Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

Во-первых, на групповом занятии агрессивный ребенок среди сверстников с нормальным в этом отношении поведением имеет образец для подражания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная группой способна «заразить» агрессивного ребенка и тем самым направить его деятельность в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии - мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев, 1964). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (102).

Во-вторых, следуя положению о необходимости профилактики отклонений в развитии, мы предполагаем, что данная программа способна решать задачи профилактики агрессивного поведения. Добавим, что эта программа может стать составной частью более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта, так как параллельно с коррекцией и профилактикой агрессивного поведения она решает задачи по развитию и других сторон развития ребенка (развитие воображения, произвольности, психомоторики и т.д.).

Агрессивный ребенок постоянно испытывает трудности в общении. Посещая детский сад, проводя большую часть времени среди сверстников, у такого ребенка потребность в общении (признании и принятии) постоянно фрустрируется, так как он своим агрессивным поведением отталкивает от себя группу. На наш взгляд, необходимо проводить коррекционную работу в группе детского сада, развивая коммуникативные способности у детей, особенно у детей с агрессивными проявлениями в поведении. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.

Профилактическое направление программы реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского сада. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина). Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:

1) оптимизацию социальной  ситуации развития ребенка;

2) развитие видов  деятельности ребенка;

3) формирование возрастно-психологических  новообразований.

Наша работа была направлена, прежде всего, на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка, а именно:

1) оптимизацию общения  ребенка с близким взрослым  и значимыми сверстниками;

2) формирование положительного  отношения ребенка к роли ученика.

Старший дошкольник готовится сменить свою социальную позицию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности, - агрессивного ребенка. Вот почему в целях профилактики мы внесли в программу цикл занятий со школьным контекстом.

Таким образом, целью разработанной нами программы является коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников.

Программа позволяет решать следующие задачи.

1. Оптимизация общения  ребенка со сверстниками: выработка  механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.

2. Создание положительного  эмоционального фона в различных  видах деятельности дошкольника, снятия эмоционального напряжения  во взаимодействии между детьми.

3. Оптимизация общения  агрессивного ребенка с семейным  окружением.

В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами (6):

1) принцип системности  коррекционных и профилактических  задач;

2) принцип единства  диагностики и коррекции;

3) деятельностный принцип коррекции;

4) принцип учета  возрастно-психологических и индивидуальных  особенностей ребенка;

5) принцип комплексности  методов психологического воздействия;

6) принцип активного  привлечения ближайшего социального  окружения ребенка к участию  в коррекционной программе.

В ходе проведения коррекционно-профилактической работы в целях оценки ее успешности проводилась диагностика агрессивного поведения сразу после реализации программы и спустя 4-6 месяцев.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также -внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (53), мы применили комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию, арттерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д. Деятельностный принцип и принцип комплексности методов психологического воздействия был реализован в диагностике агрессивных тенденций в поведении.

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка был произведен с помощью гармоничного сочетания групповых и индивидуальных занятий.

Эффективность любой коррекционной программы зависит от того, произойдет ли перенос позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. Работа с педагогами и родителями имела целью обеспечить этот перенос. В ходе родительских собраний была дана информация о ходе коррекционных занятий с детьми и их эффективности. Были даны рекомендации родителям агрессивных детей по оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми. Однако следует отметить, что родители конфликтных детей часто избегают общения с психологом, поэтому эта часть работы была реализована частично.

В индивидуальных случаях, где причиной агрессивного поведения было нарушение детско-родительских отношений, были проведены консультации, целью которых была объективизация причин трудностей у ребенка и, по возможности, разработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье.

Работа с педагогами происходила на педсоветах и в индивидуальных беседах, в ходе которых им предлагались некоторые упражнения из программы, которые можно использовать в реальной жизни группы детского сада (обсуждение конфликтных ситуаций, рисуночные методы терапии, сказки-драматизации).

С помощью педагогов был реализован метод статусной психотерапии. Регулируя взаимоотношения в группе, педагог по рекомендации психолога старался оптимизировать деятельность агрессивного ребенка, направляя ее в благоприятном направлении. Так для удовлетворения потребности агрессивного ребенка в признании педагог давал ему ответственное задание с последующим одобрением и похвалой перед группой.

Добавим, что метод статусной психотерапии был применен и в групповых коррекционных занятиях, когда в группу включался агрессивный ребенок младшего возраста. В такой группе ребенок не решался добиваться своего привычным для него способом (в основном силой) и вынужден был искать с помощью психолога другие, более зрелые, способы налаживания отношений.

Содержание программы. Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Подбор детей в группу осуществлялся по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин). Группа насчитывает 5 - 7 человек, агрессивных из них 2-3. Остальные дети (их деятельность в группе), отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений являются так называемым "благоприятным фоном" для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, групповых -40 - 60 минут. В ходе групповых занятий обязательно проводится совместное обсуждение хода и результатов деятельности.

Курс рассчитан на 10 - 15 занятий, проводимых по 1 занятию в неделю, что в сумме занимает 2,5 – 3 месяца.

Программа проведения курса коррекционно-профилактических занятий приведена в таблице 7.

Таблица 7.

Метод и его содержание

Цель

Форма проведения и кол-во занятий

Примеры, примечания

Этап 1. Предварительный - объединение в группы

анализ диагностических материалов

создание оптимального состава группы для коррекции

   

 

 

Этап 2. Основной – конструктивно - формирующий

Метод и его содержание

Цель

Форма проведения и кол-во занятий

Примеры, примечания

 

а)рациональная психотерапия (А.И. Захаров) в форме анализа рассказов

б)сказки-драматизации

в)работа с пиктограммами

г)музыкотерапия

д)рисуночная терапия, игра в кляксы

сплочение группы, выработка механизмов эмпатии, сочувствия окружающим

умение распознавать различные эмоции

умение распознавать различные эмоциональные состояния

выход агрессивности через экспрессию, снятие нервного напряжения через социально безопасные действия; демонстрация сюжетов рисунков эм. уравновешенными детьми

групповая (1 занятие)

групповая (2-3 занятия);

работа вне корр. занятий

индивидуальная (1 занятие); групповая (1 занятие)

групповая (2 занятия)

индивидуальная (5-6 занятий); групповая (3 -4 занятия)

анализ сказок: Г.Х. Андерсен (Ромашка); И. Кингсли (Сказка о водяных животных); и др.

постановка сказок по желанию (русские народные - Три медведя и др.)

мимика, пантомимика в рисунках

прослушивание муз. отрывков (П.И. Чайковский "Щелкунчик", "Лебед. Озеро", "Вр. Года"; Сен-Санс "Рассказы о животных"; Шуман- Лист "Посвящение") М.И. Чистякова, Н.В. Самоукина

е)совместное

рисование

ж)совместная лепка

з)игротерапия: психогимнастика

см. д)

выработка умения выражать эмоции адекватно ситуации

Воспроизведение отдельных черт характера; демонстрация моделей нежелательного поведения и выработка моделей желательного поведения

ребенок - взрослый (2 занятия); работа вне корр. занятий; ребенок - ребенок (2 занятия)

групповые (2-3 занятия)

групповые (2-3 занятия)

групповая (2 занятия)

"Золотые капельки" (удовольствие и радость), "Битва" (элементы драматизации), "Два  клоуна" (радость) и др. "Капитан", "Добрый мальчик", "Вежливый  ребенок", "Эгоист", "Наглец", "Карабас-барабас"

"Жадный поросенок", "Три характера", "Розовое  словцо 'Привет'"

               

 

 

Метод и его содержание

Цель

Форма проведения и кол-во занятий

Примеры, примечания

 

и) подвижные игры

к) рациональная терапия: обсуждение стихотворений

выработка умения сопоставлять различные черты характера и воспитание доброжелательности и сочувствия

снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка, снятие "энергии кулака"; развитие сплоченности группы

обсуждение возможных форм взаимодействия, анализ поведения в конфликтных ситуациях

групповая (1 занятие)

групповая (4 занятия)

групповая (1 занятие);

работа вне корр. занятий

"Брыкание", "Уходи  злость, уходи"

Стихотворение Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком", упражнение "Ругаемся овощами"

 

Этап 3. Обобщающе - закрепляющий

л) разыгрывание ситуаций

- обобщение сформированных  адекватных способов общения, деятельности, поведения;

- -перенос нового  позитивного опыта в реальную  жизнь

групповая (5-6 занятий)

конфликтные ситуации в повседневной жизни, ситуации со школьным контекстом, совместные игры ребенка с родителями (реализовано частично)

               

 

Ниже в виде таблиц представлен поэтапный примерный план проведения коррекции и профилактики агрессивного поведения у дошкольников.

1. Объединение детей  в группы.

2. Основной этап (см. Таблице 8).

Таблица 8

План проведения занятий основного этапа

№ занятия

Форма проведения

Содержание занятий

1

групповая

а, и

2-3

групповая

б

4-5(6)

индивидуальная

д

6-7

групповая

г

8-9(10)

индивидуальная

в, д

10

групповая

в, 3, и

11

индивидуальная

е

12-13

групповая

з, и

14-15(16)

групповая

д, и

16-17(18)

индивидуальная

ж

18 - 19 (20)

групповая

з, ж

20

индивидуальная

е

21-22

групповая

Е

23

групповая

К

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста