Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 00:56, курсовая работа
Цель исследования определить взаимосвязи между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Объект исследования: уровень притязаний и мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией у работников обслуживающей сферы.
Задачи исследования:
Анализ особенностей уровня притязаний как психологической характеристики личности;
Изучение проблемы мотивации достижения с позиций отечественной и зарубежной психологии;
Рассмотрение проблемы развития мотива и мотивации достижения успехов;
Введение…………………………………………………………………….
3
1. теоретические аспекты изучения уровня притязаний и мотивации достижений в современной психологии
6
1.1 Уровень притязаний как социально-психологическое явление…..
6
1.2 Проблема мотивации достижений в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………………..
12
1.3 Проблема развития мотива и мотивации достижения успехов в современной научной литературе……………………………………………
20
2. Гендерные аспекты взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы………………………………………………
27
2.1 Организация исследования Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
27
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………
28
2.3 Рекомендации руководителям по повышению мотивации и уровня притязаний сотрудников……………………………………………..
36
Заключение………………………………………………………………
42
Список использованных источников………………………..
Следовательно, и основным механизмом, обеспечивающим эффективность процесса развития мотивации достижения, будет механизм целеполагания (Е. Е. Лушникова, 1995). В дальнейшем на основе мотивов ставших чертами индивидуальности происходит развитие потребности в достижении и стремлении к самореализации, самосовершенствованию.
А. В. Сальков в своем исследовании в качестве основы процесса развития мотивации достижения рассматривает уровни ценностного выбора, а именно - возможности реализации осознанного выбора личностью в новой социальной ситуации. Он выделяет следующие типы возможных стратегий [21, с.152].
1. Активно-созидательный, базирующийся на высокой выраженности стремления к успеху и ориентации на привлекательность успеха. Наиболее эффективный тип поведения.
2. Активно-созерцательный, базирующийся на стремлении избегания неудач и ориентации на достижение успеха. В данном случае препятствием для эффективности деятельности будет неуверенность в выборе средств достижения, отсутствие регулярности и систематичности в принимаемых решениях.
3. Неопределенный (вариативный),
базирующийся на стремлении к
успеху и ориентации на
4. Пассивный, базирующийся
на стремлении к избеганию
неудач и ориентации на
Анализ вышеописанных моделей позволил выделить следующие подходы к развитию мотивации достижения в зарубежной психологии: эмоционально-когнитивный (Д. МакКлелланд); атрибутивно-поведенческий (М. Воверг, С. Круг, М. Хэнел); личностной причастности (Р. де Чармс); и тенденции в отечественной психологии: повышение уровня самосознания (Л. М. Митина); изменение профессиональной самооценки (Е. В.Козиевская); целеобразование (Е. Е. Лушникова); ценностно-смысловое направление (А. В. Сальков). Причем каждый из подходов делает акцент на преобладании мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи.
2.
Гендерные аспекты взаимосвязи
уровня притязаний и мотивации
достижений у работников
2.1 Организация
исследования Подбор
Цель проведения исследования состояла в выявлении гендерных аспектов взаимосвязи уровня притязаний и мотивации достижений у работников обслуживающей сферы.
В исследовании приняло участие 60 человек: 30 мужчин (группа «А») и 30 женщин (группа «Б») – работники обслуживающей сферы.
Для достижения поставленной цели в качестве диагностического инструментария мною были выбраны следующие методики:
- «Исследование уровня притязаний» (методика А.И.Липкиной) (Приложение 1);
- Методика диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса (Приложение 2).
Методика «Исследование уровня притязаний» А.И.Липкиной предполагает собой заполнение опросника. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа ответить на вопросы опросника. До начала выполнения учебного задания экспериментатор раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следующей инструкцией: "Когда Вы завершите фиксированный этап предложенного Вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. Помните, что вопросы относятся к той ситуации, которая складывается в момент, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процессе работы с опросником Вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого Вы обводите кружком на правой сторонe бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны – +3; если согласны – +2; если скорее согласны, чем не согласны – +1; если Вы совершенно не согласны – –3; если не согласны – –2; если скорее не согласны, чем согласны – –1; наконец, если Вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается".
Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного.
Методика диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса. Личностный опросник, предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:
- Низкая мотивация к успеху;
- Средний уровень мотивации;
- Умеренно высокий уровень мотивации;
- Слишком высокий уровень мотивации к успеху.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Результаты диагностики испытуемых с помощью методики А.И,Липкиной оформлялись в виде сводных таблиц: таблица 2.1 – группа «А» (Приложение 3) и таблица 2.2 – группа «Б» (Приложение 4). Обработанные результаты и подсчитанные средние значения по каждой шкале для каждой группы представлю в виде сводной таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Результаты диагностики уровня притязаний
Группа |
Среднее по группе |
% |
Разница,% | |
Внутренний мотив | ||||
Женщины |
2.4 |
11,4 |
8,6 | |
Мужчины |
4,2 |
20 | ||
Познавательный мотив | ||||
Женщины |
3,8 |
18,1 |
6,7 | |
Мужчины |
2,4 |
11,4 | ||
Мотив избегания | ||||
Женщины |
2,1 |
10 |
1,9 | |
Мужчины |
1,7 |
8,1 | ||
Состязательный мотив | ||||
Женщины |
1,9 |
9,1 |
2 | |
Мужчины |
1,5 |
7,1 | ||
Мотив смены деятельности | ||||
Женщины |
2,6 |
12,4 |
1,9 | |
Мужчины |
2,2 |
10,5 | ||
Мотив самоуважения | ||||
Женщины |
3,0 |
14,3 |
4,8 | |
Мужчины |
3,8 |
18,1 | ||
Значимость результатов | ||||
Женщины |
0,7 |
3,3 |
6,7 | |
Мужчины |
2,1 |
10 | ||
Сложность задания | ||||
Женщины |
1,4 |
6,7 |
0,4 | |
Мужчины |
1,5 |
7,1 | ||
Волевое усилие | ||||
Женщины |
1,8 |
8,6 |
4,8 | |
Мужчины |
0,8 |
3,8 | ||
Оценка уровня достигнутых результатов | ||||
Женщины |
2,9 |
4,3 |
1,4 | |
Мужчины |
0,6 |
2,9 | ||
Оценка своего потенциала | ||||
Женщины |
2,4 |
11,4 |
4,7 | |
Мужчины |
1,4 |
6,7 | ||
Намеченный уровень мобилизации усилий | ||||
Женщины |
2,8 |
13,3 |
3,8 | |
Мужчины |
2,0 |
9,5 | ||
Ожидаемый уровень результатов | ||||
Женщины |
0,4 |
1,9 |
13,3 | |
Мужчины |
3,2 |
15,2 | ||
Закономерность результатов | ||||
Женщины |
1,0 |
4,8 |
0,5 | |
Мужчины |
0,9 |
4,3 | ||
Инициативность | ||||
Женщины |
0,4 |
1,9 |
4,3 | |
Мужчины |
1,3 |
6,2 |
Проанализируем полученные результаты.
У женщин более высокие результаты по следующим шкалам:
Мужчины более высокие результаты по следующим шкалам:
Однако хотелось бы отметить тот факт, что выявленные различия довольно малы – максимальная выявленная разница – 8,6%.
С целью проверки наличия гендерных различий в уроне притязаний выполним матстатистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты приведены в Приложении 5 (таблица 2.4). В ходе матстатистического анализа был получен результат tЭмп = 0, находящийся в зоне незначимости. Это говорит о том, что у работников обслуживающей сферы отсутствуют гендерные различия в уровне притязаний.
Результаты диагностики испытуемых группы «А» методикой диагностика личности на мотивацию к успеху Т.Элерса приведены в таблице 2.5 (Приложение 6).
Для наглядности отображения полученных данных, отобразим полученные результаты в виде диаграммы (рисунок 2.1 Уровень мотивации достижений испытуемых группы «А»).
В результате анализа рисунка 2.1 можно отметить, что для большинства испытуемых (63% - 19 человек) характерен средний уровень мотивации достижений, для 20% (6 человек) – очень высокий, для 10% (3 человека) – высокий, для 7% (2 человека) – низкий.
Результаты диагностики испытуемых группы «Б» отражены в таблице 2.6 (Приложение 7) и диаграмме (рисунок 2.2 «Уровень мотивации достижений испытуемых группы «Б»).
Рисунок 2.2 - Уровень мотивации достижений испытуемых группы «Б»
В результате анализа рисунка 2.2 можно отметить, что для 60% (18 человек) характерен средний уровень мотивации достижений, для 7% (2 чел.) – очень высокий, для 30% (9 чел.) – высокий, для 3% (1 чел.) – низкий.
Проанализировав данные, приведенные в таблицах 2.5 и 2.6 можно сказать, что в целом по группе характерны следующие показатели мотивации достижения успеха (рисунок 2.3): средний уровень – 62% (37 человек), высокий уровень – 20% (12 человек), очень высокий – 13% (8 человек), низкий – 5% (3 человека).
Рисунок 2.3 - Уровень мотивации достижений в целом по группе
Мною было выявлено, что для мужчин и женщин, работающих в обслуживающей сфере, характерен средний уровень мотивации достижения успехов. Для людей с таким уровнем мотивации достижения успехов характерно: