Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Терещенко.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что наиболее отчетливо  отписываемые нарушения проявляются в контралатеральной очагу руке, но при поражении премоторной зоны левого (доминантного) полушария они часто проявляются в работе обеих рук. Отметим также, что во всех случаях у испытуемых с органическими нарушениями мозга сохранны как намерение выполнить движение, так и общий план его выполнения, однако в своей исполнительной части движения высвобождается из под влияния программы.

Оценка  составления функций движения сбора  на непроизвольной и произвольной форме в норме.

                      Таблица №11.

Симптомы есть нет
Характеристика  непроизвольного внимания.

Элементы  полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)

Бесконтрольное  всплывание побочных ассоциаций

 
100 %

0%

 
0%

100%

Характеристика  произвольного внимания.

Результаты  пробы на зрительное внимание

 
100 %
 
0%

Оценка  составления функций движения сбора на непроизвольной и произвольной форме в патологии

                      Таблица №12.

Симптомы есть нет
Характеристика  непроизвольного внимания.

Элементы  полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)

Бесконтрольное  всплывание побочных ассоциаций

 
10%

90%

 
90 %

10 %

Характеристика  произвольного внимания.

Результаты  пробы на зрительное внимание

 
10%
 
90 %

Анализ  основных пространственных координат, сохранение их как той матрицы, в пределах которой выполняются произвольные движения и действия, связан с функционированием затылочно – теменных отделов мозга, включающих в свой состав центральные аппараты как зрительных, вестибулярных, так и кожно-кинестетического анализаторов; эти отделы мозга являются ведущим звеном для обеспечения пространственной организации движения.

Дефекты произвольной регуляции деятельности в сочетании в активностью  проявляются и в речевой  деятельности испытуемых с органическими нарушениями мозга. Их спонтанная речь обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолами, речевая продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными высказываниями.

Так же, как и в других видах деятельности, такие люди не могут построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при воспроизведении   рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно - ситуационного плана. Такие нарушения речи квалифицируются как речевая спонтанность, речевая адинамия или динамическая афазия.

Вопрос  о характере данного речевого дефекта не решен до конца: является ли он собственно речевым или идет в синдроме общей инактивности и аспонтанности.

Очевидно, однако, что общие радикалы, формирующие синдром нарушения целеполагания программирования и контроля при поражении профронтальных отделов мозга, находят свое отчетливое выражение и в речевой деятельности.

2.3 Программа коррекционной работы.

Для реализации цели определила следующие задачи:

            Выявить индивидуальные способности испытуемых в развитии мелкой моторики.

            Развивать тактильную чувствительность рук испытуемых.

            Сочетать  игры и упражнения для тренировки пальцев с речью испытуемых.

            Сформировать  специфические графические навыки.

Для решения  задач использую следующие средства:

Использование физкультминуток, где движения испытуемых сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению испытуемыми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм испытуемых, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит – способствуют коррекции речи.

Упрожнения  (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и  умений испытуемых, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

Чтение  художественной литературы, потешек  расширяет горизонты познания, стимулирует  речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память испытуемых, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук  стало увлекательной игрой, использую  разнообразные приемы:

Пальчиковая гимнастика;

Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может  сопровождаться чтение потешек или  сказок;

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

Сминание  пальцами комочков из бумаги;

Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

Выкладывание  из крупы на фоновой бумаги различных  изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

Выполнение  аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)

Создание  на бархатной бумаге изображений  и узоров из цветных нитей - ниткопись.

Шнуровка  на различных предметах;

Сматывание  шерстяной пряжи в клубки;

Завязывание и развязывание бантов, узлов;

Застегивание  пуговиц, молний, крючков;

Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек  на леску, работа с проволокой;

Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

Плетение  крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.

Нахождение  мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"

Изготовление  бус из разноцветных скрепок.

Упрожнения с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)

Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.

Физические  упражнения, основанные на хватательных движениях

Упрожнения с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

Лепка из соленого теста.

Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)

Плетение  из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

Симметричное  вырезание, аппликация, вырезание ножницами  различных фигурок из старых картинок.

На следующем  этапе обучаю испытуемых приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более  эффективного самомассажа кисти  используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа приступаю  к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

Провожу упражнения на отработку силы пальцев  и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию  движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Далее провожу упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и тд.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Особое  внимание уделяю упражнениям, развивающим  графические навыки (обводка, орнаменты  на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)

Упражнения, различные задания на развитие графических  навыков являются одним из направлений  коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится испытуемым пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

2.4 Результаты вторичного исследования и их интерпретация.

Динамический  праксис 

Данные  по исследованию динамического праксиса в норме.

                      Таблица №13.

симптомы справились Не справились
Кулак-ребро-ладонь,

Ребро-ладонь-кулак.

1-2-1-5-1-2-5

100% 0%
Реципрокная координация 100% 0%
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) 100% 0%
Графическая проба 90% 10%

Данные  по исследованию динамического праксиса в патологии.

                      Таблица №13.

симптомы справились Не справились
Кулак-ребро-ладонь,

Ребро-ладонь-кулак.

1-2-1-5-1-2-5

25% 75%
Реципрокная координация 25% 75%
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) 25% 75%
Графическая проба 50% 50%

Информация о работе Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани