Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература
степень выраженности |
реакции эмоц. неуст-ти мальч. |
агрессивныe тенденции | ||
дев. |
мальч. |
дев. |
мальч. | |
слабая |
3 |
3 |
7 |
5 |
средняя |
2 |
1 |
1 |
3 |
сильная |
2 |
2 |
1 |
1 |
Анализируя полученные результаты по всем методикам, можно сказать, что для детей дошкольного возраста характерно открытое выражение агрессии.
Об открытом выражении агрессии свидетельствуют и результаты, полученные по методике Розенцвейга (экстрапунитивные реакции наиболее типичны для ответов дошкольников). С помощью методики Розенцвейга мы выяснили, что агрессия у дошкольников носит в основном защитный характер.
Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.
Для сопоставления результатов использованных методик показателен случай Толика С. (5;4). По результатам обоих тестирований реакции мальчика могут быть отнесены к экстрапунитивному типу реагирования с целью самозащиты. Необходимо отметить, что его показатели по этим категориям очень высоки (Е = 63,6%; ED = 81,8%), в то время как показатели необходимо упорствующего типа (NP), свидетельствующие о направленности ребенка на исправление ситуации, явно ниже среднего (NP = 9%).
Открытую агрессию (физическая, вербальная), косвенную, а также раздражительность отмечают у мальчика и воспитатели, о чем свидетельствуют данные опросника.
Агрессивные тенденции выявлены и по методике Л. Бендер.
Необходимо отметить, что поведение данного ребенка вызывает тревогу и требует более глубокого изучения его личности, а также его социальной ситуации развития (в первую очередь - семьи) при индивидуальном обследовании, и, весьма вероятно, психологической помощи. Однако было бы неверным думать, что поведение Дениса отражает типичные для старшего дошкольного возраста трудности контроля за своим поведением и неумения справиться с эмоциями в ситуации фрустрации значимого стремления. Наши результаты показывают, что уже в этом возрасте у детей могут присутствовать совершенно иные мотивационные тенденции. С этой точки зрения весьма показателен пример Анжелики Л. (6;3).
По оценкам воспитателей в ходе беседы девочка отнесена к группе, промежуточной по степени выраженности агрессивности. Результаты первого тестирования по методике С. Розенцвейга относят реакции девочки интропунитивному типу. Интересно отметить, что ситуация соревновательной игры и последующего проигрыша пробуждают у данного ребенка тенденции к самостоятельному решению проблемы, поиску выхода из ситуации собственными усилиями.
Результаты работы, проведенные с родителями, свидетельствуют о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.
По данным, полученным от 15 родителей агрессивных детей в пяти случаях стиль родительского воспитания характеризовался полным отсутствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышенная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребенком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми случаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания.
Блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (77).
Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности должна стать целью оказания психологической помощи детям с агрессивным поведением.
Итогом диагностического этапа, на наш взгляд, может стать предложенная нами схема диагностики агрессивных тенденций в дошкольном возрасте.
1. Беседа с воспитателями
группы с целью
2. Наблюдение за
детьми в конфликтных
3. Применение методики
рисуночной фрустрации С. Розенцвейга
для выявления типа реакции
ребенка в конфликтной
4. Применение методики
Л. Бендер с целью отделения (когда
это возможно) истинно агрессивных
реакций от реакций
5. Работа с родителями,
с целью выяснения причин
Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста