Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

В дошкольном детстве происходят важные изменения в развитии личности ребенка. У ребенка развивается  самосознание - понимание того, какими качествами он обладает, происходит осознание  своих возможностей, появляются простейшие виды нравственных, эстетических переживаний. Возникает соподчинение мотивов, на основе чего у ребенка появляется способность управлять своим поведением. Все эти и другие новообразования дошкольного детства позволяют успешно строить и проводить коррекционную работу с агрессивными детьми [27, c.45].

Обсуждая проблему агрессивности  в младшем дошкольном возрасте нельзя не отметить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет. В.В.Лебединский отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов. Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму [45, c.16].

Негативизм - это  такие  проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - такая реакция  ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.

Строптивость носит, в  отличие от негативизма, безличный  характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в  зачатке.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к  деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Как считал Д.Б.Элькомн, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С.Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый [44, с. 77].

Ребенок, не доставлял забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается  впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении не которого времени.

В кризисе трех лет происходит то,  что  называют  раздвоением:  здесь  могут быть  конфликты,  ребенок  может  ругать  мать,  игрушки,   предложенные   в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит  изменение аффективно-волевой сферы, что указывает  на  возросшую  самостоятельность  и активность  ребенка.  Тенденция  к  самостоятельной  деятельности  знаменует собой  то,  что  взрослые  не  закрыты  для  ребенка  предметом  и  способом обращения с ним, а как бы впервые  раскрываются  перед  ним,  выступают  как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Феномен  “Я  сам”  означает  не   только   возникновение   внешне   заметной самостоятельности,  но   и  одновременно  отделение  ребенка  от   взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают  в мире  детской  жизни.  Детский  мир   из   мира   ограниченного   предметами превращается в мир взрослых людей.

Как отмечает Б.Спок,  именно  в  этот  период  детства  родители “консолидируются”  и  все   вместе   начинают   подавлять   “самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства [43, с.23].

Как отмечает К.Бютнер,  от  детей  требуют  соответствия  родительским представлениям  о  поведении.  А   эти  представления  подразумевают  полную “покорность” (Винникотт Д.В.).  Но,  несмотря  на  то,  что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки,  постоянно  стремятся  к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если  эти взаимоотношения  не  удовлетворяют  ребенка,  у  него   возникают   глубокие аффективные  переживания,  которые  ведут  либо  к  значительному   снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности  по  отношению  к ним (Головко О.А., Котирло В.К.). В  этом  случае  мы  говорим  о непонимании  родителями  своего  ребенка,  его  трудного  периода.

Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с  другом  из-за его воспитания. А  в  этом  случае,  при воспитании детей в атмосфере постоянных  скандалов,  драк,  недоразумений  в семье  у  ребенка   культивируется   и   усиливается   неумение   сдерживать непосредственные   эмоциональные   реакции,   возбудимость,   конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на  свое  ближайшее окружение сверстников.

Дети  еще не могут регулировать свое поведение социальными нормами  и волевыми усилиями. Ребенок бурно  выразит свое недовольство, не заботясь о том, как он при этом будет  выглядеть в глазах окружающих. Он начинает визжать, кричать, кидаться на пол… Родителям бывает стыдно за такое поведение чада. Они пытаются «сражаться», чтобы добиться победы: упрашивают, ругают, кричат, шлепают. Результат этого «сражения» – еще большая агрессия малыша.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

 - Образец отношений и поведения родителей;

 - Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих [22, c.45].

 Р.С.Сирс, Е.Е.Маккоби, К.Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

1. Снисходительность, т.е.  степень готовности родителей  прощать поступки, понимать и  принимать ребенка;

2. Строгость наказания  родителями агрессивных проявлений  ребенка [25, c.65].

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств  способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания  головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни  ребенка. Социолог М.Мид доказала, что  в тех случаях, когда ребенка  резко отлучают от груди и общение  с матерью сводят к минимуму, у  детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И  наоборот, когда в общении с  ребенком присутствует мягкость, ребенок  окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает  характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Агрессивные дети одинаково часто  встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность  у своих детей, вопреки своим  ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться  даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные  реакции своего ребенка, то он очень  скоро начинает считать, что такое  поведение дозволено, и одиночные  вспышки гнева незаметно перерастают  в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией [26, c.76].

Формирование агрессивных  тенденций у детей происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2. Родители наказывают  детей за проявление агрессивности.

 Из исследований видно,  что:

      . Родители, которые очень редко подавляют  агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

      . Родители, которые не наказывают своих  детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

      . Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение [26, c.80].

Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении  между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Шефер выяснил, что отношения  родителей к своему ребенку можно  описать двумя парами важных признаков:

 - неприятие - расположение;

 - терпимость- сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:

1. Тип А - отвержение (неприятие  ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)

2. Тип Б - гиперсоциализация  (сверхтребовательное отношение:  чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое  воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).

Первый тип формирует  у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

Так, Г.Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние  ребенка, который ищет признания и любви”.

Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку  образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам [32, c.150-152].

Критика в адрес ребенка  формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.  Чаще всего, как отмечали Е.Гаспарова, Т.В.Роял, ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И это несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Также, родители, предъявляя завышенные требования  к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия,  несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

Третий тип (гиперопека) также  нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.). Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка [32, с.150-152].

Высказывание Перри и  Бассей: «Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция   между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» [34, c.30].

Обзор взаимосвязи между  стилем семейного руководства, отношений  родителей к ребенку и агрессивным поведением говорит о том, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка.

Поэтому работу по коррекции  агрессивного поведения у детей  младшего дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Методы диагностики агрессивных  тенденций у детей:

1) беседа с воспитателями;

2) методика Розенцвейга;

3) наблюдение за поведением  ребенка в ходе игры.

4) опросник для воспитателей;

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для  родителей "Анализ семейных  взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер) [33, 25].

Старший дошкольник готовится  сменить свою социальную позицию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности – агрессивного ребенка [43, c.123].

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста