Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47
Мотив останется действенным, то есть будет участвовать в мотивации поведения, до тех пор, пока не достигнет целевого состояния, либо спортсмен к нему приблизится на столько, на сколько позволят условия, сложившиеся в походе, либо достижение цели не перестанет угрожающе отдаляться, либо резко изменившиеся экстремальные условия не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний мотив становится доминирующим. Действия, как и мотив, нередко могут прерываться до достижения желаемого состояния или разделяться во времени, это можно наблюдать, к примеру, при изменении погодных условий в походах.
Мотивация,
бесспорно, это не единственный процесс,
который от начала и до конца формирует
поведение в экстремальном
Как уже говорилось выше, спортсмен с мотивом достижения при высокой компетентности выбирает трудные задачи, а при низкой компетентности - легкие задачи; человек с мотивом избегания неудачи при высокой компетентности выбирает очень легкие задачи, а при низкой компетентности - очень трудные. На мой взгляд, люди, у которых преобладает мотив избегания неудач в экстремальном спорте, как правило, не встречаются.
Спортсмены с мотивом
Спортсмен, у которого преобладает мотивация избегания неудачи, использует иные способы самоконтроля:
Таким образом,
влияние участия в
Выводы по главе I
Под термином «мотив» чаще понимают внутреннее побуждение личности к той или иной активности (поведение, деятельность, общение), связанное с удовлетворением каких - либо потребностей. В виде мотивов могут выступать ценности, интересы личности, убеждения, идеалы, социальные установки, но за всеми этими видами мотивов все равно скрываются потребности личности во всем их многообразии: от первостепенных жизненных, биологических до высших социальных.
Мотив характеризуется не только количественно («сильный - слабый»), но и качественно. К качественным мотивам относятся внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если деятельность значима для личности (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе похода), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (награда, социальная значимость и т.д.), то это внешние мотивы.
Рассматривая внешние мотивы, мы выделили положительные (мотивы достижения) и отрицательные (мотивы избегания неудач). Бесспорно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Положительная мотивация может носить роль компенсаторного характера в случае недостаточно высоких специальных способностей, требуемых в экстремальном походе, или недостаточного запаса у спортсмена требуемых умений, знаний и навыков.
Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасаемое стремление к их достижению. Для экстремального похода характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, человек должен знать, во имя чего он напрягается.
Обращая внимание на личностные показатели спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных походов, настроив спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка, что будет способствовать большей мотивацией.
Так как
мотивация спортивной деятельности
проявляется в устремленности спортсменов
к спортивному
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ
2.1. Организация эмпирического исследования
Целью эмпирического исследования является выявление особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Мы предположили, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в эмпирическом исследовании необходимо выделить следующие этапы:
Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 30 человек из них 15 спортсменов, занимающихся экстремальными походами более двух лет – исследуемая группа испытуемых, а также контрольная группа испытуемых, не занимающихся походами, в количестве 15 человек. Для исследования в экспериментальную группу отбирались спортсмены, которые участвовали в экстремальном кросс-походе, который проводился с 28 сентября по 2 октября 2012 года. Все спортсмены являлись студентами ведущих ВУЗов Республики, таких как УГНТУ, БГУ, УГАТУ, БГМУ и другие. Возраст участников варьировался от 19 до 25 лет.
В контрольную группу отбирались студенты, которые не ходили в экстремальный поход, но находились в базовом лагере. Исследования проводились с 28 сентября по 2 октября 2012 года. Возраст участников от 19 до 25 лет.
Для исследования уровня мотивации применялся квазиэксперимент – разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия самого эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. В качестве воздействующего фактора на экспериментальную группу было реальное событие, а именно прохождение кросс - похода пешеходной дистанции длиной более 120 км в течении трех суток с преодоление естественных природных препятствий (горы, реки, тропы) на территории Южного Урала. Контрольной группе данное задание не предоставлялось. В конце эксперимента показания уровня мотивации сравнивались между собой.
Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:
Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (Б.Д. Карвасарский)
Целью использования данной методики в нашем исследовании было изучение степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы, а именно выявление конфликта между мотивами достижения и страхом неудачи.
Стимульный материал: бланк с вопросами, ручка. Текст с содержанием вопросов бланка представлен в Приложении 1.
Содержание: испытуемому давали бланк с вопросами. Опросник содержит 14 утверждений, касающихся различных проблем и трудностей, с которыми могут сталкиваться люди. Испытуемому необходимо ответить на каждое из утверждений совершенно верно, скорее верно, частично верно, частично неверно, скорее неверно, совершенно неверно.
Критерии оценки: результаты обрабатываются в соответствии с ключом, приведенным в Приложении 1.
Методика диагностики мотивации
к достижению успеха (Т. Элерс)
Целью использования данной методики в нашем исследовании была диагностика мотивации к достижению успеха.
Стимульный материал: бланк с вопросами, ручка. Текст с содержанием вопросов бланка представлен в Приложении 2.
Содержание: испытуемому давался бланк с 41 вопросом, на котором нужно было выбрать варианты ответов «да» или «нет».
Критерии оценки: результаты обрабатываются в соответствии с ключом, приведенным в Приложении 2.
Методика диагностики мотивации успеха и
боязни неудачи (А.А. Реан)
Целью использования данной методики в нашем исследовании было определение соотношения мотивации к достижению успеха и боязни неудач.
Стимульный материал: бланк с вопросами, ручка. Текст с содержанием вопросов бланка представлен в Приложении 3.
Содержание: испытуемому давался бланк с 20 вопросами, на котором необходимо ответить «да» или «нет».
Критерии оценки: результаты обрабатываются в соответствии с ключом, приведенным в Приложении 3.
2.2.
Анализ и интерпретация
Исследование, направленное на определение наличия конфликта между мотивацией достижением успеха и боязни неудачи, проводилось по методике Б.Д. Карвасарского, и мы получили следующие результаты, представленные в Приложении 4.
В Таблице 1 можно наблюдать, что после похода количество людей с высоким уровнем конфликта между достижением победы и боязни неудачи в экспериментальной группе снизилось с 33,3% до 6,7%, в то время как в контрольной группе изменилось на 6,7%. Средний уровень конфликта в двух группах испытуемых повысился на 6,7%. А низкий уровень в экспериментальный группе после похода возрос с 26,0% до 47,0%, в то время как в контрольной он совершенно не изменился. Наглядные изменения конфликта можно наблюдать на Рис.9.
Таблица 1
Результаты исследования уровня конфликта между
достижением успеха и боязни неудачи, количество человек
Уровень конфликта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
до |
после |
до |
после | |
Низкий |
4 |
7 |
6 |
6 |
Средний |
6 |
7 |
5 |
6 |
Высокий |
5 |
1 |
4 |
3 |
Рис.9. Изменение уровня конфликта между