевые, моральные и интеллектуальные, физические усилия личности, связанные с достижением высоких целей. Для спортивной психологии характерно большое разнообразие мотивов. Они могут быть долговременные и кратковременные, направленные на самопознание и на патриотизм, побуждающие к деятельности или прямо связанные с целью, к ним можно отнести интерес, удовольствие от процесса, ожидание награды или материальной выгоды, одобрения. Но все мотивы, бесспорно, связаны с психологическими особенностями того или иного спортсмена вне зависимости от вида спорта.

«Мотивация» в психологии спорта употребляется как в широком, так и в узком значении этого слова. Если рассматривать общий смысл, то он означает процессы и факторы, побуждающие спортсмена к принятию решений или бездействию в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. В узком смысле мотив предполагает конкретный и более подробный анализ причин, которые объясняют, почему тот или иной человек предпочитает один вид спорта другому, почему при решении определенных задач спортсмены действуют с достаточной интенсивностью, и почему они продолжают или прекращают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени [4].

Дж. Кретти для описания классификации мотивов  спортивной деятельности предложил три параметра:

1. Мотивы  неосознаваемые и осознаваемые.

2.Мотивы, источником которых являются психологические, физиологические и социальные потребности.

3. Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта деятельности и общения с другими людьми.

Характеристика  мотивационной структуры отдельного спортсмена в экстремальном походе затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к спорту, успеху, труду, авторитетам. С возрастом мотивы могут меняться при одной и той же ситуации [34].

Если  у спортсмена преобладает мотивация  достижения успеха, то он предпочитает задачи повышенной степени трудности, так как решение этих задач  может проявиться наилучшим образом.

Если  же доминируют мотивации «избегание неудач» - задачи выбираются легкие или средние. У спортсмена, стремящегося к успеху, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а у ориентированного заранее на неудачу - падает.

Замотивированные на достижение успеха спортсмены в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или гораздо большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склонностью к достижению цели отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение [2].

Таким образом, термин «мотивация» в отношении спорта очень многогранен. Мотивационная структура спортсмена определяется его индивидуальными особенностями, системой ценностей и системой отношений. Так же на мотивацию очень влияет прошлый опыт спортсмена и гендерные особенности.

 

1.4. Влияние участия в экстремальном походе

на развитие мотивационной сферы спортсмена

 

Если  предположить, что мотив задается соотношением «индивид - окружающая среда», то из этого весьма обобщенного представления можно выделить ряд следствий. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - окружающая среда», то, исходя из этого, можно наметить влияние среды на мотивацию.

Развитие  мотивационной сферы спортсмена формируется в процессе индивидуального  развития (характера и силы). У  спортсменов, занимающихся экстремальными походами, можно выделить иерархию мотивов. Поведение спортсмена в  экстремальном походе мотивируется не любыми или всеми возможными его  мотивами, а формируется из самых  высоких в иерархии, самыми сильными, которые при данных условиях ближе  связаны с перспективой достижения цели или, наоборот, достижение которых  поставлены под сомнение. Хотя одновременно могут активироваться и другие мотивы, взаимодействующие или находящиеся в конфликте. Если пренебречь побочными мотивами, то мы столкнемся с проблемой актуализации мотива, то есть с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.

Мотивы  формируются в процессе индивидуального  развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить, на основании каких возможностей и активирующих воздействий окружающей среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

Информация о работе Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте