Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]

Содержание

Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………



8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….

8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

работа с семьей.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

- повышение  профессиональной компетенции специалистов  учреждений социального обслуживания  семьи и детей, внедрение эффективных  форм, методов и технологий социальной  работы.

Для решения  конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В рамках президентской  программы «Дети России», осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой  являются: меры государственной поддержки  безопасного материнства – предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин.

 

Программа «  Дети и семья»[17]

Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество, развитие семейных форм устройства детей-сирот. В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках подпрограммы предусмотрены 3 направления: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты". (Приложение №1.Паспорт подпрограммы «Дети и семья»)

Значительное  внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей, нуждающихся в особой заботе государства. Целевые программы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков» направлены на комплексную организацию детского отдыха, оздоровления, занятости.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель программы  – развитие системы сопровождения  семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы программы:

- Актуальность  и своевременность оказания помощи  семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

- Активная поддержка  родителей. Наиболее эффективный  способ помощи ребенку – это  помощь его семье.

-  Опора на  родительскую ответственность. Использование  внутреннего потенциала семьи. 

- Опора на  позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, как к равноценному, равноправному партнеру.

- Психологическая  поддержка специалистов, работающих  с семьей.

- Сотрудничество  с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. [6]

Изучая социальные программы по работе с семьей, материнством и детством видно качественную теоретическую  базу по социальной работе с данной категорией населения. Сегодня остро  стоит проблема в высококвалифицированных работниках, компетентно действующих на данном социальном поприще, а так же соответствующее финансово-материальное обеспечение как реализации социальных программ, так и институтов социальной работы, реализующие теоретический аспект в практику.

 

 

 

 

Вывод по I главе

Таким образом, делая вывод, cследует, отметь что наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей семей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная  работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

В работе с семьями  разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работе. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать, трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Современная семья  переживает сложный период развития: осуществляя переход от традиционной модели к новой, меняются виды семейный отношений.

Раскрывая тему дипломной работы, я попыталась остановить свое внимание на особо важных задачах – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с семьями  и детьми являются Конституция Федерации и федеральные законы.

Важную роль в осуществлении социальной работы с семьей и детьми сыграли указы  Президента Российской Федерации, в  которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты этой категории  населения.

В целом семья  как клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов.

Необходимо  создание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания социальное благополучие семьи во многом определяет состояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним из стратегических направлений государственной социальной политики и требует дальнейшего совершенствования и развития.

Глава 2. Опытно – экспериментальная   работа по теме: «Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации»

Анализ социальной работы Центра социальной  помощи «Крошка Дельфин».

Цель опытно – экспериментальной работы: разработать и  реализовать деятельность специалиста по социальной работе   по оказанию помощи семье находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях Центра.

Задачи:

  1. изучение проблем конкретной семьи;
  2. подбор способов оказания поддержки семьи находящейся в трудной жизненной ситуации;
  3. проведение мероприятий способствующих минимизации проблем семьи;
  4. сравнительная диагностика с целью определения динамики в работе с семьей.

Опытно –  экспериментальная часть исследования проходила в Центре социальной помощи семьи и детям  «Крошка Дельфин» в г. Советске, Калининградская область.

Центр создан в  целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, их семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних и их родителей квалифицированной медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой, социально-экономической,  социально-юридической помощью.

В Центре, в Отделение  приюта принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.

Основные задачи Центра:

- Профилактическая  работа по предупреждению безнадзорности  несовершеннолетних, указание помощи  несовершеннолетним, их родителям  (законным представителям) в ликвидации  трудной жизненной ситуации.

- Выявление  и анализ причин, обусловивших  социальную дезадаптацию несовершеннолетних, причин в семье способствующих возникновению трудной жизненной ситуации.

- Определение  и предоставление конкретных  видов и форм медико-социальной, социально-правовой, психолого-педагогической  помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.

- Предоставление  несовершеннолетним временного  проживания до определения совместно  с органами опеки и попечительства  наиболее оптимальных форм их  жизнеустройства.

- Создание благоприятных  условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Деятельность  Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания и администрации г. Советска и калининградской области, а также Уставом учреждения.

В структуру  Центра входят следующие отделения:

- Отделение  приюта (Несовершеннолетние содержатся  в  отделении на полном государственном  обеспечении, несовершеннолетние  содержатся в отделении до  трех месяцев при условии соблюдения действующего законодательства, когда дальнейшее устройство несовершеннолетних затруднено, допускается их нахождение в стационарном отделении на более длительный период);

- Дневное отделение  (группа дневного пребывания, В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 7 до 15 лет, испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами, нуждающиеся в социальной реабилитации, дети из малообеспеченных, неполных семей.) Отделение осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- Отделение  социальной помощи семье и  детям, женщинам оказавшимся в  трудной жизненной ситуации; (в  данном отделении я работаю  специалистом по социальной работе)

 Отделение  предназначено для:

- обеспечения  социального патронажа семей,  оказавшихся в трудной жизненной  ситуации

- оказания помощи  родителям в воспитании детей  и в преодоление  трудной  жизненной ситуации;

- оказания экстренной психологической помощи;

-консультирования  по психолого-педагогическим, социально-экономическим,  социально-медицинским, социально-бытовым,  социально-правовым вопросам;

- содействия  в получении льгот, пособий  и других видов социальной  помощи в соответствии с действующим законодательством;

- содействия  в привлечении различных социальных  служб, организаций и учреждений  для решения проблем семей.

Целью Отделения  является содействие развитию и укреплению семьи, оказание социальной помощи семье  нуждающейся в реабилитации.

Задачами отделения  помощи семье и детям является:

- выявление  причин и факторов неблагополучия  конкретных семей и детей, обратившихся  в отделение учреждения;

- обеспечение  своевременной и квалифицированной  социальной помощи, профилактической  помощи семьям в разрешении проблем в семье;

- отделение  «Социальная лавка» (отделение оказывает вещевую, мебельную и предметами быта обратившимся семьям).

Специалист  социальной работы является наиболее эффективной и действенной фигурой  реальной и адресной помощи неполной семье. Он выявляет круг и остроту проблем, обстоятельства, которые оказывают деструктивное влияние на жизнедеятельность семьи в целом или родителей и детей в отдельности; разрабатывает программу совместных действий с семьей, принимая во внимание ее проблемы и руководствуясь нормативно-правовыми документами; определяет целесообразность той или иной помощи семье; осуществляет мониторинг ее эффективности.

Опытно –  экспериментальная часть исследования осуществлялась на основе социальной работы с неполной семьей, главой семьи является Виктория Павловна  Н.

Информация о работе Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям