Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает проблема запрета и наказания. Запрет и угроза наказания вызывают в ребенке противоречивые переживания: страх неопределенности, непреодолимое желание нарушить запрет, агрессию, чувство унижения при физическом наказании.

Выяснению роли наказания в воспитании, в его влияния на агрессивность детей посвящен ряд исследований, проведенных психологами США.

А. Бандура и Р. Уолтере установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже им потакают, то дети становятся еще агрессивнее. Другое исследование показало, что дети, которых очень строго наказывают, отличаются большой агрессивностью по отношению к сверстникам (82, С. 14). Об этом же свидетельствуют результаты исследования Сирса и др.

Поясняя полученные в ходе исследования данные, можно отметить, что наименее агрессивными оказались дети (группа А), родители которых редко наказывали своих детей, однако не допускали попустительства в воспитании. Стиль воспитания родителей наиболее агрессивных детей (группа D) можно назвать явно противоречивым: они не предъявляли определенных требований к детям, однако за совершением проступка ребенком следовало строгое наказание. Авторы предположили, что агрессивное поведение детей в этих случаях обусловлено с одной стороны, появлением враждебности, соответственно, усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой - ярко представленным в лице склонного к наказаниям родителя примера агрессивного поведения.

Человек, неоднократно подвергавшийся наказаниям, сам становится более агрессивным. Эта взаимосвязь фиксировалась не один раз (93). Даже если дети и не претворяют сразу увиденные образцы в действие, они их, как правило, усваивают.

Известно, что нормы, а тем самым типы и частота агрессивных форм поведения задаются культурой (93). Особо примечателен тот факт, что у детей, воспитывающихся в разных культурах, перед тем как они полностью освоят специфические социализированные нормы своей культуры, тип и частота агрессии совпадают почти полностью. Это относится к таким наиболее частым формам агрессии, как: обидеть, ударить. Дети каждой культуры в возрасте от 3 до 11 лет демонстрируют в среднем по 9 агрессивных актов в час. С возрастом во всех культурах происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения снижается за счет роста более "социализированных" форм, таких, как оскорбление или борьба.

Чем младше дети, тем скорее жертва нападения, плача или чувствуя себя задетой, в свою очередь обратится к агрессии. Если у младших детей блокирование активности вызывает главным образом инструментальную агрессию, то у старших детей к ней все более примешивается враждебная агрессия, адресованная данному человеку лично (93).

С другой стороны, кросскультурные исследования показали различия в стилях родительского воспитания и, связанные с ними, различия в нравственном развитии ребенка. Так было выявлено, что

1) в общинах, где  родители ласковы со своими  детьми, отзывчивы на их потребности, процент преступлений низок;

2) в общинах, где  наиболее распространенными способами  поддержания дисциплины были  наказания и строгость, часто  имело место такое явление, как  воровство;

3) в общинах, где  нет тесной эмоциональной связи  между отцом и ребенком, где  воспитанием занимается преимущественно  мать, также весьма распространены  воровство и преступления против  личности;

4) в общинах, где  детей грубо и неожиданно заставляли  проявлять самостоятельность, часто  имели место преступления против  личности.

Таким образом, авторы делают вывод, что теплые эмоциональные отношения ребенка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребенок) способствует развитию гуманного отношения к другому (60).

Роль внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка подчеркивают многие исследователи (М.И. Лисина, А.И. Захаров, А.В. Петровский, A.M. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.).

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере отношений с родителями, братьями и сестрами он учится взаимодействовать с другими людьми. "Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии ... - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы" (7, С. 93).

В качестве примера отечественных исследований влияния неблагополучных семейных отношений на формирование агрессивности у ребенка можно привести работу А.Г. Исмаиновой (1981), где рассматриваются дети, агрессивные в общении со сверстниками. Они не пользуются популярностью в детском коллективе и чаще всего попадают в число изолированных и отверженных. Была предложена программа по изменению системы игрового общения детей и повышения их социометрического статуса среди сверстников. По условиям семейного воспитания семьи испытуемые были разделены на следующие группы: благополучные, среднеконфликтные (несогласие родителей по вопросам воспитания, равнодушие), остроконфликтные (раздоры, алкоголизм). Коэффициент сопряжения между уровнем благополучия семьи и показателями личностной агрессивности (по методике С. Розенцвейга, "неоконченные рассказы") оказался довольно высоким. В результате применения программы по преодолению личностной агрессивности с помощью клинического метода, разработанного Э.И. Маствимикер, показатель личностной агрессивности значительно снизился у 7 детей из 11. Преодоление агрессивности в общении оказалось возможным благодаря индивидуальной системе операций, которая ранее отсутствовала и была сформулирована в соответствии с психодинамическими особенностями детей и целями игрового общения. Однако это подтвердилось только относительно детей из благополучных и среднеконфликтных семей. У детей из остроконфликтных семей показатель личностной агрессивности остался без изменений.

Таким образом, изучение семейной ситуации, роли и места ребенка в семье может помочь поиску причин его агрессивности, путей ее искоренения и предупреждения.

 

 1.3.5. Общение со  сверстниками и проявление агрессивности  у ребенка

Немаловажную роль в формировании отклонений в поведении, а также отрицательных черт характера играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи. Общаясь со сверстниками в детском коллективе, ребенок усваивает как приемлемые, так и неприемлемые формы поведения.

Ряд зарубежных исследователей (Humpherey, Smith, Haskirs et al.) утверждают, что регулярное посещением ребенком дошкольного учреждения (например, детский сад) может прямо повлиять на развитие его агрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеют больше возможностей для того чтобы "попрактиковаться" в агрессивном поведении, чем дети, нерегулярно посещающие детский сад.

Утверждается, что наиболее часто дети перенимают различные формы агрессивного поведения в шумных играх, "в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить какой-то вред..." (7, С. 104). На наш взгляд положение о негативном влиянии группы на развитие личности ребенка представляется довольно спорным.

Безусловно, общаясь, дети транслируют друг другу свои познания и умения как позитивного, так и негативного характера. Однако умело регулируемый педагогом процесс взаимодействия детей в группе благоприятно влияет на развитие личности дошкольника (71, 72). Исследуя особенности общения и взаимоотношений мальчиков и девочек, Т.А. Репина отмечает, что группа детского сада "является по существу первым детским обществом ..., где ребенок приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками... Именно группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе.

Сверстники могут давать пример как агрессивного, так и социально положительного поведения. Детская агрессивность больше проявляется по отношению к сверстникам, чем ко взрослым. Поведение, одобряемое обществом в таких его проявлениях, как желание помочь друг другу, чем-то поделиться, проявить сочувствие, зачастую направляется другими детьми, именно в общении со сверстниками перед ребенком открывается идея и практика равноправия: ребенок, оказывая помощь сверстнику, находится в равном с ним положении; если же он захочет помочь взрослому, то все равно останется в роли подчиненного.

Наблюдения за детьми в яслях показали, что такие проявления агрессивности, как желание отобрать игрушки, занять чужое место или просто драка, зачастую поощряются окружающими. Если же взрослые не замечают подобных действий, то агрессивный ребенок, оставшись безнаказанным, будет стремиться повторить свои действия. Напористые чаще добиваются того, что хотят, поэтому у детей, не проявлявших агрессивности до помещения в ясли, может развиться некоторая агрессивность. Спокойные дети часто оказываются объектом нападения, но у них возникает желание постоять за себя, чтобы не быть всегда в числе пострадавших.

Дружелюбие, сотрудничество, доброта и другие проявления коллективизма могут усиливаться под воздействием детского коллектива. Уже дети дошкольного возраста добрых и отзывчивых любят больше, чем сверстников, не обладающих такими чертами.

В условиях эксперимента дети с готовностью имитируют поведение добрых, щедрых и отзывчивых людей. Поэтому кажется справедливым предположить, что, если перед глазами детей постоянно присутствуют модели социально-положительного поведения, у них могут выработаться соответственные стереотипы. Группа детского сада, особенно в старшем дошкольном возрасте, при умелом руководстве воспитателя способна регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку..." (76).

Особый интерес представляет влияние агрессивного поведения ребенка на отношение к нему со стороны сверстников. Отмечено большинством исследователей, что агрессивных детей сверстники не любят и часто взвешивают ярлыки "самых неприятных" (7, С. 104). Однако это не значит, что агрессивный ребенок не принимается исключительно всеми сверстниками. Такие дети склоны объединяться со столь же агрессивными товарищами.

Отечественные исследования показали, что агрессия как показатель неблагополучия в общении часто возникает у неуравновешенных, возбудимых детей. При этом негативные эмоции у таких детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и незначительными неприятностями. Однако отрицательные аффективные переживания (гнев, обида), быстро вспыхивая, тут же и угасают. Они могут легко возникать и повторяться, так как, по утверждению А.Н. Леонтьева, к аффективным ситуациям не происходит привыкания (51). Однако другие исследователи (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) обнаружили, что часто проявления агрессии, злости, ревности, недовольства наблюдаются у пассивных детей, имеющих трудности в общении.

Влияние неблагополучия в общении в детском коллективе на развитие негативных переживаний, отрицательных черт личности ребенка подчеркивали многие отечественные исследователи (Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Славина и др.)-

Исследование А.А. Рояк показало, что неумение налаживать отношения со сверстниками приводит к выпадению ребенка из современной жизни и деятельности дошкольного коллектива". Неблагоприятные отношения со сверстниками, будучи доминирующими, могут способствовать появлению у ребенка неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивного поведения" (77). Налаживание совместной деятельности и общения со сверстниками, вызывая общность переживаний, стимулируют стремление ребенка проявить себя лучшим образом и повышают интерес и доброжелательное отношение к партнеру по деятельности.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ проблемы агрессивности в детском возрасте позволил отобразить специфику агрессивности и ее причин у дошкольников следующим образом.

На развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального социальная ситуация развития) порядка.

Биологическими предпосылками агрессивности у дошкольника могут стать особенности развития его нервной системы: возбудимость, импульсивность нервных процессов. Искажение психического развития на ранних этапах онтогенеза, обусловленное родовыми травмами, ослабленным соматическим здоровьем, повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении у ребенка.

Однако влияние биологических факторов на развитие агрессивности опосредовано отношениями ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Проявление агрессивности у дошкольника, таким образом, является следствием:

1) неудовлетворенности  ребенка содержанием общения  с близкими взрослыми и со  сверстниками;

2) низким социальным  статусом ребенка в группе;

3) неуспехом в  совместной со сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетвореностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста