Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 00:56, курсовая работа
Цель исследования определить взаимосвязи между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Объект исследования: уровень притязаний и мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Задачи исследования:
Анализ особенностей уровня притязаний как психологической характеристики личности;
Изучение проблемы мотивации достижения с позиций отечественной и зарубежной психологии;
Рассмотрение проблемы развития мотива и мотивации достижения успехов;
Введение…………………………………………………………………….
3
1. теоретические аспекты изучения уровня притязаний и мотивации достижений в современной психологии
6
1.1 Уровень притязаний как социально-психологическое явление…..
6
1.2 Проблема мотивации достижений в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………..
12
1.3 Проблема развития мотива и мотивации достижения успехов в современной научной литературе……………………………………………
20
2. Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы………………………………………………
27
2.1 Организация исследования Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
27
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………
28
2.3 Рекомендации руководителям по повышению мотивации и уровня притязаний сотрудников……………………………………………..
36
Заключение………………………………………………………………
42
Список использованных источников………………………..
Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Она создается следующими факторами: личностным - мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными - ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха.
Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором - мотивом избегания и ситуационным - ожиданием, или субъективной вероятностью неудачи [11, с.65].
Мотив избегания представляет собой общее предрасположение индивида избегать неудачи. Предполагается, что мотив — устойчивая личностная характеристика, которая оценивается при помощи опросников тревожности.
Теория Дж. Аткинсона предполагает, что все обладают одновременно и мотивом достижения, и мотивом избегания. Поэтому в ситуации выбора у человека возникает конфликт между тенденцией стремиться к успеху, которая вызывает действия, ведущие к успеху, и тенденцией избежать неудачи, которая подавляет действия, ведущие к неудаче. Так же, как и в модели Эскалоне, Фестингера и К. Левина, здесь предполагается, что этот конфликт разрешается алгебраически в виде результирующей тенденции [11, с.68].
Дальнейшее совершенствование модели Дж. Аткинсона было осуществлено Физером, который ввел понятие внешняя мотивация. Он считает, что общая тенденция выполнить задание является суммой результирующей тенденции стремления к успеху и избегания неудачи и внешней мотивации выполнить задание.
Внешняя мотивация должна рассматриваться в иных терминах мотивов и побуждений, чем те, которые внутренне связаны с достижением и неудачей. В защиту этих положений Физер приводит следующие аргументы. Если относящаяся к достижению мотивация была бы единственной, включенной в ситуацию, тогда очевидно, что человек с сильным мотивом избегания не должен был бы даже браться за выполнение задания. Этот человек должен был избегать такого задания и выбирать деятельности, которые не вызывают тревоги о неудаче. Наоборот, человек с сильным мотивом достижения должен всегда проявлять положительный интерес к выполнению заданий, связанных с достижением [8, с.128]. Понятие внешней мотивации выполнить задание необходимо для того, чтобы учитывать тот факт, что человек находится в социальной ситуации, в которой он играет роль испытуемого в экспериментах и знает, что от него ожидают некоторых усилий в выполнении задания. В любой экспериментальной ситуации существует определенные внешние принуждения, которые влияют на испытуемого так, чтобы он выполнял задание безотносительно к природе его мотивации, связанной с достижением.
Согласно теории деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности (Леонтьев А.Н., 1975). К их числу наряду с мотивом власти, альтруизма, агрессивных мотивов поведения и других следует отнести мотивацию достижения и мотивацию избегания неудачи.
Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт.
Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности [17, с.54]. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.
Мотивация достижения (в понимании М.Ш. Магомед-Эминова) - это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения [17, с.55]. Мотив достижения может реализоваться в разных видах деятельности. Это объясняется тем, что результат деятельности сам по себе не реализует мотива достижения, который является широко обобщенным по предметному содержанию личностным мотивом. Личностные мотивы характеризуются скорее не самим результатом, на который деятельность направлена, а тем, какие особенности личности осуществляются при выполнении данной деятельности. Деятельность в своей действительной полноте объемлет два полюса - полюс объекта и полюс субъекта. При этом полюс объекта касается предметности деятельности, субъектный полюс - личности как "внутреннего момента деятельности". Конкретные мотивы деятельности связаны с объективным полюсом деятельности, а обобщенные мотивы личности - с субъективным полюсом. Вместе с тем, у одного и того же человека мотив достижения может реализоваться не во всех видах деятельности и не в одинаковой мере в тех, в которых реализуется, т.е. для каждого существует характерный круг деятельностей, в которых реализуется мотив достижения.
Предметное содержание мотива имеет двойственное строение: функциональное содержание, задающее общую зону предметной отнесенности активности личности, и специфичное (или конкретное содержание).
Обобщенные устойчивые мотивы личности характеризуются генерализацией предметного содержания и выражаются в индивидуально-личностных особенностях. Сюда относятся, в числе прочих, мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Конкретным устойчивым мотивам свойственна систематически воспроизводимая активность, направленная на узкие конкретные сферы. Конкретным неустойчивым мотивам свойственна узкая временная перспектива, отсутствие разветвленной системы целей.
1.3 Проблема развития мотива и мотивации достижения успехов в современной научной литературе
На настоящий момент в современной психологии существует ряд исследований, посвященных проблеме развития и формирования мотивации (Р. С. Вайсман, Л. М. Фридман, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, 1990 и др.). Однако вопрос о возможностях и путях развития или формирования мотивационных процессов до сих пор является спорным.
Неоднозначное употребление термина «развитие» мотивации достижения приводит к различным подходам в описании этого процесса. Большой интерес представляет работа Х. Хекхаузена, описывающая возрастные показатели развития мотивации достижения. Он отмечает, что основа поведения, направленного на достижение, складывается между 3 и 13 годами. Анализируя связь между деятельностью и мотивом достижения, Х. Хекхаузен выделяет три группы показателей общего возрастного развития мотивации достижения, соответствующие трем мотивационным детерминантам деятельности достижения: привлекательность успеха и неудачи; личностный стандарт; тип атрибуции [27, с.96].
Первая и раньше всего наблюдаемая группа показателей связана с реакцией на результат собственной деятельности. Эти показатели формируют когнитивные предпосылки переживания успеха и неудачи, и тем самым привлекательности обоих событий, придаваемой им каузальной атрибуцией. Вторая группа показателей развития мотивации достижения связана с когнитивными предпосылками формирования личностных стандартов в смысле формирования сбалансированного уровня притязаний. Третья группа показателей развития мотивации достижения создает когнитивные предпосылки для формирования типа атрибуции [27, с.94].
Все эти показатели зависящего только от возраста развития задаются логикой лежащих в их основе отношений индивида со средой и отражают общие тенденции развития мотивации достижения. При наличии подобных данных возникает вопрос о причинах имеющихся различий в выраженности мотивов достижения у представителей одной возрастной группы. В силу этого обстоятельства наряду с вышеперечисленными показателями возрастного развития мотивации достижения успеха Х. Хекхаузен выделяет группу показателей развития индивидуальных различий мотивов достижения [27, с.98]:
- индивидуальные различия в привлекательности успеха и избегания неудачи;
- преобладающие личностные стандарты;
- индивидуальное предпочтение типа атрибуции.
Следует отметить, что причины различий связываются не с темпами индивидуального развития, а с качественными показателями индивидуального развития. При этом речь идет о различиях, которые не могут быть непосредственно отнесены к неравномерности общего развития, а относятся к специфическим социальным и средовым воздействиям.
Одним из первых исследований, посвященных проблеме развития мотивации достижения, является проведение курсов мотивационного тренинга для укрепления мотива достижения у мелких и средних коммерсантов Д. МакКлелландом (D. McClelland, 1965). Следует акцентировать внимание на выводах, сделанных Д. МакКлелландом в результате апробирования программы по развитию мотивации достижения. «Чтобы изменение мотива достижения сохранялось в поведении длительное время, необходимы внешние возможности реализации этого мотива; в случае деятельности, лишенной самостоятельности, такие возможности слишком ничтожны» (D. McClelland, 1969). К подобным выводам приходит и Х. Хекхаузен: «Соответственно максимальное изменение мотива достижения достигается при наличии двух условий [27, с.114]:
1) максимального диссонанса
между первоначальной
2) длительного опробования
новых поведенческих
Следующий этап в исследованиях в области развитии мотивации достижения связан с появлением программ, основанных на теоретико-атрибутивных разработках, а именно - на промежуточных когнитивных процессах атрибуции успеха, неудачи и самооценки. В этом направлении интересна работа Р. де Чармса. Он принял за стержневой феномен переживание мотива достижения, чувство причастности и, исходя из этого, наметил и осуществил программу изменения мотивов достижения в рамках учебных занятий; особый акцент делался на интенциональность действий и личную ответственность за их результат. Переживание причастности как планируемой цели изменения мотива достижения Р. де Чармс описывал следующим образом [5, с.99]:
1. Ставить себе реалистичные, но высокие цели.
2. Знать свои сильные и слабые стороны.
3. Верить в эффективность собственной деятельности.
4. Определить конкретные формы поведения, позволяющие достигнуть своих намеченных целей.
5. Получать обратную связь о достижении цели.
6. Принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других.
Последовательная реализация этих целей предполагает развитие и укрепление мотивации достижения индивида. Необходимо отметить, что если исследования по развитию и изменению мотивации достижения Д. МакКлелланда в основном были ориентированы на развитие когнитивных представлений, то программы, предлагаемые Р. де Чармсом, большое внимание уделяют и аффективному или эмоциональному компоненту развития мотивации достижения, и атрибутивному компоненту - переживанию собственной причастности.
Говоря о развитии мотивации достижения, многие отечественные исследователи имеют в виду прежде всего формирование активной жизненной стратегии, выработку модели поведения, ориентированной на достижение успеха и целей деятельности. К. А. Абульханова-Славская выделяет следующие признаки активной жизненной стратегии личности [1, с.81]:
- выбор способа жизни;
- умение разрешать противоречие «хочу - имею»;
- творческий поиск
и создание условий для
К. А. Абульханова-Славская исследует активность личности как субъекта деятельности. «Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, и определённым образом категоризирует, моделирует, преобразует действительность. Активность в широком смысле слова - это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности и жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств - с другой» [1, с. 113-114].
Е. В. Козиевская рассматривает феномен мотивации достижения во взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида. В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения выступает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно значимым для профессионала [12, с.42].
Е. В. Козиевская разрабатывает функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:
1. Проблематизация
прежней системы мотивации
достижения под влиянием
отрицательного отношения к
2. Планирование изменений
в системе мотивации
3. Реализация этих изменений.
4. Закрепление вновь возникшей системы мотивации достижения на основе положительного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал» (Е. В. Козиевская, 1998).
Таким образом, в основе развития мотивации достижения лежит процесс моделирования успешного идеального образа «Я - профессионал», и формирование реалистичных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу.
Е.Е. Лушникова связывает мотивацию достижения с учебной деятельностью (также рассматривая ее как основную трудовую деятельность, соответствующую данному возрасту) [17, с.189]. Она выделяет следующие функции мотивации достижения: познавательная функция (отражает стремление к приобретению необходимых знаний); эмоциональная функция (отражает влияние эмоций на учебную деятельность); интегративная (отражает систему самооценок и оценок достигнутого результата). Автор отмечает, что формирование мотивации достижения требует построения системы педагогических средств как множества взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство. Системообразующим фактором такой системы являются цели.