Вплив рівня тривожності підлітка на успішність навчальної діяльності

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Метою дослідження: стало вивчення впливу рівня тривожності на успішність навчальної діяльності підлітка. Ми виявляли розподіл за гендерними ознаками та у сукупності по всій вибірці.
Об'єктом роботи є успішність навчальної діяльності.
Предмет дослідження - вплив тривожності на успішність навчальної діяльності.

Содержание

Вступ 3
Частина І. Тривожність у підлітковому віці.
1.1.Особливості підліткового віку 6
1.2. Поняття тривожності та причини її виникнення 9
Частина ІІ. Причини шкільної не успішності.
2.1.Характеристика навчальної діяльності 15
2.2. Успішність навчання 17
Частина ІІІ. Практична.
3.1. Практична частина 20
Висновок 25
Список використаної літератури

Вложенные файлы: 1 файл

Вплив рівня тривожності підлітка на успішність навчальної діяльності.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)
 

   
 

Шкала личной тревожности (ЛТ)

     Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и зачеркните цифру  в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое  настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю  неприятности и долго не могу о  них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю  из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает  уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что  я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о  своих делах и заботах 1 2 3 4
 

  

     Обработка результатов.

     1) Определение показателей ситуативной  и личностной тревожности с  помощью ключа. 

     2) На основе оценки уровня тревожности  составление рекомендаций для  коррекции поведения испытуемого. 

     3) Вычисление среднегруппового показателя  СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

     При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий  итоговый показатель по каждой из подшкал  может находиться в диапазоне  от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КЛЮЧ

СТ Ответы  ЛТ Ответы 
№№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто №№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто
  СТ ЛТ
1 4 1 3 2 21 4 3 2 1
2 4 1 3 2 22 1 2 3 4
3 1 4 2 3 23 1 2 3 4
4 1 4 2 3 24 1 2 3 4
5 4 1 3 2 25 1 2 3 4
6 1 4 2 3 26 4 3 2 1
7 1 4 2 3 27 4 3 2 1
8 4 1 3 2 28 . 1 2 3 4
9 1 4 2 3 29 1 2 3 4
10 4 1 3 2 30 4 3 2 1
11 4 1 3 2 31 1 2 3 4
12 1 4 2 3 32 1 2 3 4
13 1 4 2 3 33 1 2 3 4
14 1 4 2 3 34 1 2 3 4
15 4 1 3 2 35 1 2 3 4
16 4 1 3 2 36 4 3 2 1
17 1 4 2 3 37 1 2 3 4
18 1 4 2 3 38 1 2 3 4
19 4 1 3 2 39 4 3 2 1
20 4 1 3 2 40 1 2 3 4

     По  каждому испытуемому следует  написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности  и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с  высокой оценкой тревожности  следует формировать чувство  уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

     По  результатам обследования группы также  пишется заключение, оценивающее  группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

     Дополнительная  информация: 
Ситуативная тревожность (реактивная тревожность, тревожность как состояние) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

     Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

     Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей  самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

     Определенный  уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

     Для низкотревожных людей может потребоваться  пробуждение активности, подчеркивание  мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, культивирование  чувства ответственности в решении  тех или иных задач.

     Лицам с высокой оценкой тревожности  следует формировать чувство  уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

     При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий  итоговый показатель по каждой из подшкал  может находиться в диапазоне  от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень  тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Информация о работе Вплив рівня тривожності підлітка на успішність навчальної діяльності