Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа
Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]
Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….
8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения
- повышение
профессиональной компетенции
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
В рамках президентской
программы «Дети России», осуществляется
программа «Безопасное
Программа « Дети и семья»[17]
Целями подпрограммы
"Дети и семья" являются защита
и улучшение положения детей,
находящихся в трудной
Значительное внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей, нуждающихся в особой заботе государства. Целевые программы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков» направлены на комплексную организацию детского отдыха, оздоровления, занятости.
Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы программы:
- Актуальность
и своевременность оказания
- Активная поддержка
родителей. Наиболее
- Опора на
родительскую ответственность.
- Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, как к равноценному, равноправному партнеру.
- Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.
- Сотрудничество
с организациями и
Изучая социальные программы по работе с семьей, материнством и детством видно качественную теоретическую базу по социальной работе с данной категорией населения. Сегодня остро стоит проблема в высококвалифицированных работниках, компетентно действующих на данном социальном поприще, а так же соответствующее финансово-материальное обеспечение как реализации социальных программ, так и институтов социальной работы, реализующие теоретический аспект в практику.
Вывод по I главе
Таким образом, делая вывод, cследует, отметь что наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей семей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работе. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать, трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляя переход от традиционной модели к новой, меняются виды семейный отношений.
Раскрывая тему дипломной работы, я попыталась остановить свое внимание на особо важных задачах – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Ежегодно перечень
государственных услуг
Основополагающими
документами в системе
Важную роль
в осуществлении социальной работы
с семьей и детьми сыграли указы
Президента Российской Федерации, в
которых рассматриваются
В целом семья как клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов.
Необходимо создание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания социальное благополучие семьи во многом определяет состояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним из стратегических направлений государственной социальной политики и требует дальнейшего совершенствования и развития.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации»
Анализ социальной работы Центра социальной помощи «Крошка Дельфин».
Цель опытно – экспериментальной работы: разработать и реализовать деятельность специалиста по социальной работе по оказанию помощи семье находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях Центра.
Задачи:
Опытно –
экспериментальная часть
Центр создан в целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, их семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних и их родителей квалифицированной медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической, социально-бытовой, социально-экономической, социально-юридической помощью.
В Центре, в Отделение приюта принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.
Основные задачи Центра:
- Профилактическая
работа по предупреждению
- Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, причин в семье способствующих возникновению трудной жизненной ситуации.
- Определение
и предоставление конкретных
видов и форм медико-
- Предоставление
несовершеннолетним временного
проживания до определения
- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Деятельность Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания и администрации г. Советска и калининградской области, а также Уставом учреждения.
В структуру Центра входят следующие отделения:
- Отделение
приюта (Несовершеннолетние
- Дневное отделение (группа дневного пребывания, В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 7 до 15 лет, испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами, нуждающиеся в социальной реабилитации, дети из малообеспеченных, неполных семей.) Отделение осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Отделение социальной помощи семье и детям, женщинам оказавшимся в трудной жизненной ситуации; (в данном отделении я работаю специалистом по социальной работе)
Отделение предназначено для:
- обеспечения
социального патронажа семей,
оказавшихся в трудной
- оказания помощи родителям в воспитании детей и в преодоление трудной жизненной ситуации;
- оказания экстренной психологич
-консультирования
по психолого-педагогическим, социально-экономическим,
социально-медицинским,
- содействия в получении льгот, пособий и других видов социальной помощи в соответствии с действующим законодательством;
- содействия
в привлечении различных
Целью Отделения является содействие развитию и укреплению семьи, оказание социальной помощи семье нуждающейся в реабилитации.
Задачами отделения помощи семье и детям является:
- выявление
причин и факторов
- обеспечение
своевременной и
- отделение «Социальная лавка» (отделение оказывает вещевую, мебельную и предметами быта обратившимся семьям).
Специалист
социальной работы является наиболее
эффективной и действенной
Опытно –
экспериментальная часть