Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

Для формирования положительной  самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе [20, с.21].

В дошкольном возрасте ребенок  открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В  дошкольном возрасте рождается ролевая  игра, которая становится ведущей  деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого.

Основные психологические  новообразования, на которые можно  опираться при воспитании ребенка  дошкольного возраста:

1. Формируется первое  схематичное цельно детское мировоззрение.

2. Возникают первые этические  нормы: «Что есть добро и  что есть зло?»

3. Ребенок способен управлять  своими эмоциями, ставит перед  собой цели. Это свидетельствует  о формировании произвольного  поведения.

4. Ребенок отделяет себя  от мира других людей, что  является основой формирования  самосознания [38, c.76].

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать  на нее. Проявляясь в поведении, они  информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или  огорчает его. Особенно это актуально  в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как  ребенок растет, его эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной  гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует  и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций.

В дошкольном возрасте ребенок  усваивает язык чувств - принятые в  обществе формы выражения тончайших  оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок  овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего  уже может не показывать страх  или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять  выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [5, с.103].

Динамика и содержание представлений о нравственных качествах  в дошкольном возрасте:

- 3-4 года. Складываются элементарные  представления о том, что «такое  хорошо, а что такое плохо». Формируется  отрицательное отношение к грубости  и жадности. На основе примеров  из опыта ребенка, его конкретных  поступков, развиваются представления  о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

- 4-5 лет. Развиваются представления  о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа  повседневных ситуаций и литературных  произведений.

- 5-6 лет. Развиваются обобщенные  представления о правдивости,  справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.

- 6-7 лет. Продолжают развиваться  обобщенные представления о доброте,  честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение  к таким аморальным качествам,  как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д. [1, c.100-112].

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и  чувства.

 Мощным фактором развитие  гуманных чувств является сюжетно-ролевая  игра. Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять  другого, учесть его положение,  настроение, желание. Когда дети  переходят от простого воссоздания  действия и внешнего характера  взаимоотношений к передаче их  эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания  других.

Когда дети соревнуются друг с другом в игре, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с  товарищем, то стремление к личному  успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых  же соревновательных играх главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны [43, c.19].

Сопереживание сверстнику в  игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества  эмоции захлестывают дошкольника, резко  возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание  товарищу снижается.

В играх у детей развиваются  такие отношения, которые вне  игры им недоступны. Так, в игре дети часто становятся в отношения  соподчинения и взаимной помощи. В  реальной жизни подобные отношения  еще не доступны детям даже старшего дошкольного возраста [43, c.22] .

 С.Миллер таким образом  комментирует этот пример: «Ребенок  легче научиться делиться, если  у него есть сильное желание  играть с другими. Он приобретает  привычку делиться, как и другие  социально-одобряемые навыки, благодаря  разнообразным стимулам и социальному давлению» [43, с. 206].

Опыт первых отношений  со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения  человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений  эмоциональной сферы можно по следующим признакам:

- Нарушение, какой либо  сферы личности, психики ребёнка  всегда оказывает негативное  воздействие на другие сферы,  в результате чего те деградируют,  либо замедляют своё развитие.

- Нарушение - проявляется  в поведении, его можно опознать  при наблюдении: трудновоспитуемость,  непослушание, агрессия, капризность,  упрямство, проявляющиеся не в  критические возрастные периоды. 

- Психические нарушения  приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с  которыми ребёнок может нормально  взаимодействовать. 

- Психические нарушения  оказываются барьером на пути  воспитательных воздействий. Задача  устранения нарушений оказывается  первичной, по отношению к собственно  воспитанию.

- Нарушения психики и  личности часто приводят к  психосоматическим заболеваниям [23, с. 127].

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении, может приводить к различным  типам поведения.

- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость - скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

- Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций [37, c.29].

Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются следующие:

- привлечение к себе  внимания сверстников; 

- ущемление достоинств  другого с целью подчеркнуть  своё превосходство; 

- защита и месть; 

- стремление быть главным; 

- необходимость овладения  желанным предметом. 

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

- высокая частота агрессивных  действий - в течение часа наблюдений, такие дети демонстрируют не  менее четырёх актов, направленных  на причинение вреда сверстникам; 

- преобладание прямой  физической агрессии;

- наличие враждебных агрессивных  действий, направленных не на  достижение какой-либо цели, а  на физическую боль или страдание сверстников [16, c.89].

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку [16, с.70].

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе.

Всех агрессивных детей  объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Чем сильнее эмоциональное  неблагополучие ребёнка, тем вероятнее  возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные  стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается  хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно  употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается  в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего  дискомфорта, неумения адекватно реагировать  на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто  ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность  родителей приводит к нарушению  детско-родительских отношений и  вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» [20, c.9].

Родителям и педагогам  не всегда понятно, чего добивается ребенок  и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны  детей может получить отпор, а  со стороны взрослых — наказание. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и  жестоком мире, как защитить себя.[4, c.35].

Агрессивные дети нуждаются  в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача психолога  заключается не в том, чтобы поставить  «точный» диагноз и тем более  «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Агрессия у ребенка  может выражаться в виде гнева. Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей  контроля над собой [7, c.22].

Психологи не рекомендуют  каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Поскольку чувство гнева  чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит  от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок  свой гнев.

Например, в ситуации, когда  ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с  ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той  ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно  позволить ему подписать рисунок  так, как он хочет, если не умеет —  сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться  один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с  вербальной агрессией рекомендует  В.Оклендер. В своей книге «Окна  в мир ребенка» она описывает  собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой  работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение [2, c.31].

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста