Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время большинство развитых стран  переживает (или уже осуществило) “второй демографический переход” от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запаса впечатлений и предметов для адекватного функционирования в социальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический переход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереотипы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.

Наряду с  общим сокращением рождаемости  происходит рост ее внебрачной доли, так  что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне  зарегистрированного брака своих  родителей. Отчасти это можно  объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою возраста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и материнские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются. Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связывав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных

Рождение внебрачного  ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ведущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности — общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.[12]

Наконец, признаком  нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни — детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексуальные отношения с лицом своего пола.[10]

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тенденции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака — симптомы внешнего социально-экономическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвердившимся стереотипом.

Анализ положения  семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое  значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и  проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографическое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых результатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.

 

Социальная  работа с семьей состоит из:

  1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. ( П. Д. Павленок)
  2. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее  время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

- Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

- Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

- Федеральные, региональные целевые и социальные программы.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Причины и  последствия семейного неблагополучия

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся  в сложной ситуации, состоящих  на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико. Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

Во-первых, кризисные  явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

Во-вторых, причины  психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей  в семье. В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).[9]

Среди объективных  социально-экономических причин, наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей. Сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Усугубляют  семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между  родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска.

С каждым годом  возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.[14]

Нарушение психологической  связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление  или даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями также вызывают:

-    сверхзанятость  родителей;

-    конфликтная  ситуация в семье;

-    пьянство  родителей;

-    случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

-    отсутствие  в семье благоприятной эмоциональной  атмосферы;

-    типичные  ошибки родителей в воспитании  детей;

-    особенности  подросткового возраста и др.

Отсутствие  или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для  возникновения и проявления семейного  конфликта все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

1.    сверхсильные  раздражители. Например, смерть одного  из членов социального статуса.  Болезнь близкого человека и  т.п.

2.    длительные (хронические раздражители). К таким  трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Источниками возникновения  конфликтов могут быть: причины, связанные  с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи  приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). [7]

Причинами могут  быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семь может обеспечить безопасное будущее). [14]

Самое главное  последствие всех этих нарушений - это  неблагоприятное влияние на психическое  здоровье индивидов, которое только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Некоторые авторы, занимающиеся данной проблемой, сосредотачивают  свое внимание на изучение отдельных  проявлений семейного неблагополучия, вызывающих девиантное поведение, другие комплексно исследуют все составляющие семейного неблагополучия. Особое место среди психологических теорий девиантного поведения занимают исследования психоаналитической ориентации, которые открыли новые возможности и перспективы для изучения глубинных неосознаваемых мотивов девиации.

Отдельное место  среди факторов девиантного поведения  сторонники психоанализа отвели семье. Так, неофрейдисты К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан  видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью, особенно впервые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия впервые годы жизни отмечал в этиологии отклонений Э. Эриксон, А. Адлер  в качестве важного фактора формирования личности выделял структуру семьи и тип воспитания. Изучению природы девиации и выявлению факторов ее вызывающих, посвящены исследования представителей и других западных психологических школ. Так, А. Бандура  и его последователи А. Басе, Л. Берковец  считают агрессию результатом искаженного процесса социализации, в частности, злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям. Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения широко распространен в психологии США и Канады. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение и возможности коррекции видятся в организации положительного подкрепления желаемого поведения.[9]

Таким образом, девиантное поведение детей (в каком  возрастном периоде они бы не находились: детский, подростковый, молодежный) всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи, и при работе с детьми девиантного поведения индивидуальную психотерапию и психокоррекцию необходимо сочетать с психологической социальной работой с семьёй.

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям