Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

1)учитывает  особенности семьи;

2) организует  сотрудничество с педагогами, психологом, представителями общественности, организациями;

3) специалист  в условиях  ЦСП является организатором  активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.

4) правильно  применяет программы оказания  социальной помощи семьям,  находящимся  в трудной жизненной ситуации.

 В заключение данной работы было бы целесообразно сделать следующие выводы:

Выделяют следующие  причины роста количества неполных семей: 

- увеличение  числа разводов; 

- увеличение  количества рождений вне официально зарегистрированного брака; 

- рост смертности  мужчин.

Воспитание  детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье: 

- гиперопека;  

- отстраненность  матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке;  

- препятствие  контактам ребенка с отцом,  вплоть до настойчивого искоренения  унаследованных от него качеств,  что обусловлено неприязнью матери  к бывшему мужу; 

- двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения; 

- стремление  матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него  нет отца.  

- отстраненность  матери от ухода за ребенком  и его воспитания.

К условиям совершенствования воспитания детей в неполных семьях можно отнести:  

- является авторитет  и личный пример матери (отца);  

- педагогический  такт матери (отца); 

- культура быта  в неполной семье; 

- знание возрастных  и индивидуальных особенностей  детей; 

- удовлетворение потребности  в эмоциональном контакте с  отцом (матерью); 

- определение  родителями для себя потребности  смысла жизни; 

- необходимость  определения потребности достижения;  

- необходимость  критики реализации определенной  системы воспитания; 

- формирование  определенных личностных качеств  ребенка;

Специалисту, осуществляемому  социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо: 

- осуществлять  деятельность по изучению личности  ребенка и окружающих его людей,  проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка; 

- прогнозировать  развитие проблемы и ее решение  в процессе развития и воспитания  ребенка; 

- организовывать  взаимодействие всех членов неполной  семьи на основе диалога; 

- помочь исправить  ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности  ребенка; 

- помочь матери  и ребенку из неполной семьи  найти и реализовать себя; 

- информировать  о возможных правовых мерах  защиты неполной семьи; 

- оказать помощь  в сфере эмоционально-психологического  здоровья; 

- формировать  нравственно-правовую устойчивость  членов неполной семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Проанализировав  психолого – педагогическую, социальную и специальную литературу, мы   выявили, что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

В работе с семьями  разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работе. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать, трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

В  опытно – исследовательской работе по теме: « Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации,  в Центре социальной  помощи семье и детям « Крошка Дельфин», мы подтвердили гипотезу исследования о том, что позитивный результат  социальной  деятельности с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации зависит от знаний закономерностей развития семьи и  подбора способов оказания помощи,  что деятельность специалистов с семьёй в условиях  ЦСП эффективна, если специалист по социальной работе  соблюдает следующие условия:

1)учитывает  особенности семьи;

2) организует  сотрудничество с педагогами, психологом, представителями общественности, организациями;

3) специалист  в условиях  ЦСП является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.

4) правильно  применяет программы оказания  социальной помощи семьям,  находящимся  в трудной жизненной ситуации.

 В заключение данной работы было бы целесообразно сделать следующие выводы.

Выделяют следующие  причины роста количества неполных семей: 

- увеличение  числа разводов; 

- увеличение  количества рождений вне официально  зарегистрированного брака; 

- рост смертности  мужчин.

Воспитание  детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье: 

- гиперопека;  

- отстраненность  матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке; 

- препятствие  контактам ребенка с отцом,  вплоть до настойчивого искоренения  унаследованных от него качеств,  что обусловлено неприязнью матери  к бывшему мужу; 

- двойственное  отношение к ребенку, проявляющееся  то в приступах чрезмерной  любви, то во вспышках раздражения;  

- стремление  матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него  нет отца.  

- отстраненность  матери от ухода за ребенком  и его воспитания.

К условиям совершенствования  воспитания детей в неполных семьях можно отнести: 

- является авторитет  и личный пример матери (отца);  

- педагогический  такт матери (отца); 

- культура быта  в неполной семье; 

- знание возрастных  и индивидуальных особенностей детей; 

- удовлетворение  потребности в эмоциональном  контакте с отцом (матерью); 

- определение  родителями для себя потребности  смысла жизни; 

- необходимость  определения потребности достижения;  

- необходимость  критики реализации определенной  системы воспитания; 

- формирование  определенных личностных качеств  ребенка;

Специалисту, осуществляемому  социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо: 

- осуществлять  деятельность по изучению личности  ребенка и окружающих его людей,  проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;  

- прогнозировать  развитие проблемы и ее решение  в процессе развития и воспитания  ребенка; 

- организовывать  взаимодействие всех членов неполной  семьи на основе диалога; 

- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности  ребенка;  

- помочь матери  и ребенку из неполной семьи  найти и реализовать себя; 

- информировать  о возможных правовых мерах  защиты неполной семьи; 

- оказать помощь  в сфере эмоционально-психологического здоровья; 

- формировать  нравственно-правовую устойчивость  членов неполной семьи.

Тем самым  цели работы достигнуты, задачи решены, гипотеза  полность доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Р.Ф.
  2. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая, Психологическая наука и образование.М. - 2007.
  3. М.А. Гулина,. Словарь-справочник по социальной работе / Гулина, М.А..- СПб.:Питер,2008. – 400с.
  4. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы// Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова – М., 2007.
  5. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. //Гуслякова  Л.Г,Холостова Е.И-М., 2007.
  6. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие для нач. проф. Образования. / М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия»; 2010. – 272с.
  7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. №5487
  8. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей./ Г.И.  Макартычева– Спб.: Речь, 2007.- 368с.
  9. Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты/ Малых В.Н. – М., 2006.
  10. Матвиенко И.В Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям: Методическое пособие / Под общ. ред. И.В. Матвиенко. – Матвиенко И.В-М., 2006.
  11. Матвиенко И.В. Организация социально-реабилитационной работы с семьями и детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (из опыта работы).// И.В. Матвиенко Л.Н. Лысенко, Г.А. Лукичева, А.Л. Павлов///, – Вологда, 2005 Лысенко Л.Н., Лукичева Г.А., Павлов А.Н,-В.,2005.
  12. Медков В.М. Демография : Учебник для вузов / В.М. Медков. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 544 с.

 

  1. Павленок П.Д  Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок/ – М.,-2005
  2. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. Павленок П.Д/, -М.: «Дашков и Ко», 2006. Павленок П.Д,-М.,:- «Дашко и Ко», 2006.
  3. Ревенко Н.В., Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности Социальная работа  /Н.В. Ревенко, – Мурманск: И<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям