Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
Цель: исследовать возможности использования тестовых методик для топико диагностического выявления органического поражения мозга (на примере исследования произвольных движений у пациентов отделения 3/2 РЦПЗ)
Введение………………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Основные принципы и этапы нейропсихологического и диагностического исследования………………………………………………………………………………...7
1.1.Исследование произвольных движений……………………………………………...18
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологического исследования……………………………………………………………………………….28
1. Описание методик исследования динамического праксиса……………………….....28
2. Описание методик исследования кинестетического праксиса…..…………………...33
3. Описание методик исследования пространственного праксиса………………….….37
4. Описание методик исследования выполнения с предметами в реальном и в воображаемом……………………………………………………………………………...39
2.2 Результаты первичного исследования и их интерпретация ..……………………....40
2.3 Программа коррекционной работы…………………………………………………..45
2.4 Результаты вторичного исследования и сравнительный анализ данных ….……...52
Заключение…………………………………………………………………………………54
Рекомендации ……………………………………………………………………………..56
Список литература………………………………………………………………………...
Как видно из полученных данных (Табл. №25) разница в выполнении произвольных движений у испытуемых с органическим нарушением мозга до и после проведения коррекционной программы статистически значима. С органическим нарушением мозга не способны полноценно выполнять произвольные движения, в отличие от здоровых испытуемых, но после проведенной коррекции отмечается положительная динамика в осуществлении произвольных движений. Наличие положительной динамики доказывает гипотезу исследования, что тестовые методики в топической диагностики существенно повысит качество и скорость самой топической диагностики.
Так же в ходе работы были выполнены поставленные задачи:
1.Анализ теоретического материала по данной тематике
2.Проведение
констатирующего и
3.Разработка и проведение психокоррекции
4.Анализ полученных результатов
Заключение
Таким образом, Полученные результаты дают основания для рассмотрения перспектив применения клинической нейропсихологии к решению таких вопросов как прогноз развития деменции, профилактическое и лечебное фармакологическое воздействие, направленное на компенсацию (или стабилизацию) дефицитарности психических функций, обусловленной атрофическими и дисгемическими процессами и изменениями метаболизма в нервной ткани. Получены данные, позволяющие рассматривать различные формы шизофрении, различные стадии алкоголизма в связи о дисфункцией правого или левого полушарий мозга или нарушением (изменением) межполушарного взаимодействия. Намечаются пути подхода к изучению эпилепсии, психопатий, неврозов с позиций выявления с помощью нейропсихологического исследования минимальных мозговых дисфункций как одной из патогенетических предпосылок формирования этих расстройств. Нейропсихологическая диагностика органического слагаемого в системе механизмов, обусловливающих психические аномалии, представляется значимой в комплексе с другими подходами.
К числу новых разделов в области клинической нейропсихологии относится и исследование влияния различных фармакологических средств на высшие психические функции. В этом плане важно отметить одну из сущностей нейропсихологического метода исследования - рассмотрение психических функций как системы взаимосвязанных звеньев, реализация каждого из которых обеспечивается деятельностью определенных структурно-функциональных мозговых зон.
Имеющиеся
на сегодняшний день данные показывают,
что различные
Акцентируя внимание на новых направлениях
развития клинической нейропсихологии,
мы не "подводим черту" под изложенными
в данном пособии наиболее разработанными
к настоящему времени ее разделами. Это,
в первую очередь, относится к необходимости
дальнейшего изучения нейропсихологических
синдромов, обусловленных церебральной
сосудистой патологией. Вместе с тем практика
клинической работы показывает, что и
в фундаменте клинической нейропсихологии
- синдромологии локальных опухолевых
поражений мозга, созданном А.Р. Лурией,
имеется много путей и возможностей дальнейшего
развития.
Рекомендации:
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
1Принцип осознания совершаемых действий.
Действия
сопровождаю проговариванием
2Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных испытуемых неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений испытуемого в оптимальном именно для него режиме.
3Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия испытуемого для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет испытуемого быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Р. Лурия и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. М., 1982.
2. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. М., 1975.
3. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных Методические рекомендации. Сост. Кроткова 0.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. М., 1983.
4. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М., 1985.
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969.
6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974.
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
8. Лурия А.Р., Коновалов А.Н., Подгорная А.Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. М., 1970.
9. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1966.
10. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1976.
11 Функции лобных долей мозга /Под ред. Хомской Е.Д., Лурии А.Р. М., 1982.
12 Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.
13 Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
14 Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
15 Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург «деловая книга» 1999
16 Клиническая психология 3-е издание под редакцией Б.Д.
Корвосарского. Питер 2007
17 Клиническая психология 2-е международное издание под редакцией М. Пере, У Баурмана. Питер 2007
18 Лурия А.Р. Основы
нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19 Основы специальной психологии под редакцией Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия» 2006
20 Репина Н.В, Воронцов Д.В, Юматова И И. Основы клинической психологии. Ростов н/Д: Феникс 2003
21 Шаповал И.А Специальная психология: Учебное пособие. М.: 2005
22 Хомская Е.Д. Хрестоматия по нейропсихологии. М : 2004
23 Хомская Е.Д. нейропсихология 4-е издание. Питер 2005