Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ агрессивности у детей дошкольного возраста
1.1. Психологические новообразования в дошкольном детстве
1.2. Исследование проблемы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Диагностика агрессивности в дошкольном возрасте
2.1.Диагностика агрессивности
Глава 3. Психологическое сопровождение профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста
3.1. Опыт создания программы и проведение коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми
3.2. анализ эффективности проведения коррекцинно-профилактической работы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста.docx

— 341.54 Кб (Скачать файл)

 

3. Обобщающе-закрепляющий  этап (см. Таблица 9).

Таблица 9

План проведения занятий 3-го этапа

№ занятия

Форма проведения

Содержание занятий

24-30

групповая

Л


 

3.2. Анализ  эффективности проведения коррекционно-профилактической  работы

Процедура анализа эффективности. По результатам диагностики агрессивности все испытуемые, принявшие участие в основной части исследования были условно разделены на три подгруппы:

1) дети с ярко  выраженными агрессивными проявлениями  в поведении (4 человека);

2) дети без выраженной  агрессивности (6 человек);

3) промежуточная  группа (8 человек).

При выделении этих групп мы руководствовались результатами следующих диагностических методов и приемов:

- беседа с воспитателями;

- опросник для воспитателей;

- методика С. Розенцвейга;

- наблюдение за  ребенком в ходе соревновательной  игры.

Следуя решению поставленных в программе коррекции и профилактики агрессивного поведения задач, эффективность предложенной нами программы проверялась следующим образом.

Для изучения успешности решения задач коррекции были выделены контрольная (10 человек) и экспериментальная (5 человек) группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Дети из экспериментальной группы прошли весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программы. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных занятий по причине отсутствия их в детском саду на момент начала работы.

Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах нормы). Это было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа выполняет задачи профилактики агрессивного поведения.

Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.

Критерием эффективности проведенной работы в решении задач коррекции агрессивного поведения мы считаем снижение агрессивности у детей хотя бы до уровня агрессивности у детей из промежуточной группы.

После прохождения курса коррекционно-профилактических занятий дети были обследованы по методике рисуночной фрустрации С. Розенцвейга и с помощью наблюдения за их поведением в экспериментальной ситуации соревновательной игры.

Спустя промежуток времени для оценки устойчивости эффекта программы было проведено повторное наблюдение за поведением детей в ходе экспериментальной игровой ситуации. Мы предположили, что в ситуации реальной фрустрации (проигрыша) агрессивные тенденции обязательно проявятся, если они есть в поведенческом опыте ребенка.

Анализ результатов

Дети с агрессивным поведением по результатам первоначальной диагностики агрессивность детей из экспериментальной группы является внешне направленной. У 3 человек из 5 она самозащитного типа (у остальных тип реакции не подчеркивается, т.к. он находится в пределах поло-возрастной нормы).

По результатам наблюдения за поведением детей в ходе соревновательной игры наблюдается значительный разброс: количество агрессивных реакций колеблется от 3 до 9.

В ходе оказания психологической помощи детям из этой группы было замечено, что ребята по-разному отнеслись к предлагаемым им занятиям. Это характерно для всех детей, принявших участие в данном исследовании. Основная часть детей проявила большую заинтересованность в ходе работы на занятиях, очень отличавшихся от тех, к которым они привыкли в детском саду.

Большую роль сыграл тот факт, что для некоторых агрессивных детей мело большое значение общение со взрослыми в ходе индивидуальных занятий, где ребенок чувствовал внимание к себе и поддержку.

В целом результаты после коррекционного воздействия в экспериментальной группе показали, что:

- у 2 из 5 человек  экстрапунитивность снизилась до нормы;

- у 1 ребенка экстрапунитивность сменилась на импунитивные реакции необходимо-упорствующего типа, что свидетельствует о стремлении детей выйти из сложной фрустрационной ситуации собственными силами;

- -у 1 преобладают  импунитивные реакции необходимо-упорствующего типа;

- результаты одной  девочки не изменились.

Устойчивость эффекта коррекционного воздействия подтверждают показатели наблюдения: через 4-6 месяцев сниженное количество агрессивных проявления в игре (от 0 до 4-х по группе) не повышается, а у некоторых детей даже понижается дальше (от 0 до 3-х по группе). Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по предложенной нами программе коррекции агрессивного поведения в нашем исследовании показали свою высокую эффективность в 4 случаях из 5 (80%).

Дети с агрессивным поведением (контрольная группа - 10 человек: 4 девочки, 6 мальчиков).

В контрольной группе агрессивность детей носит также открытый характер. Преобладающий тип реакций по С. Розенцвейгу - экстрапунитивность самозащитного и препятственно-доминантного типа. Результаты наблюдений показали количество реакций агрессии в игре от 3 до 5,5.

Как было сказано выше, дети контрольной группы не принимали участия в индивидуальных и групповых занятиях, организованных психологом. Обследование по методике С. Розенцвейга и наблюдению проходило в те же сроки, что и в экспериментальной группе

Тестирование по методике С. Розенцвейга показало следующие результаты:

- у 3 детей их 10 агрессивность  осталась на первоначальном уровне;

- -у 2 детей из 10 экстрапунитивных реакций при повторном тестировании превышает их первоначальное число;

- у одного ребенка (девочка) из 10 агрессия по Розенцвейгу  снижается, но остается выше нормы;

- -у одного ребенка (мальчика) из 10 внешненаправленная агрессия переходит во внутреннюю.

Анализируя полученные результаты из наблюдения за детьми в ходе соревновательной игры, надо отметить, что количество агрессивных (проявлений в целом по группе осталось на первоначальном уровне (3-6), причем через несколько месяцев у шести детей из девяти наблюдается тенденция к увеличению агрессивных реакций.

Сравнивая результаты обследования детей экспериментальной и контрольной группы можно сделать вывод о довольно высокой эффективности проведенной работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения у дошкольников по предложенной нами программе.

Дополнительная группа (18 человек: 8 мальчиков и 10 девочек).

Для того, чтобы оценить профилактический эффект проведенной нами работы, из всех детей, прошедших полный курс занятий, были отобраны дети по ниже перечисленным категориям.

1. Экстрапунитивность по С. Розенцвейгу находится в верхней границе возрастной нормы; результаты наблюдения и оценок воспитателей противоречивы или говорят об умеренной или яркой выраженности агрессивности в поведении. На наш взгляд эти дети представляют так называемую "группу риска" перехода в разряд агрессивных детей. Эта группа составила 5 человек (2 девочки и 3 мальчика).

Мы предположили, что наша работа будет способствовать снижению показателей агрессивности у этих детей или, по крайней мере, оставит их на первоначальном уровне.

2. Дисгармоничным  фрустрационный профиль по С. Розенцвейгу; низкая или (средняя степень выраженности агрессивных реакций по оценкам воспитателей и результатам наблюдения в ходе игры.)

Наше предположение заключалось в том, что занятие, направленные на оптимизацию общения со сверстниками, помогут детям этой подгруппы научиться справляться с трудностями. В эту подгруппу вошло 6 человек (3 мальчика, 3 девочки).

Отсутствие выраженной агрессивности в поведении по всем использованным методикам. В эту подгруппу вошло 7 человек (3 мальчика, 4 девочки).

Анализируя результаты обследования, проведенного по окончании цикла коррекционно - профилактических занятий, отметим, что в первой подгруппе у 4 из 5 человек фрустрационный профиль по методике С. Розенцвейга стал соответствовать норме. Уровень агрессивных проявлений в игре остался на том же уровне у двоих, понизился - у двоих и у одного менялся скачкообразно.

У одной девочки положительных изменений обнаружено не было (экстрапунитивность осталась на верхней границе нормы).

Во второй подгруппе полностью гармоничный фрустрационный профиль стал у 4 детей из 6, по наблюдению за поведением в игре наблюдается тенденция к снижению агрессивных проявлений.

В третьей подгруппе отсутствие агрессивных проявлений оказалось стабильным по обеим использованным методикам.

Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что составленная нами программа коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников с успехом решает поставленные перед ней задачи и вполне может быть использована психологами и педагогами в системе дошкольного воспитания.

Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной  работы не вызывают сомнения  в эффективности предложенной  нами программы помощи агрессивным  детям в преодолении испытываемых  ими трудностей в общении.

2. Результаты, полученные  в дополнительной группе с  детьми, у которых агрессивные  проявления не так сильны в  целом показали и высокий профилактический  эффект предложенной нами программы.

3. Наша гипотеза  о роли оптимизации общения  ребенка со сверстниками для  преодоления агрессивности в  поведении подтвердилась.

4. Предложенная нами  программа коррекции и профилактики  агрессивности среди дошкольников  вполне может быть использована  в системе детских дошкольных  учреждений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы попытались изучить возможности диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование показало справедливость выдвинутых гипотез, позволило решить поставленные задачи, в частности, разработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Важность разработки  диагностических и коррекционных  программ применительно к агрессивному  поведению детей обусловлена  недостатком и содержательной  неоднозначностью имеющихся средств  диагностики агрессивности именно  в дошкольном возрасте.

2. Решение задачи  диагностики агрессивности в  дошкольном возрасте может быть  успешным при дополнении тестовых  средств диагностики изучением  социальной ситуации развития  ребенка, анализом его поведения  в значимой для него деятельности. В данной работе решению этой  задачи способствует использование  наблюдения за поведением ребенка  в ходе соревновательной игры.

3. Проведенный теоретический  анализ показал, что на формирование  и развитие агрессивности у  ребенка может оказывать целый  ряд неблагоприятных факторов  как биологического, так и социального  происхождения.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста