Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:41, дипломная работа
Резкие социальные и экономические перемены, произошедшие в России, кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.[6]
Введение
3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
8
1.1.Социально-психологические модели семьи и семейных
отношений……………………………………………………………….
8
1.2 Сущность социальной работы с семьей …………………………..
14
1.3. Причины и последствия семейного неблагополучия…………….
21
1.4. Организационно-правовое регулирование социальной работы…
29
1.5. Методы работы с неполной семьей находящейся в ТЖС
32
1.6. Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации….……………………….
Вывод по I главе…………………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме
«Деятельность социального работника с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации в условиях центра социальной помощи семьи и детям»……………………………………………………………
2.1. Организационно диагностический этап…………………………….
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………
2.3. Формирующий этап ………………………………………………….
2.4. Оценочный этап……………………………………………………….
Вывод по II главе………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………….
Приложения
В неполной семье
встречается и жестокость
Прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.
Совокупность таких признаков должна стать причиной серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.
Необходимо прибегнуть к таким программам помощи, которые ориентированы на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между родителями и детьми.
У ребенка из неполной семьи могут быть трудности в школе. Для решения этой задачи составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и. выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к друг.
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозит увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной политики являются: реализация установленных законом социальных гарантий гражданам в области социального обслуживания, материальной поддержки неполных семей; совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным типам неполных семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя; широкое использование активных форм социальной поддержки неполных семей (социальная и психологическая реабилитация и адаптация, содействие в самореализации и самообеспечении, профессиональной ориентации и т.д.)
Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска .
Определяющее
значение в обеспечении
К настоящему времени сложилось четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и всвязи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) .
Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях. Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан Основной закон предусматривает определенные правовые льготы.
Льготы - преимущества, установленные законом, в виде дополнительных прав или освобождение от определенных обязанностей - охрана труда и здоровья женщины, создание условий для труда и материнства, правовая защита, материальная защита материнства и детства.
Законодательно закрепленные льготы обеспечивают: равенство в обществе (льготы женщинам, несовершеннолетним); поощрение граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы семьям погибших военнослужащих). Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с неполными семьями - выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.
Целями в деятельности специалиста по социальной работе являются: установление социального статуса клиента; составление индивидуальных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств; анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.
Для достижения указанных целей, специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности, такие как:
С целью обеспечения своих обязанностей специалист
имеет право от имени учреждения представлять
интересы неполной семьи в различных инстанциях
(в том числе в суде); запрашивать от клиентов
информацию и документы, необходимые для
организации работы по решению их социальных
проблем в соответствии с действующим
законодательством и внутренними нормативами,
регламентирующими работу учреждения;
готовить запросы от имени руководителя
учреждения в различные организации в
пределах своей компетенции; посещать
семьи клиентов для обследования условий
их проживания; принимать участие в подготовке
и проведении медико-психолого-
Налаживание позитивного контакта с семьей - обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом. Специалист по социальной работе с семьей сталкивается, как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В содержание деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей включаются такие формы социальной работы как: составление социального паспорта неполной семьи и ведение базы данных о ней; создание количественных и качественных аналитических показателей функционирования семей которые включают в себя социально-биографические данные, материальное положение, жилищно-бытовые условия, взаимоотношение в семье, медико-социальное здоровье семь и потребности и интересы, вероисповедание; объем и качество необходимой социальной помощи . Деятельность специалистов по социальной работе с неполной семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политике государства Специалист по социальной работе с неполной семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога.
Б.Ю.Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с неполной семьей: - изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития; - социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;
- умение владеть
техникой и технологией
В работе с неполными
семьями наиболее полно раскрываются
профессиональные качества социального
работника как социального
1.6 Анализ программ оказания социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Основные программы оказания социальной помощи, используемые Центрами социальной помощи в нашей области:
Все социальные программы направлены на:
- укрепление статуса семьи в обществе, повышение роли семьи в социализации детей;
- содействие
ранней профилактике
- содействие
развитию семейного жизнеустрой