Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

В связи с этим мы решили составить программу обследования ребенка на предмет наличия агрессивных проявлений в поведении и апробировать ее в условиях группы детского сада.

Таким образом, целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

При составлении программы мы руководствовались следующими принципами:

1) принцип комплексности  методов психологического воздействия;

2) принцип учета  возрастно-психологических особенностей  ребенка;

3) деятельностный принцип.

2.1.2. Методы  исследования

В исследовании были использованы следующие экспериментальные и диагностические методики:

1) беседа с воспитателями;

2) опросник для воспитателей;

3) методика С. Розенцвейга (две серии);

4) наблюдение за  поведением ребенка в ходе  игры;

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).

1. Беседа с воспитателями

Цель: выделить группы агрессивных, неагрессивных детей и промежуточную группу, а также - возможные причины агрессивного поведения.

Беседа с воспитателями была проведена в самом начале исследования для предварительной оценки группы детей по степени выраженности агрессивных тенденций. На основе высказанного мнения воспитателей дети были разделены на три группы:

- агрессивные

- промежуточная  группа

- неагрессивные

2. Опросник для воспитателей

Для более детального анализа поведения детей мы использовали опросник для воспитателей, состоящий из 30 пунктов, содержащих высказывания, в той или иной степени соответствующих данному ребенку (например: "Если разозлится, может ударить", "Забирает игрушки у других детей", "Сплетничает о недругах") (Приложении 1).

Цель: конкретизация результатов беседы с воспитателями; выделение категорий, по которым оценивалась степень выраженности агрессивных тенденций у детей:

- физическая агрессия

- вербальная агрессия

- косвенная агрессия

- раздражительность

- негативизм

3. Методика С. Розенцвейга

Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга предложена в 1945 году автором на основе разработанной им теории фрустрации как проективная методика исследования личности.

Методика Розенцвейга принадлежит к проективным методам бихевиористской ориентации, основное внимание которых уделяется "технике" поведения в различных ситуациях.

Тест Розенцвейга (детский вариант: 1948 г., возраст: 4 - 14 лет) предназначен для исследования наиболее типичных реакций детей в ситуации фрустрации.

Стимульным материалом являются рисунки, представляющие собой модели различных житейских ситуаций, в которых одно из действующих лиц попадает в затруднительное положение. Над ним находится пустой квадрат, в который ребенок должен вписать первый пришедший на ум ответ или произнести его вслух. Над другим персонажем (изображенном слева) квадрат содержит слова, которые и отображают смысл фрустрирующей ситуации.

Материал слабо структурирован: черты и мимика изображенных персонажей отсутствуют. Это позволяет испытуемому домыслить ситуацию и характер действующих лиц.

Часто реакцией на фрустрацию является агрессия, которая сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Полученные ответы оцениваются в двух планах: по направленности агрессии и её типу.

Поскольку методика имеет достаточно развернутый характер (24 карточки), для нашего исследования, как и на втором его этапе, стимульный материал методики был разделен на две эквивалентные половины, одна из которых проводилась до коррекционно-профилактической работы, а вторая -после нее.

4. Наблюдение за  поведением ребенка в ходе  игры

В нашем исследовании были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребенок подгруппы из 7 человек в определенный момент остается вне игры (ему не хватает стула или кегли, когда после окончания музыки все должны занять свои места в кругу или схватить кеглю, количество которых на 1 меньше, чем детей). Инструкция (см. Приложение 3) нацеливает детей на борьбу за выигрыш, первенство.

Таким образом, целью игры являлась более полная актуализация имеющихся мотивационных тенденций у детей.

В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком. Для этого была составлена специальная схема (см. Приложение 4), в которой ход игры был разделен на следующие этапы:

- вступление в  игру,

- игровые этапы (6 этапов),

- выход из игры.

Поведение ребенка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям:

- выражение лица  и поведение вообще,

- речь,

- агрессивные реакции (прямые),

- косвенная агрессия.

Показателем методики является частота агрессивных реакций, а также -эмоциональных проявлений, сопровождающих агрессивное поведение.

Таким образом, методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в ситуации соревновательной игры.

5. Методика Л. Бендер

Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер опубликован автором в 1938г. как методика, предназначенная в первую очередь для исследования зрительно-моторной функции, т.е. "способности к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами" (40, с. 95). В настоящее время методика также применяется для анализа степени сформированности пространственных представлений ребенка.

Испытуемому предлагается скопировать девять простых фигур (см. Приложение 5), каждая на отдельной карточке 10x15 см. Обширную стандартизацию гештальт-теста Л Бендер осуществила Э.Коппитц (1975). В контексте нашей работы особое внимание привлекла попытка Э.Коппитц выделить ряд эмоциональных показателей, применяющихся в случае, когда тест употребляется в качестве проективной методики для выявления у детей эмоциональных расстройств. Были выделены следующие эмоциональные показатели (в плане тенденций):

- импульсивность, плохая  организация деятельности (нарушение  порядка копирования, хаотичное  расположение фигур на бумаге);

- эмоциональная  неустойчивость, раздражительность, возбудимость, низкая толерантность к фрустрации (неустойчивая строка, переход от  кружков к черточкам, повторение  рисунка по собственному желанию);

- агрессивность (постепенное  увеличение размеров, крупные рисунки, не хватает одного листа).

С учетом намеченных признаков мы попытались ввести количественный показатель агрессивности по методике Л.Бендер в виде так называемого "индекса агрессивности".

6. Анкета и опросник для родителей

Данные методики, разработанные на кафедре возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, применялись при анализе индивидуальных случаев с целью изучения социальной ситуации развития ребенка, истории его жизни, особенностей психического развития.

Качественный анализ анкеты и опросника проводился по следующим блокам вопросов:

- общие сведенья  о семье (состав, возраст, уровень  образования и профессия членов  семьи, социально-экономический статус  семьи);

- история развития  ребенка;

- состояние здоровья  родителей и ребенка;

- взаимоотношения  ребенка со взрослыми и сверстниками;

- особенности развития  ребенка (поведение, самообслуживание, общение, моторика, речь, внимание, развитие  способностей, эмоции).

7. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера.

Данный опросник применялся для изучения особенностей воспитания в семье, а также для выявления причин его нарушения. Методика позволяет определить тип семейного воспитания.

 

 

 2.1.3. Ход исследования и  результаты

1. Испытуемые

В основной части исследования (третий этап) приняли участие 18 детей старшей группы детского сада «Василек» СПК колхоза «Заря» ст. Советской, Новокубанского района, 2 воспитателя и 15 родителей.

2. Ход эксперимента

I. Диагностика дошкольников  на агрессивность:

- беседа с воспитателями;

- опрос воспитателей;

- наблюдение за  поведением ребенка в ходе  игры;

- тестирование по  методике С. Розенцвейга (первая  серия).

П. Анализ результатов и формирование основной выборки:

- выделение группы  детей с ярко выраженными агрессивными  проявлениями в поведении;

- формирование экспериментальной  и контрольной групп из основной  выборки;

- разработка программы  коррекции и профилактики агрессивного  поведения у дошкольников;

- реализация программы  в условиях группы детского  сада;

- оценка эффективности  проведенной коррекционно-профилактической  работы.

3. Беседа с воспитателями

По нашей просьбе оценку детей по степени агрессивности проводили обе воспитательницы, работающие в данной группе детского сада. Мы предложили им выделить группы агрессивных, неагрессивных детей, а также промежуточную группу. Каждая воспитательница ориентировалась на опыт общения с детьми и свои наблюдения. По ходу выполнения этой работы при выделении группы агрессивных детей мы просили воспитателей прокомментировать свой выбор. В ходе беседы мы также знакомились с особенностями взаимоотношений детей в группе детского сада, причинами конфликтов, особенностями общения агрессивных детей со сверстниками.

Таким образом, была выделена группа детей, условно называемых агрессивными, так как у каждого ребенка, входящего в эту группу, был свой набор черт, относимых воспитателями к понятию "агрессивный".

Результаты распределения детей по группам представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Оценка агрессивности детей воспитателями

Группа

Количество мальчики

детей девочки

Всего

мальчиков

девочек

неагрессивные

2 (25%)

6 (60%)

8 (44 %)

промежуточная группа

2 (25%)

1 (10%)

3 (16,6 %)

агрессивные

4 (50%)

3 (30 %)

7 (38,9 %)

всего

8 (100%)

10 (100 %)

18 (100%)

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста