Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста обусловливается тем, что в дошкольных образовательных учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, предъявлением высоких требований к детям, влияния общества на поведение детей. Влияние социальной среды на агрессивное поведение детей на примере детей среднего и старшего дошкольного возраста, как формирующихся личностей, является одним из важных и значимых аспектов этой задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения детской агрессии 8
Виды и формы агрессии 10
Агрессия в дошкольном возрасте 27
Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей 42
Глава 2. Практическое исследование проявления агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.1. Исследование агрессии у детей дошкольного возраста 63
2.2. Сравнительный анализ агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста 67

Заключение 75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финальный вариант.docx

— 256.78 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2. Оценка уровня агрессивности  по методике «Критерии оценки агрессивности».

 

Регистрация поведения детей  с помощью данного протокола  позволила более точно определить количество детей с агрессивным  поведением.

Из сравнительного анализа  следует, что агрессивное поведение  больше проявляется у детей старшей  группы, чем у детей средней  группы дошкольного учреждения.

К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника, у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Не смотря ни на что, в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают, когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения.

В дальнейшем проявления агрессивности  во многом связаны с процессами поло–ролевой идентификации ребенка или особенностями  “Эдиповой ситуации” в семье. К 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у детей неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки  визжат. Было обнаружено, что девочки  старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается и они становятся менее агрессивными, даже если в  раннем детстве они были очень  драчливы.  Вместе с тем отмечается, что с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

Рассмотрим результат анкеты «Признаки агрессивности», проводившейся с родителями. В средней группе входе анкетирования было выявлено 10% детей с повышенной агрессивностью; 20% с высокой агрессивностью;  45%  детей со средней агрессивностью; 25% детей с низкой агрессивностью. В старшей группе выявлено 15% детей с повышенной агрессивностью, 30% детей с высокой агрессивностью, 45% детей со средней агрессивностью, 10% детей с низкой агрессивностью. 

 

Рис. 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Признаки агрессивности»

 

Агрессивное поведение детей  в семье и в детском саду имеет разное проявление, поскольку  это зависит от семейного воспитания, внутри семейного микроклимата (системы наказаний и поощрений, отношений «родитель-ребенок», «родитель-родитель»).  В детском саду агрессия проявляется в отношениях к сверстникам, в игре, в принятии правил группы.

На социализацию агрессии оказывают влияние образец отношений  и поведение родителей; подкрепления агрессивного поведения со стороны  окружающих. В частности, была установлена  связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Отношения родителей к поведению ребенка, также различно.

2. Анализ диагностики  особенностей эмоциональных явлений

Рассмотрим результаты рисуночного  теста «Несуществующее животное». Анализ проводился по двум разделам.

Первый раздел –  анализ рисунка, его графических особенностей.

Анализируя рисунки детей  был заметен особый творческий подход, заинтересованность, тщательная прорисовка у детей старшей группы. Дети, средней группы, рисовали быстро, не прослеживалась тщательность прорисовки, не прослеживался творческий подход, и только некоторые дети выполнили  рисунок старательно. В пятилетнем возрасте вообразить что-то намеренно, подключая волю, воспитанникам группы нелегко. 
Но некоторые показатели развития воображения, например коэффициент оригинальности (число неповторяющихся решений при дорисовывании эталонной фигуры) заметно отличаются у детей старших возрастных групп.

Следующий анализ проводился в виде опроса детей. Дети, отвечая  на вопросы, рассказывали о своих  нарисованных животных, тем самым  показывая свои личностные особенности, творческий потенциал.

Соотнеся два анализа  было выявлено, что у детей старшей  группы повышенный уровень агрессивности  составляет 20%, высокий 15%, средний 50%, низкий 15%. Дети средней группы менее агрессивны, поскольку повышенная агрессивность  только у 10% детей, высокая у 15% детей, средняя у 45% детей, низкая у 30% детей.

Рис. 3. Оценка уровня агрессивности  по методике «Несуществующее животное»

 

Рассмотрим результаты по проективному тесту «Сказка» Луизы  Дюсс, который позволяет выявить  эмоционально-личностные особенности  и проблемы детей. В ходе исследования было выявлено, что дети старшей  группы более агрессивны, чем дети средней группы. Детей с повышенной агрессивностью в старшей группе 25%, высокой агрессивностью 15%, средней  агрессивностью 50%, низкой агрессивностью 10%. В то время как в средней  группе с повышенной агрессивностью 10% детей, высокой агрессивностью 15% детей, средней агрессивностью 50% детей, низкой агрессивностью 25% детей.

Рис. 4. Оценка уровня агрессивности  по методике «Сказка» Луисы Дюсс

 

В старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность  в общении со сверстниками, необходимость  в детском коллективе. Взаимоотношения  детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную  сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на взаимоотношения  детей, регулируют их общение. Наряду с  переживаниями удовольствия и недовольства, связанными с удовлетворением и  неудовлетворением непосредственных желаний, у старших дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо они выполнили свои обязанности, какое значение имеют совершенные  ими действия для других людей. Поэтому  неудовлетворительное положение в  группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций.

Неудовлетворенность потребности  в общении со сверстниками ведет  к повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников.

В ходе исследования было установлено, что основной проблемой в общении  старших дошкольников является несформированность произвольности, внешнего и внутреннего  контроля за поведением.

Анализ данных эмоционально-личностных особенностей теста «Сказка» Луизы  Дюсс показал, что наиболее часто  дети проявляли тревогу, отрицательные  эмоции при рассмотрении сказок связанных  с действием героя в одиночестве. Дети воспринимают данную ситуацию как  отвержение со стороны сверстников, непринятие себя ими. Очевидно, это  связанно с отрицательным эмоциональным  опытом общения. Агрессивные проявления старших дошкольников в процессе общения со сверстниками связаны  с неумение позитивно разрешать  спорные ситуации, находить совместные решения проблемы. При выходе из трудной ситуации дошкольники прибегают  к помощи взрослого или пытаются применить силу. Кроме, того присутствует агрессивность простимулированная обидой и связанная с внутренней неудовлетворенностью положением в  группе сверстников. Ответы детей выявили  тревожность, связанную с неуверенностью в себе, боязнью быть отверженным  сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

По результатам четырёх методик в старшей группе с повышенным уровнем агрессивности 18% детей, с высоким уровнем агрессивности 20 %, с средним уровнем агрессивности 51% и имеют слабый уровень агрессивности 11% детей. В средней группе с повышенным уровнем агрессивности 10%, с высоким уровнем агрессивности 16%, с средним уровнем агрессивности 45%, с низким уровнем агрессивности 29% детей.

 

Рис. 5. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников

по  четырём методикам

 

 По результатам исследования  можно сделать вывод, что в  старшей группе в особом внимании  нуждаются 12 детей и 8 детей  в средней группе, у которых  выявлен высокий и повышенный  уровень агрессивности. Этим детям  присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с  элементами насилия; на приветствие  отвечают злостью; портят общественную  и личную собственность; негативно  относятся к замечаниям; дерутся. 

  Средний уровень агрессивности  у 15 детей в старшей группе  и 13 детей в средней группе, они отличаются тем, что негативно  относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

    Слабый уровень  агрессивности по результатам  четырёх используемых методик  в старшей группе составляет 3 детей и в средней группе 9 детей,  которые спокойны в общении,  внимательны к сверстникам, слушают  взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов  и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна  детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным  формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических  условий, вызывающих эти опасные  явления. Особенно важным изучение агрессивности  является в дошкольном возрасте, когда  эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё  возможно предпринять своевременные  корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как  устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь  в устойчивое качество личности. В  итоге снижается продуктивный потенциал  ребёнка, сужаются возможности полноценной  коммуникации, деформируется его  личностное развитие. Агрессивный ребёнок  приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Можно полагать, что уже  в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно  отличаются от своих миролюбивых  сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим  характеристикам.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения  в отношениях со сверстниками.

Социальный статус в группе сверстников у агрессивных детей существенно различается – одни из них занимают положение лидеров и предпочитаемых, другие попадают в отверженные.

В мире и в других людях  такой ребёнок, прежде всего, видит себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других.

В работе мы не ссылались  на половые признаки, полноту семей  и т.д. Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: при переходе детей средней группы дошкольного образовательного учреждения в старшую группу уровень агрессивности изменяется.

Дети старшей группы более  агрессивны, в связи с изменением социального положения, повышением требований взрослых к детям, приближением кризиса 3 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2. Афонькина Г.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.-324с.

6. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.  

7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

Информация о работе Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста