Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Калининградской области

«Индустриально  – педагогический колледж»

 

Специальность 040401

«Социальная работа»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Курс:  5     Группа: 52

Студентки: Корсакас Ирины Анатольевны

Тема: «Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»

Руководитель: Парфенова  Людмила Михайловна.

Дата  защиты:______________________

Оценка:__________________________

Заведующий  кафедрой:

 

 

 

 

 

 

 

 

Черняховск 2013 г.

 

Содержание                                                                                                                        стр.

Введение 

3

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме  
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………

 

 

 

8

1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных

отношений……………………………………………………………….

 

8

1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..

14

1.3. Причины и  последствия семейного неблагополучия…………….

21

1.4. Организационно-правовое  регулирование социальной работы…

29

1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся  в ТЖС

32

1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….

Вывод по I главе…………………………………………………………..

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по теме 

«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………

2.1. Организационно  диагностический этап…………………………….

2.2. Интерпретация  полученных данных…………………………………

2.3. Формирующий этап ………………………………………………….

2.4. Оценочный этап……………………………………………………….

Вывод по II главе………………………………………………………….

Заключение  ……………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………….

Приложения

 

40

44

 

 

 

47

51

53

55

56

58

61

69


 

Введение

Социальная  работа

представляет собой управление

использованием ресурсов человека,

семьи или общности,  находящихся

в трудной жизненной ситуации.

( Куприянов Б.В.)

   

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.

    Как социальный  институт и малая группа семья  выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:

- семья в значительной  мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся  количество разводов;

- следствием большого  количества разводов супружеских  пар является рост неполных  семей, преимущественно материнских,  воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;

- рост внебрачной рождаемости  детей несовершеннолетними социально  незрелыми матерями;

- увеличение  количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин в межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).[6]

Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности  неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и  других социально ориентированных  возможностей, создает целый ряд  противоречий:

- между потребностью общества  в здоровом подрастающем поколении,  с четко сформированными социальными ценностями   и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса в неполной семье,  потребностью родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности — психолого-педагогической и андрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм и способов со стороны территориальных социальных служб; - востребованной в практике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполной семьи, учитывающей ее особенности и потребности, и недостаточно дифференцированным подходом к этому типу семьи в деятельности специалистов социальной работы.

Таким образом,  современные тенденции развития семьи,  как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей,   выдвигают на первый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощи семье.  Средствами   психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи, посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.[11]

Теоретическая не разработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребности  практики в повышении эффективности, взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.

Все это и  делает поставленную нами проблему чрезвычайно  острой, требующей безотлагательного  решения не только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но и комплексной психосоциальной, социально-педагогической и социально-правовой помощи посредством организации образовательно-просветительной работы с родителями и воспитательной работы с детьми.[1]

выделен понятийный аппарат:

Объект исследования: семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации

Предмет исследования: Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям.

Гипотеза:  деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям, будет успешной в том случае, если специалист:

  1. знает  социально-психологические модели семьи и семейных отношений;
  2. умеет определять причины и последствия семейного неблагополучия;
  3. подбирает активные формы и методы социальной работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации.

Цель следования: изучить формы и методы оказания помощи семье находящейся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

1. изучить социальную, психологическую, педагогическую литературу по теме: «Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации»;

2. проанализировать  программы оказания помощи семьям,  находящимся в трудной жизненной ситуации;

3. выявить особенности  деятельности социального работника с семьей; 
4. проанализировать опыт работы Центра социальной помощи «Крошка дельфин» г. Советска, сделать выводы, обобщить результаты

Структура работы: дипломная работа  состоит из введения, двух глав, приложения, списка литературы, в работе обобщены основные теоретические аспекты по теме, в практической части работы подтверждены теоретические положения

Методы исследования

Теоретические  изучения  и анализ  специальной  литературы по теме: «Деятельность  социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации»

Практические: анализ документации, количественный и качественный анализ исследований, обобщение результатов

Основные методы исследования: анализ литературы, анализ программ,   анализ способов  социальной работы с семьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме  
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации».

    1. Социально-психологические модели семьи и семейных отношений.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. ( Трубин В.В.)

Семейные отношения  регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак

Брак это  – легитимное признание взаимоотношений  мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. (П. Д. Павленок)[8]

Важными условиями  существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

 Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Типы семей

Формы семей  разнообразны, их типологизация зависит  от предмета изучения.

Формы семьи  по количеству брачных партнеров

1.Моногамная  семья состоит из брачной пары  – мужа и жены;

2.Полигамная  – это брак одного с несколькими  (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Формы семей  по количеству детей, членов семьи:

1.Простая (нуклеарная  семья)

Родственные связи  определяют простой, нуклеарный, тип  сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus – городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare – присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

2. Расширенная  семья объединяет две или более  нуклеарные семьи с общим хозяйством  и состоит из трех и более  поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

3. Наиболее архаичным  типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.[9]

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям