Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

Проблемой влияния телевидения на поведение людей уже давно и тщательно интересуются в США. По данным американских исследователей, в среднем за один час телевещания демонстрируется около 8 актов вербальной и 9 актов физической агрессии (7).

Первые экспериментальные исследования влияния телевидения на поведение детей были проведены А. Бандурой в 1965 году. В этих экспериментах участвовали дети дошкольного возраста, которым демонстрировали короткометражные фильмы, в которых взрослые производили агрессивные действия с так называемой куклой Бобо. После просмотра детям предлагалось поиграть по своему желанию. Было выявление, что многие дети повторяли поведение актера. Таким образом, по мнению А. Бандуры, с помощью телевидения дети приобрели навыки агрессивного поведения и способы причинения вреда друг другу. Этот эксперимент вызвал большой интерес среди общественности и критику по двум основным аспектам. Во-первых, дети вели себя агрессивно по отношению специально приготовленной для этой цели кукле, а реального вреда никому не причиняли. Во-вторых, материал, демонстрируемый детям, сильно отличался от телевизионной кинопродукции.

Дальнейшие исследования этой проблемы были проведены с учетом критики. Эксперименты были приближены к реальности, то есть агрессия была направлена на других детей; участникам были показаны программы, заимствованные из реальных телепередач. Возраст испытуемых был 5-6 лет и 8-9 лет. Группа детей была разбита на две подгруппы. Первой подгруппе демонстрировали отрывки из детективного сериала, второй - из спортивной передачи. Отрывки были подобраны таким образом, что эмоциональная вовлеченность обеих подгрупп была практически одинаковой.

После просмотра ребенок проходил в другую комнату и садился перед пультом с двумя кнопками: зеленой ("помощь") и красной ("причинение вреда"); там же имелась кнопка "готовность". Затем испытуемому сообщали, что в соседней комнате ребенок пытается, играя на тренажере, получить приз и что каждый раз, когда загорается белый сигнал (кнопка "готовность"), ему можно помочь, нажав зеленую кнопку, либо причинить вред, нажав красную кнопку (объяснялось, что при ее нажатии рукоятка тренажера довольно чувствительно нагревается, что может даже обжечь). В отличие от других экспериментов участникам сообщали, что они могут причинить боль другому человеку. На самом деле, конечно, вред никому не причинялся.

В ходе эксперимента кнопка "готовность" зажигалась 20 раз. В результате оказалось, что дети, смотревшие агрессивные передачи, гораздо чаще нажимали красную кнопку в отличие от детей, смотревших спортивную передачу.

Этот эксперимент также был подвергнут критике по четырем аспектам: во-первых, причинение вреда нажатием кнопки "нереалистично", так как данное действие не похоже на те действия, с помощью которых люди причиняют вред друг другу; во-вторых, испытуемые могут считать, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии; в-третьих, эти фильмы не имели целостного сюжета, а представляли собой вырезки из каких-либо программ; в-четвертых, реальные телевизионные программы состоят как из агрессивных, так и неагрессивных сюжетов.

В более поздних подобных экспериментах были учтены все критические замечания.

Следуя фактам, полученным в ходе эксперимента, Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на поведение человека. Согласно его мнению, человек станет вести себя агрессивнее в случае, если:

1. Увиденное кажется  наблюдателю проявлением агрессии - "Агрессия присутствует в мыслях зрителя и кино их не пробуждает, если зритель считает агрессией то, что он видит" (7, С.181).

2. Зритель отождествляет  себя с агрессором - "у зрителя, отождествляющего себя с агрессором будут возникать мысленные образы, подталкивающие его к агрессии" (там же).

3. Потенциальный  объект агрессии ассоциируется  с жертвой агрессии в фильме (там же).

4. Наблюдаемые  события должны быть реальными  и захватывающими -"зритель склонен поддаваться влиянию, когда захвачен сюжетом и представляет что сам ведет себя таким образом" (там же).

Помимо исследований, касающихся изучения причин и природы агрессивного поведения у детей бихевиористами был предпринят ряд попыток его коррекции. Так на базе исследований роли телевидения в становлении агрессивности в детском возрасте в Америке возникли общественные движения, запрещающие продажу военных игрушек, показ агрессивных фильмов и видеоигр (Silvern et al., 1978).

На основе теории социального научения были разработаны коррекционные программы. Примером может быть программа снижения агрессивности у детей 8 - 12 лет (Pettermann, 1987). Она заключалась в цикле уроков, на которых происходило обсуждение альтернативных агрессивному форм поведения, разыгрывались различные жизненные ситуации.

Проведенные исследования встретили ряд замечаний. Отмечалась искусственность проведенных экспериментов, оторванность исследований от реального социального контекста. К тому же недостатком исследований бихевиористов являлось то, что они не учитывают некоторые "внутренние" аспекты становления агрессивного поведения у детей (взаимное восприятие поведения детей и родителей, эмоциональный компонент взаимодействия и т.д.).

Наряду с целым рядом критических замечаний (Machinnon С., 1990), подход представителей бихевиоризма к изучению проблемы агрессии имеет и несколько важных положений: выделение видов агрессии (физической, вербальной, прямой, косвенной), разведение таких понятий, как агрессия и враждебность (А. Басе). В отличие от исследователей, понимающих агрессивность как проявление деструктивного инстинкта, представители теории социального научения предлагают "проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению" (7, с. 53). Следовательно, бихевиоризм оставляет больше шансов для контроля человеческой агрессии. Сторонники этой теории утверждают, что именно "изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии" (там же).

Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях большое внимание уделялось вопросам классификации агрессивного поведения, а также - поиску путей диагностики и коррекции агрессивности как у взрослых, так и у детей. Анализ основных взглядов (влечения, фрустрации, социального научения) на содержание понятия "агрессия" позволяет понимать ее как "мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт" (31). Агрессия, таким образом, есть проявление агрессивности в деструктивных действиях. Для исследования агрессивности применяются те же методы, что и для других свойств личности: наблюдение, эксперимент, опросные и проективные тесты. Часть методов является специализированными, то есть направленными только на диагностику агрессивности (например, опросник Басса-Дарки, "тест руки" Вагнера). Применяются и инструменты, выявляющие агрессивность наряду с целым комплексом других личностных свойств (MMPI, ТАТ, тест Роршаха).

Из ранних экспериментальных исследований агрессивности известны нерешаемые задачи Т. Дембо (1931), исследования Долларда, Френча о связи фрустрации и агрессии (Ж. Нюттен, 1973).

Во второй половине 50-х годов большие усилия были приложены для измерения, прежде всего основанными на ТАТ методиками индивидуальных различий агрессивности. Данные, полученные с помощью различных ключевых категорий анализа содержания рассказов ТАТ, сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми поступками). В результате возникла довольно сложная картина, противоречивость которой исчезла лишь после того, как исследователи занялись вычленением с помощью ТАТ тенденции подавления агрессии, рассматривая ее как регулятор открыто агрессивного поведения. Затем в 60-х годах после разработки лабораторных экспериментальных исследований эти усилия сошли на нет. И только в 70-е годы возобновились попытки диагностики агрессии, но уже посредством проективных методик (D. Olweus, 1972; Н.-J.Komadt, 1974).

Интересным на наш взгляд является исследование зарубежных психологов (D, Olweus, H.-J. Kornadt) по применению проективной методики (ТАТ) с целью исследования тестовой и реальной ситуации с точки зрения проявления агрессии. При выявлении агрессивных тенденций и тенденций торможения агрессии было обнаружено некоторое рассогласование в степени актуализации этих тенденций-мотивов. Ведь при обычной драке между сверстниками мера актуализации агрессивной тенденции, как и в тестовой ситуации, оказывается приблизительно средней, а актуализация тенденции торможения агрессии -слабой. Отсюда следует, что тенденция торможения агрессии, если она имеется, сильнее будет проявляться в тестовой ситуации, чем в ситуации повседневной жизни.

Из лабораторных исследований агрессии следует отметить Басса (1961), Берковица (1962), выполнение заданий на скорость реакции, предложенных Тейлором (1965, 1967). Актуализированная агрессивность контролировалась главным образом с помощью опроса, направленного на выяснение ее типа, степени и состава. Однако применявшиеся в этих исследованиях экспериментальные ситуации являются весьма искусственными. Поэтому остается актуальной проблема экологической валидности полученных результатов.

Наиболее распространенными методами изучения агрессии и агрессивности были и остаются различные опросники и тесты. К специализированным вербальным методикам относится тест Басса-Дарки, шкала агрессивности М. Закса и Р. Вальтера, опросник агрессивности для подростков Ольвеуса.

В зарубежной и отечественной практике широкое распространение получило использование проективных методик для оценки агрессии и агрессивности. Наиболее известными и популярными из них являются тест С. Розенцвейга, методика Корнадта, "тест руки" Вагнера.

Анализируя имеющиеся методики изучения агрессии и агрессивности, следует отметить, что они несколько разнородны по своему содержанию: та или иная методика выявляет разные аспекты агрессивности (например, опросник Басса-Дарки и тест С. Розенцвейга) и предназначена для определенной возрастной категории.

Выделению видов агрессивного поведения уделяли внимание многие исследователи. Одним из первых обратил внимание на проблему классификации агрессивных проявлений А. Бассе, представив три основания, по которым следует выделять виды агрессии. Согласно А. Бассу, агрессию можно разделить на:

1) активную - пассивную;

2) физическую - вербальную;

3) направленную - ненаправленную (Н.Д. Левитов, 1972).

На основе анализа зарубежных работ по проблеме агрессии Т.Г. Румянцева выделяет следующие виды агрессивного поведения, основанных на различиях в целях действия, связи их с мотивом агрессии:

1) агрессия как  средство достижения какой-либо  цели;

2) агрессия как  способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности  и переключения деятельности;

3) агрессия как  способ удовлетворения потребности  в самореализации и самоутверждении (82)

Рассматривая проблему контроля за агрессией, Т.Г. Румянцева отмечает, что решение этой проблемы зависит от того, на какой из видов агрессии направлены меры контроля: "проявляется ли агрессия на уровне межличностных, социально-групповых или межгосударственных отношений... Чаще всего современные ученые рассматривают проявления агрессии на уровне межличностных отношений ..." (80, С. 36) и поиск методов контроля за агрессией проводится для того, "чтобы показать отдельным индивидам, как вести себя в условиях прямого столкновения с потенциальным агрессором" (там же).

В зарубежных исследованиях была предпринята попытка разработки физиологических методов и средств контроля за агрессивным поведением у людей. При этом признается наличие врожденных нейро - эндокринных систем -физиологических субстратов, способных в активном состоянии вызвать агрессивное поведение. Т.Г. Румянцева в статье "Агрессия и контроль" (1992) приводит четыре варианта физиологического контроля за агрессией:

1) хирургическое  вмешательство с последующим  поражением или удалением отдельных  участков мозга;

2) мозговая электростимуляция;

3) изменение гормонального  баланса организма;

4) фармакотерапия.

Проведенные исследования показали, что применение последнего варианта дает неоднозначный эффект: один и тот же препарат может как ослабить агрессивные тенденции, так и усилить их интенсивность у разных индивидов.

Т.Г. Румянцева отмечает, что большинство агрессивно-насильственных действий усваивается извне и носит инструментальный характер, а поэтому не может быть подвержено контролю с помощью физиологических методов. В следствие этого был предпринят поиск более универсальных и эффективных стратегий по контролю агрессивного поведения.

Особенно популярна за рубежом так называемая стратегия "несовместимых ответов" (7). В основу этой стратегии был положен принцип, согласно которому "все живые организмы, включая человека, не способны осуществлять две несовместимые реакции в одно и то же время" (7, С.316). На сегодняшний день описан ряд реакций, не совместимых с гневом и агрессией: эмпатия, юмор, легкая эротика.

Таким образом, можно представить следующие направления контроля за агрессией (78, С. 37-38):

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста