Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

Агрессивные дети, как правило, стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью. Агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в следствие чего агрессивный ребенок часто, бывает, отвергнут другими детьми.

В ходе игры по мере приближения  ее к концу большинство детей  слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам). Агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях [2, c.29].

Исследование проблемы детской  агрессии и агрессивности в отечественной психологии проводится в контексте более глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения. Первые работы по проблеме агрессивности в отечественной науке проводились в 20-30 годы в рамках педологических исследований. Большинство исследователей того периода (А.Б.Залкинд, А.С. Залужный, Г.Я.Кучеров, А.С.Грибоедов) подчеркивает роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивности у ребенка. К этим условиям относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем (30-е годы) основной акцент ставился на взаимоотношениях в семье и недостатки в обучении (отсутствие индивидуального подхода к детям).

В дальнейшем исследование проблемы агрессивности у детей  в отечественной психологии велось в различных направлениях: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В.С.Мухина, 1985), изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение особенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессивности (А.А.Рояк, Л.С.Славина, Л.И. Божович и др.), изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В.В. Лебединский и др., 1990), изучение влияния индивидных свойств человека {например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимоотношениях между детьми (Т.Г. Васильева, 1976). ). Современные исследования детской агрессивности (дошкольников и младших школьников) проводятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л.А. Абрамян, 1990; А.И. Захаров, 1993; А.М. Прихожан, М.Н. Толстых, 1990 и др.), изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, 1993, 1995) анализ методов диагностики агрессивности (С.Л. Завражин, 1993; Д.В. Лубовский, 1990, и др.), поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В.И. Гарбузов, 1994; М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович, 1996; А.И.Захаров, 1993; С.В.Капранова, 1997; Н. В.Клюева и др., 1996; В.В. Лебединский, 1990; М.И. Чистякова, 1995 и др.).

Как известно, в отечественной  психологии детская агрессивность  изучается в основном в связи  с разрешением конфликтов, поскольку  эта форма поведения считается  проявлением у нормального ребенка  какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей [4, c.23-26].

 В работах Т.А. Репина, А.А. Рояк и других подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.

Согласно отечественным  исследованиям, коррекция может  быть направлена на:

1) оптимизацию социальной  ситуации развития ребенка;

2) развитие видов деятельности  ребенка;

3) формирование возрастно-психологических  новообразований [4, c.28].

У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в обращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.

 С возрастом  происходит  также  смена  форм агрессии: частота простого физического  нападения уменьшается за  счет  роста более «социализированных»  форм, таких как оскорбление или   соперничество. Половозрастные  различия  в  способах выражения  агрессивности  мальчиками  и  девочками. Девочки  используют в  основном  непрямые  способы  агрессивного  поведения,  в отличие от мальчиков, использующих прямые  способы  агрессивного  поведения.  Наблюдаемые различия могут быть объяснены тем, что личностное развитие детей шестилетнего возраста у мальчиков направлено по линии усвоения мужского, а у девочек женского стиля поведения. К этому возрасту происходит уже достаточно четкая поляризация моделей развития мальчиков и девочек через формирование соответствующих личностных черт, их поведение приобретает специфические поло-ролевые черты.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях  защиты своих интересов и отстаивания  своего превосходства, когда агрессивные  действия используются как средства достижения определенной цели. В большинстве  случаев агрессивные действия детей  имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных  детей наблюдаются агрессивные  действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие  ей переживания.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный  опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир  не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии  ребенка к людям и миру в  целом [8, c.58].

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области  преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск  позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись  параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.

 

 

1.3 Влияние детского  образовательного учреждения на  агрессивное поведение детей

Основы всестороннего  развития личности закладываются в  дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в  культуру, развития общения со взрослыми  и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. И от того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит все последующее формирование всесторонне развитой личности.

Снижение многих показателей  нравственного и духовного здоровья личности в настоящее время происходит начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения  нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а  также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного  воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения. Процесс нравственного воспитания в дошкольном возрасте должен опираться  на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития морально-нравственной дошкольника [25, c.11].

Характер межличностных  отношений являются центральным  образованием, которое определяет развитие морально-нравственной сферы дошкольника. Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди  части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают  у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок  отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их.

Детский сад – это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. От полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия и семьи, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.

Основная цель дошкольного  образования основывается на требованиях  начальной школы – это дать возможность каждому ребенку  проявить наиболее полно свои возможности  и подготовить его к школьному  обучению, через введение в предмет  и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей  и формирование определенных навыков  и привычек для адаптации в  новой среде и для обучения. Помимо этого, детские сады ставят своей  целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения  ребенка [13, c.7].

Развитие личности ребенка  и его отношение с детьми в  значительной степени определяется общением ребенка – дошкольника  с воспитателем детского сада. Через  него часто не в меньшей мере, чем через родителей, опосредуется отношение ребенка с широким  социальным миром за пределами групповой комнаты детского сада.

Решающая роль принадлежит  личному влиянию воспитателя  на детей. Поэтому оно требует  от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями  детского развития. Формирование организационных  умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных  действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка  к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих  в процессе деятельности.

Педагог способствует формированию у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительное  отношение к сверстникам, осознание  значимости собственного активного  участия в решении общей задачи; усвоению способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе.

Так же воспитатель формирует  у детей навык организованного  поведения, учебной деятельности в  условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного  становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в  выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. «С самых  ранних лет необходимо ставить ребенка  в такие условия, что бы он жил, работал, играл, делил радости и  горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как  можно полнее, радостнее, ярче» [27, c.54-55].

Дети, у которых сформированы навыки положительных взаимоотношений, легко входят в коллектив, находят  правильный тон в отношениях с  окружающими, умеют считаться с  общественным мнением, доброжелательно  относятся к товарищам, стремятся  прийти на помощь [27, c.50].

Спецификой дошкольного  возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями  быть как «большой» и недостатком  физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая  несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

Своеволие (проявляется в  стремлении отделится от взрослых).

Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она  «дура»).

Протест-бунт (ребенок часто  ссорится с родителями).

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.

Разрешение данного кризиса  лежит в открытии для ребенка  новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту [18, c.11].

В дошкольном возрасте ребенок  пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится .

В дошкольном возрасте у  ребенка формируется эмоциональная  реакция на похвалу, лежащая в  основе формирования самооценки, отношения  к самому себе, своим качествам.

Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в  позе, жесте, во всем поведении. Эмоциональный  фон может быть положительным  или отрицательным.

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста