Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47
В официальном походе сложное положение оказывается у руководителя группы, которому необходимо быть несомненным лидером, авторитетом, доказать свое право быть лидером на деле.
Руководитель похода организует всю жизнедеятельность группы, ставит и определяет способы достижения цели, принимает решения, распределяет обязанности, руководит людьми, дает распоряжения, контролирует и оценивает действия туристов, подводит итоги похода, отвечает за безопасность участников. Хорошему руководителю должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение добиваться поставленной цели, искусство убеждать, а когда необходимо и принуждать участников похода к выполнению своих обязанностей.
В туристской
группе, наряду с явным лидером, может
быть и скрытый, который при некоторых
обстоятельствах может
Высока роль несходства темпераментов участников похода. Интересно представить себе, как будет раздражать холерика медлительность, вялость его напарника-флегматика, который, в свою очередь, будет недоволен суетливостью, излишней поспешностью первого.
Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Если один из туристов стремится просто отдохнуть, развеяться, другой интересуется историческими ценностями, третьего привлекает первозданная природа, а четвертого - выполнение спортивного разряда, то, естественно, каждому из них следует поискать спутников с общими интересами. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек.
Итак, психологическая подготовка к туристскому походу включает в себя целый ряд разнообразных вопросов, связанных с формированием коллектива и подготовкой (самоподготовкой) каждого участника в отдельности. Просчеты в психологической подготовке к походу обнаружить довольно сложно, к такой подготовке нельзя относиться поверхностно, как к чему-то второстепенному.
Таким образом, экстремальные походы - это официальный вид спорта, в основе которого лежат соревнования на дистанциях и маршрутах, включающих преодоление различных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием, бездорожья, перекатов, перевалов, вершин, каньонов, порогов, пещер, водных путей и т.п.).
При таком большом разнообразии экстремальных походов, безусловно, возникает вопрос о психологических особенностях развития мотивационной сферы личности у спортсменов.
1.3. Особенности мотивации спортсменов
Мотивы занятий спортом можно разделить на общие и частные. К общим мотивам следует отнести наличие у человека желания заниматься спортом, то есть ему пока безразлично, чем именно заниматься. К частным мотивам относят желание заниматься каким-либо определенным видом спорта, выполнять определенный комплекс упражнений [7].
Если
рассматривать мотивы, взаимодействующие
с активным процессом деятельности,
то это удовлетворение в потребности
двигательной активности и удовольствие,
вызванное впечатлением от победы или
соперничества с другими
Можно выделить 5 специфических особенностей мотивации, связанных со спортивной деятельностью в условиях экстремального похода, а именно:
Интересное место в спортивной психологии занимает мотивация, побуждающая человека заниматься определенным видом спорта. Известно, что спорт граничит с понятием игра. Мотивы к любой игре заключены непосредственно в игре. Человека влечет не сама игра, а какие-то внешние для игры обстоятельства, непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и победами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру [10]:
Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Различного рода потребности пробуждают так называемую поисковую активность, направленную на поиск ее удовлетворить. Любая потребность может быть удовлетворена различными способами. Зачастую жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного рода занятий. Не исключено, что спонтанно происходит выбор деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей [20].
Е.П. Ильин отмечает, что на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена может меняться, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои определенные доминирующие мотивы. На первичном этапе возможными причинами прихода в спорт (независимо от его вида) могут быть [10]:
А.Л. Попов отмечает следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и другие [23].
Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов [2].
Классификация мотивов спортивной деятельности:
Итак, блок
мотивации выполняет в
Итак, мотивы суммируют в себя потребности, цели и побуждения спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические факторы или силы. Сила мотивов проявляется в их влиянии, поддерживающем и стимулирующем волевые, моральные и интеллектуальные, физические усилия личности, связанные с достижением высоких целей. Для спортивной психологии характерно большое разнообразие мотивов. Они могут быть долговременные и кратковременные, направленные на самопознание и на патриотизм, побуждающие к деятельности или прямо связанные с целью, к ним можно отнести интерес, удовольствие от процесса, ожидание награды или материальной выгоды, одобрения. Но все мотивы, бесспорно, связаны с психологическими особенностями того или иного спортсмена вне зависимости от вида спорта.
«Мотивация» в психологии спорта употребляется как в широком, так и в узком значении этого слова. Если рассматривать общий смысл, то он означает процессы и факторы, побуждающие спортсмена к принятию решений или бездействию в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. В узком смысле мотив предполагает конкретный и более подробный анализ причин, которые объясняют, почему тот или иной человек предпочитает один вид спорта другому, почему при решении определенных задач спортсмены действуют с достаточной интенсивностью, и почему они продолжают или прекращают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени [4].
Дж. Кретти для описания классификации мотивов спортивной деятельности предложил три параметра:
1. Мотивы неосознаваемые и осознаваемые.
2.Мотивы, источником которых являются психологические, физиологические и социальные потребности.
3. Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта деятельности и общения с другими людьми.
Характеристика
мотивационной структуры
Если у спортсмена преобладает мотивация достижения успеха, то он предпочитает задачи повышенной степени трудности, так как решение этих задач может проявиться наилучшим образом.
Если же доминируют мотивации «избегание неудач» - задачи выбираются легкие или средние. У спортсмена, стремящегося к успеху, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а у ориентированного заранее на неудачу - падает.
Замотивированные на достижение успеха спортсмены в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или гораздо большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склонностью к достижению цели отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение [2].
Таким образом, термин «мотивация» в отношении спорта очень многогранен. Мотивационная структура спортсмена определяется его индивидуальными особенностями, системой ценностей и системой отношений. Так же на мотивацию очень влияет прошлый опыт спортсмена и гендерные особенности.
1.4. Влияние участия в экстремальном походе
на развитие мотивационной сферы спортсмена
Если предположить, что мотив задается соотношением «индивид - окружающая среда», то из этого весьма обобщенного представления можно выделить ряд следствий. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - окружающая среда», то, исходя из этого, можно наметить влияние среды на мотивацию.
Развитие мотивационной сферы спортсмена формируется в процессе индивидуального развития (характера и силы). У спортсменов, занимающихся экстремальными походами, можно выделить иерархию мотивов. Поведение спортсмена в экстремальном походе мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а формируется из самых высоких в иерархии, самыми сильными, которые при данных условиях ближе связаны с перспективой достижения цели или, наоборот, достижение которых поставлены под сомнение. Хотя одновременно могут активироваться и другие мотивы, взаимодействующие или находящиеся в конфликте. Если пренебречь побочными мотивами, то мы столкнемся с проблемой актуализации мотива, то есть с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо выяснить, на основании каких возможностей и активирующих воздействий окружающей среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.