Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 Терещенко.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Из полученных данных, представленных в таблицах №14 и №15, видно, что 75% испытуемые с патологий не справляются с работой, не усваивают программу действий. Идут персеверации (кулак-кулак и т.п.). Предлагаю помощь (делаю, проговаривая «кулак», разжали «упали»). И только у 25 % после проговаривания выполнения улучшается, это указывает на заинтересованность  подкорковых образований. У многих не нарушена регуляция двигательного действия, это указывает на нарушение префронтальных отделов лобной коры. Испытуемые  в норме с работой справились на 100 %.

 

Кинестетический праксис в норме

                      Таблица №15.

Симптомы справились Не справились
Праксис позы (кисти) правой рукой, левой рукой.

В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую с  закрытыми глазами.

100 % 0%
Перенос позы по зрительному образцу 100 % 0%

    Кинестетический праксис в патологии

                      Таблица №16.

Симптомы справились не справились
Праксис позы (кисти) правой рукой, левой рукой.

В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами.

15% 85 %
Перенос позы по зрительному образцу 15% 85 %

Итак, у  всех испытуемых с органическими  поражения мозга есть трудности  с поиском позы и при использовании  ширмы и при зрительном контроле. Все это указывает на нарушение зрительно пространственной организации движения (теменная зона – правое и левое полушария). Нарушение пространственного праксиса.

У испытуемых с нормальным головным мозгом проблем  нет, все 100 % справились с заданием.

Пространственный  праксис в норме

                      Таблица №17.

Симптомы справились Не справились
Одноручные  пробы

(рука-подбородок)

Двуручные (рука-рука)

90 % 10 %
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные 90 % 10 %

 

 

    Пространственный  праксис в патологии

                      Таблица №18.

Симптомы Справились Не справились
Одноручные  пробы

(рука-подбородок)

Двуручные (рука-рука)

15 % 85 %
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные 15 % 85 %

Отсюда  у испытуемых с органическим поражением мозга 85 % не могут справится с заданием.

• Есть замена правой руки на левую, неправильное пространственное расположение рук, путают правую и левую стороны – это ошибки указывают на нарушение зрительно-пространственной организации движения (теменная доля левого и правого полушарий). Это первичные ошибки.

• Не могут найти заданную часть лица или тела, это нарушение схемы тела (правое полушарие, теменная зона).

• Не стремятся к коррекции указанных ошибок (нарушение произвольной регуляции движений – префронтальные отделы – «передний лоб»).

Исследование  выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в норме

                      Таблица №19.

Симптомы Справились Не справились
Предметные  действия 100 %  
Застегивание  пуговиц 100 %  
Завязывание узла, банта 100 %  

Исследование  выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в патологии

                      Таблица №20.

Симптомы Справились Не справились
Предметные  действия 15% 85 %
Застегивание  пуговиц 15% 85 %
Завязывание узла, банта 15% 85 %

Произвольное  движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.

Испытуемые  с органическими  пораженими мозга  85 % и испытуемые с нормальным интеллектом справились на 100 % с предметными действиями.

Исследование  формирования двигательных программ по речевой инструкции в норме

                      Таблица №21.

Симптомы Справились Не справились
Сядь, встань 100 %  
Рисование серий, геометрических фигур 90 % 10 %

Исследование  формирования двигательных программ по речевой инструкции в патологии

                      Таблица №22.

Симптомы Справились Не справились
Сядь, встань 35% 65 %
Рисование серий, геометрических фигур 30% 70 %

Следует отметить, что наиболее отчетливо  отписываемые нарушения проявляются  в контралатеральной очагу руке, но при поражении премоторной  зоны левого (доминантного) полушария они часто проявляются в работе обеих рук. Отметим также, что во всех случаях у испытуемых с органическими нарушениями мозга сохранны как намерение выполнить движение, так и общий план его выполнения, однако в своей исполнительной части движения высвобождается из под влияния программы.

Оценка  составления функций движения сбора  на непроизвольной и произвольной форме в норме

                      Таблица №23.

Симптомы есть нет
Характеристика  непроизвольного внимания.

Элементы  полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)

Бесконтрольное  всплывание побочных ассоциаций

 
100%
 
100%
Характеристика  произвольного внимания.

Результаты  пробы на зрительное внимание

100% 0%

Оценка  составления функций движения сбора  на непроизвольной и произвольной форме  в патологии

                      Таблица №24.

Симптомы есть нет
Характеристика  непроизвольного внимания.

Элементы  полевого поведения (эхопраксия, эхолалия)

Бесконтрольное  всплывание побочных ассоциаций

 
10%

80%

 
90 %

20 %

Характеристика  произвольного внимания.

Результаты  пробы на зрительное внимание

20%

20%

80%

80 %


Анализ  основных пространственных координат, сохранение их как той матрицы, в  пределах которой выполняются произвольные движения и действия, связан с функционированием  затылочно –теменных отделов  мозга, включающих в свой состав центральные аппараты как зрительных, вестибулярных, так и кожно-кинестетического анализаторов; эти отделы мозга являются ведущим звеном для обеспечения пространственной организации движения.

Дефекты произвольной регуляции деятельности в сочетании в активностью  проявляются и в речевой  деятельности испытуемых с органическими нарушениями мозга. Их спонтанная речь обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолами, речевая продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными высказываниями.

Так же, как и в других видах деятельности, такие люди не могут построить  программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при воспроизведении   рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно - ситуационного плана. Такие нарушения речи квалифицируются как речевая спонтанность, речевая адинамия или динамическая афазия.

Вопрос  о характере данного речевого дефекта не решен до конца: является ли он собственно речевым или идет в синдроме общей инактивности и аспонтанности.

Очевидно, однако, что общие радикалы, формирующие  синдром нарушения целеполагания  программирования и контроля при  поражении профронтальных отделов  мозга, находят свое отчетливое выражение  и в речевой деятельности.

2.3 Сравнительный  анализ данных

Для сравнительного анализа данных нами был использован  критерий различия для процентов.

Сравнительный анализ данных первичного и вторичного иследования.

                      Таблица №25.

  Справились  с заданием до коррекции Справились  с заданием после коррекции Критерий различия для процентов.
  норма патология норма патология t p
Кулак-ребро-ладонь,

Ребро-ладонь-кулак.

1-2-1-5-1-2-5

100% 10% 100% 25% 7.89 0.001
Реципрокная координация 100% 10% 100% 25% 7.89 0.001
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) 100% 10% 100% 25% 7.89 0.001
Графическая проба 90% 50% 90% 50% 2.93 0.005
Праксис позы (кисти) правой рукой, левой рукой.

В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

Перенос позы с одной руки на другую с  закрытыми глазами.

100% 0% 100% 15% 9.92 0.001
Перенос позы по зрительному образцу 100% 0% 100% 15% 9.92 0.001
Одноручные  пробы

(рука-подбородок)

Двуручные (рука-рука)

90% 5% 90% 15 % 6.47 0.001
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные 90% 5% 90% 15 % 6.47 0.001
Предметные  действия 100% 5% 100% 15% 8.50 0.001
Застегивание  пуговиц 100% 5% 100% 15% 8.50 0.001
Завязывание узла, банта 100% 5% 100% 15% 8.50 0.001
Сядь, встань 100% 0% 100% 35% 9.92 0.001
Рисование серий, геометрических фигур 90% 0% 90% 30% 7.89 0.001
Характеристика  непроизвольного внимания. 100% 10% 100% 10% 7.89 0.001
Элементы  полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) 0% 90% 0% 80% 7.89 0.001
Бесконтрольное  всплывание побочных ассоциаций 0% 90% 0% 80% 7.89 0.001
Характеристика  произвольного внимания. 100% 10% 100% 20% 7.89 0.001
Результаты  пробы на зрительное внимание 100% 10% 100% 20% 7.89 0.001

Информация о работе Возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследовани