Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа
Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]
Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….
8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения
1)учитывает особенности семьи;
2) организует
сотрудничество с педагогами, психологом,
представителями
3) специалист в условиях ЦСП является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.
4) правильно применяет программы оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В заключение данной работы было бы целесообразно сделать следующие выводы:
Выделяют следующие причины роста количества неполных семей:
- увеличение числа разводов;
- увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака;
- рост смертности мужчин.
Воспитание детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
- гиперопека;
- отстраненность
матери от собственно воспитате
- препятствие
контактам ребенка с отцом,
вплоть до настойчивого
- двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;
- стремление
матери сделать ребенка
- отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания.
К условиям совершенствования воспитания детей в неполных семьях можно отнести:
- является авторитет и личный пример матери (отца);
- педагогический такт матери (отца);
- культура быта в неполной семье;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью);
- определение
родителями для себя
- необходимость
определения потребности
- необходимость
критики реализации
- формирование
определенных личностных
Специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять
деятельность по изучению
- прогнозировать
развитие проблемы и ее
- организовывать
взаимодействие всех членов
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;
- оказать помощь
в сфере эмоционально-
- формировать
нравственно-правовую
Заключение:
Проанализировав психолого – педагогическую, социальную и специальную литературу, мы выявили, что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работе. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать, трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
В опытно – исследовательской работе по теме: « Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, в Центре социальной помощи семье и детям « Крошка Дельфин», мы подтвердили гипотезу исследования о том, что позитивный результат социальной деятельности с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации зависит от знаний закономерностей развития семьи и подбора способов оказания помощи, что деятельность специалистов с семьёй в условиях ЦСП эффективна, если специалист по социальной работе соблюдает следующие условия:
1)учитывает особенности семьи;
2) организует
сотрудничество с педагогами, психологом,
представителями
3) специалист в условиях ЦСП является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.
4) правильно применяет программы оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В заключение данной работы было бы целесообразно сделать следующие выводы.
Выделяют следующие причины роста количества неполных семей:
- увеличение числа разводов;
- увеличение
количества рождений вне
- рост смертности мужчин.
Воспитание детей в неполных семья сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
- гиперопека;
- отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке;
- препятствие
контактам ребенка с отцом,
вплоть до настойчивого
- двойственное
отношение к ребенку,
- стремление
матери сделать ребенка
- отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания.
К условиям совершенствования воспитания детей в неполных семьях можно отнести:
- является авторитет и личный пример матери (отца);
- педагогический такт матери (отца);
- культура быта в неполной семье;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью);
- определение
родителями для себя
- необходимость
определения потребности
- необходимость
критики реализации
- формирование
определенных личностных
Специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять
деятельность по изучению
- прогнозировать
развитие проблемы и ее
- организовывать
взаимодействие всех членов
- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;
- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;
- оказать помощь
в сфере эмоционально-психологи
- формировать
нравственно-правовую
Тем самым цели работы достигнуты, задачи решены, гипотеза полность доказана.
Список используемой литературы: