Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 00:56, курсовая работа
Цель исследования определить взаимосвязи между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Объект исследования: уровень притязаний и мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Задачи исследования:
Анализ особенностей уровня притязаний как психологической характеристики личности;
Изучение проблемы мотивации достижения с позиций отечественной и зарубежной психологии;
Рассмотрение проблемы развития мотива и мотивации достижения успехов;
Введение…………………………………………………………………….
3
1. теоретические аспекты изучения уровня притязаний и мотивации достижений в современной психологии
6
1.1 Уровень притязаний как социально-психологическое явление…..
6
1.2 Проблема мотивации достижений в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………..
12
1.3 Проблема развития мотива и мотивации достижения успехов в современной научной литературе……………………………………………
20
2. Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы………………………………………………
27
2.1 Организация исследования Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
27
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………
28
2.3 Рекомендации руководителям по повышению мотивации и уровня притязаний сотрудников……………………………………………..
36
Заключение………………………………………………………………
42
Список использованных источников………………………..
Контроль руководства – эффективное средство повышения мотивации, развернутые вопросы, неясности в заданиях.
Контроль руководства – это не просто преимущество или должностная обязанность. Это еще и хорошее средство повышения мотивации. Разумное зерно заключается в том, что вы можете дать достаточную свободу людям там, где это не связано напрямую с безопасностью компании и не касается серьезных внутренних вопросов. Допустим, ваши сотрудники будут вправе изменять что-либо на своем рабочем месте или смогут украсить его, как это разрешают делать во многих западных компаниях. Это не повлияет отрицательно на качество их труда, нисколько не повредит имиджу компании, но обеспечит рост мотивации сотрудника к труду, поскольку они будут чувствовать большую независимость и собственную значимость. В пример можно привести компанию Amazon.com, сотрудникам отдела доставки которой разрешено слушать музыку во время рабочего дня и даже носить наушники.
Формулируйте вопросы так, чтобы человеку приходилось отвечать на него развернутой, полной фразой. Часто опросы и исследования строятся на вопросах, требующие односложного ответа типа «да» и «нет». Это удобно для фиксации каких-то числовых данных и параметров, но совершенно не подходит для обычной беседы. Беседа, в которой вы требуете от подчиненных односложных ответов и заранее определяете их количество, выглядит грубо, авторитарно и говорит о вашем нежелании прислушаться к человеку. Сотрудник может расценить это как полное игнорирование его интересов. Поэтому подчеркните свое уважение, задавайте дополнительные вопросы, вроде: «Как?», «Почему?», «Уточните, пожалуйста, что вы имели в виду…» и т.п. И, конечно, не поленитесь обязательно выслушать каждого отвечающего.
Не допускайте неясности в заданиях. Работник всегда должен четко понимать, что, как и зачем он выполняет и правильно оценивать свои успехи. Как уже доказано исследованиями, мотивация сотрудников повышается гораздо в большей степени, если они имеют перед собой четкий и понятный путь действий, чем под влиянием их профессионального опыта или ожидаемого гонорара. Это касается и сотрудников отделов продаж, и других специалистов. Результаты работы будут более впечатляющими, если сотрудник полностью информирован, какую роль играет он в общем деле и точно знает, что его вклад необходим и будет незамедлительно отмечен.
Заключение
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное психолого-педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами.
Исследование уровня притязаний имеет большое значение в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и в других отраслях.
Уровень притязаний имеет много значений. Одно из значений это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива.
Интегральный же подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, а также обосновать положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а, изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации.
В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Основателями этой теории считаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен.
Проведенное исследование показало, что у работников обслуживающей сферы существует взаимосвязь между мотивацией достижений и мотивом смены деятельности, мотивом самоуважения и сложностью заданий, как проявлениями притязаний личности. Таким образом, гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, подтвердилась.
Список использованных источников
Приложение 1
Оценка уровня притязаний по методике Липкиной)
1. Исследование мне уже порядком надоело |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
2. Я работаю на пределе своих сил |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
3. Я хочу показать все, на что способен |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
4. Я чувствую, что меня
вынуждают стремиться к |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
5. Мне интересно, что получится |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
6. Задание довольно сложное |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
7. То, что я делаю, никому не нужно |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
8. Меня интересует, лучше ли мои результаты или хуже, чем у других |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
9. Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
10. Думаю, что мои результаты будут высокими |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
11. Эта ситуация может причинить мне неприятности |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
13. Я проявляю достаточно старания |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
14. Я считаю, что мой лучший результат не случаен |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
15. Задание большого интереса не вызывает |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
16. Я сам ставлю перед собой задачи |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
17. Я беспокоюсь по поводу своих результатов |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
18. Я ощущаю прилив сил |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
19. Лучших результатов мне не добиться |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
20. Эта ситуация имеет для меня значение |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
21. Я хочу ставить все более и более трудные цели |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
22. К своим результатам я отношусь равнодушно |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
23. Чем дольше работаешь, тем становится более интересно |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
24. Я не собираюсь «выкладываться» |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
25. Скорее всего мои результаты будут низкими |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
26. Как ни старайся, результат от этого не изменится |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
27. Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
28. Задание достаточно простое |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
29. Я способен на лучший результат |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
31. Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
32. Мне безразлично, какими
будут мои результаты в |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
33. Я увлекся работой над заданием |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
34. Я хочу избежать низкого результата |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
35. Я чувствую себя независимым |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
36. Мне кажется, что я зря трачу время и силы |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
37. Я работаю вполсилы |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
38. Меня интересуют границы моих возможностей |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
39. Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
|
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
41. Я чувствую, что у меня ничего не выйдет |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
42. Испытание - это лотерея. |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
Приложение 2
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса