Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)
Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...
Из полученных данных, представленных в таблицах №14 и №15, видно, что 75% испытуемые с патологий не справляются с работой, не усваивают программу действий. Идут персеверации (кулак-кулак и т.п.). Предлагаю помощь (делаю, проговаривая «кулак», разжали «упали»). И только у 25 % после проговаривания выполнения улучшается, это указывает на заинтересованность подкорковых образований. У многих не нарушена регуляция двигательного действия, это указывает на нарушение префронтальных отделов лобной коры. Испытуемые в норме с работой справились на 100 %.
Кинестетический праксис в норме
Таблица №15.
Симптомы | справились | Не справились |
Праксис
позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами. |
100 % | 0% |
Перенос позы по зрительному образцу | 100 % | 0% |
Кинестетический праксис в патологии
Таблица №16.
Симптомы | справились | не справились |
Праксис
позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами. |
15% | 85 % |
Перенос позы по зрительному образцу | 15% | 85 % |
Итак, у всех испытуемых с органическими поражения мозга есть трудности с поиском позы и при использовании ширмы и при зрительном контроле. Все это указывает на нарушение зрительно пространственной организации движения (теменная зона – правое и левое полушария). Нарушение пространственного праксиса.
У испытуемых с нормальным головным мозгом проблем нет, все 100 % справились с заданием.
Пространственный праксис в норме
Таблица №17.
Симптомы | справились | Не справились |
Одноручные
пробы
(рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) |
90 % | 10 % |
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 90 % | 10 % |
Пространственный праксис в патологии
Таблица №18.
Симптомы | Справились | Не справились |
Одноручные
пробы
(рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) |
15 % | 85 % |
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 15 % | 85 % |
Отсюда у испытуемых с органическим поражением мозга 85 % не могут справится с заданием.
• Есть замена правой руки на левую, неправильное пространственное расположение рук, путают правую и левую стороны – это ошибки указывают на нарушение зрительно-пространственной организации движения (теменная доля левого и правого полушарий). Это первичные ошибки.
• Не могут найти заданную часть лица или тела, это нарушение схемы тела (правое полушарие, теменная зона).
• Не стремятся к коррекции указанных ошибок (нарушение произвольной регуляции движений – префронтальные отделы – «передний лоб»).
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в норме
Таблица №19.
Симптомы | Справились | Не справились |
Предметные действия | 100 % | |
Застегивание пуговиц | 100 % | |
Завязывание узла, банта | 100 % |
Исследование выполнения с предметами в реальном и в воображаемом в патологии
Таблица №20.
Симптомы | Справились | Не справились |
Предметные действия | 15% | 85 % |
Застегивание пуговиц | 15% | 85 % |
Завязывание узла, банта | 15% | 85 % |
Произвольное движение (праксис) является сложнейшей функциональной системой, которая базируется на сохранности ряда факторов и опирается на совместимую работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований, причем каждая из этих зон вносит свой вклад в осуществление движения. Поэтому сложное предметное движение может нарушаться при поражении различных зон коры (или подкорковых образований), однако каждый раз оно будет нарушаться по разному.
Испытуемые с органическими пораженими мозга 85 % и испытуемые с нормальным интеллектом справились на 100 % с предметными действиями.
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в норме
Таблица №21.
Симптомы | Справились | Не справились |
Сядь, встань | 100 % | |
Рисование серий, геометрических фигур | 90 % | 10 % |
Исследование формирования двигательных программ по речевой инструкции в патологии
Таблица №22.
Симптомы | Справились | Не справились |
Сядь, встань | 35% | 65 % |
Рисование серий, геометрических фигур | 30% | 70 % |
Следует
отметить, что наиболее отчетливо
отписываемые нарушения проявляются
в контралатеральной очагу
Оценка составления функций движения сбора на непроизвольной и произвольной форме в норме
Таблица №23.
Симптомы | есть | нет |
Характеристика
непроизвольного внимания.
Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций |
100% |
100% |
Характеристика
произвольного внимания.
Результаты пробы на зрительное внимание |
100% | 0% |
Оценка составления функций движения сбора на непроизвольной и произвольной форме в патологии
Таблица №24.
Симптомы | есть | нет |
Характеристика
непроизвольного внимания.
Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций |
10% 80% |
90 % 20 % |
Характеристика
произвольного внимания.
Результаты пробы на зрительное внимание |
20%
20% |
80%
80 % |
Анализ
основных пространственных координат,
сохранение их как той матрицы, в
пределах которой выполняются
Дефекты произвольной регуляции деятельности в сочетании в активностью проявляются и в речевой деятельности испытуемых с органическими нарушениями мозга. Их спонтанная речь обеднена, они утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолами, речевая продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными высказываниями.
Так же, как и в других видах деятельности, такие люди не могут построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при воспроизведении рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно - ситуационного плана. Такие нарушения речи квалифицируются как речевая спонтанность, речевая адинамия или динамическая афазия.
Вопрос о характере данного речевого дефекта не решен до конца: является ли он собственно речевым или идет в синдроме общей инактивности и аспонтанности.
Очевидно,
однако, что общие радикалы, формирующие
синдром нарушения
2.3 Сравнительный анализ данных
Для сравнительного анализа данных нами был использован критерий различия для процентов.
Сравнительный анализ данных первичного и вторичного иследования.
Таблица №25.
Справились с заданием до коррекции | Справились с заданием после коррекции | Критерий различия для процентов. | ||||
норма | патология | норма | патология | t | p | |
Кулак-ребро-ладонь,
Ребро-ладонь-кулак. 1-2-1-5-1-2-5 |
100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 |
Реципрокная координация | 100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 |
Ассиметричное постукивание (2-1; 1-2) | 100% | 10% | 100% | 25% | 7.89 | 0.001 |
Графическая проба | 90% | 50% | 90% | 50% | 2.93 | 0.005 |
Праксис
позы (кисти) правой рукой, левой рукой.
В горизонтальной плоскости, в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами. |
100% | 0% | 100% | 15% | 9.92 | 0.001 |
Перенос позы по зрительному образцу | 100% | 0% | 100% | 15% | 9.92 | 0.001 |
Одноручные
пробы
(рука-подбородок) Двуручные (рука-рука) |
90% | 5% | 90% | 15 % | 6.47 | 0.001 |
Пробы Хэда: односторонние, перекрестные | 90% | 5% | 90% | 15 % | 6.47 | 0.001 |
Предметные действия | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 |
Застегивание пуговиц | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 |
Завязывание узла, банта | 100% | 5% | 100% | 15% | 8.50 | 0.001 |
Сядь, встань | 100% | 0% | 100% | 35% | 9.92 | 0.001 |
Рисование серий, геометрических фигур | 90% | 0% | 90% | 30% | 7.89 | 0.001 |
Характеристика непроизвольного внимания. | 100% | 10% | 100% | 10% | 7.89 | 0.001 |
Элементы полевого поведения (эхопраксия, эхолалия) | 0% | 90% | 0% | 80% | 7.89 | 0.001 |
Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций | 0% | 90% | 0% | 80% | 7.89 | 0.001 |
Характеристика произвольного внимания. | 100% | 10% | 100% | 20% | 7.89 | 0.001 |
Результаты пробы на зрительное внимание | 100% | 10% | 100% | 20% | 7.89 | 0.001 |