Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения
неправдоподобны1!/жизненны й с нагрузкой 0,82, который мы назвали «любознательность», так как в нем заинтересованность сочетается с интересом к жизни и любопытством. Фактор «расположенность к собеседнику» содержал шкалы формальный/дружеский с нагрузкой 0,76, трудный/комфортный с нагрузкой 0,72.
В качестве показателей субъект-субъектного педагогического взаимодействия были также выделены неравновесность и асимметричность психологических позиций в диалоге. Результаты первой выборки были следующими: выявлены семь независимых категорий-факторов, из них пять имеют наибольшую содержательную нагрузку. Факторы получили следующие названия: фактор 1 - «личностное отношение», влияющее на диалог, фактор 2 - «отсутствие определенной темы разговора», фактор 3 - «личностное
отношение, не влияющее на диалог», фактор 4 - «скованность в высказывании своих мыслей», фактор 5 - «неравенство психологических позиций».
Самое главное противоречие, которое мы обнаружили в наших эмпирических данных, - это выделение фактора «неравенство психологических позиций». Не менее интересен в плане противоречивых представлений о диалоге и фактор «скованность в высказываниях». Таким образом, с помощью эмпирических данных нам удалось подтвердить теоретическое положение о том, что диалог неравновесен и не всегда предполагает раскованность в общении.
Обобщение результатов проведенного исследования подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сформулировать следующие выводы.
1. В результате
анализа теоретико-
2. Определены теоретические основания для разработки диалогического подхода к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию в обучении, в качестве которых выделяются готовность к трудностям в контактах, гибкость во взаимодействиях и социальная компетентность субъектов образования. Эти характеристики диалогического подхода определяют психологическое содержание психологической готовности будущего учителя к диалогу и являются необходимыми и достаточными для реализации диалогического подхода в обучении.
3. Разработана практико-ориентиро
4. Создана алгоритмическая
модель реализации
формирования психологической готовности будущего учителя к диалогу, включающую этапы, психолого-педагогические условия, которые обеспечивают реализацию психологической готовности педагогов и учащихся к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, и прогнозируемый результат.
5. Разработана программа
формирования психологической
6. Проведена опытно-
7. Проверена эффективность
программы формирования
Основные положения диссертационного исследования изложены в 66 работах общим объемом 149,3 п. л., среди которых 64 п. л. - научные работы, 85,3 п. л. - учебно-методические работы.
Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Монографии
1. Дмитриева Л.Г.
Диалогическая реальность
2. Дмитриева Л.Г.
Психология субъект-
Учебные пособия
3. Дмитриева Л.Г.
Экстерн-пособие по курсу
4. Дмитриева Л.Г. Общая психология. Познавательные процессы : учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2006. - 230 с. -14,3 п. л.
5. Дмитриева Л.Г. История психологии : мультимедийный учебно-методический комплекс / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2006. - 560 с. - 35 п. л.
6. Дмитриева Л.Г. Педагогическая психология : мультимедийный учебно-методический комплекс / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 560 с. - 35 п. л.
7. Методологические основы психологии : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2006. - 48 с. - 3 п. л.
8. Психология характера : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 64 с. - 4 п. л.
9. Психические состояния : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа : ИНСТО, 2007. - 64 с. - 4 п. л.
10. Эмоции и чувства : мультимедийная хрестоматия / сост. Л.Г. Дмитриева. - Уфа: ИНСТО, 2007. - 48 с. - 3 п. л.
Статьи, опубликованные в журналах согласно перечню ВАК
И. Дмитриева Л.Г. О диалоге реальном и идеальном в индивидуальном сознании студентов / Л.Г. Дмитриева II Образование и наука. - Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2005. - № 2 (32). - С. 91-97. - 0,8 п. л.
12. Дмитриева Л.Г.
Особенности диалогической
13. Дмитриева Л.Г. Тендерные стереотипы успешной работы. На примере работников промышленных предприятий / Л.Г. Дмитриева // Образование и наука. - Екатеринбург : Известия Урал. отд. РАО, 2006. - № 6 (42). - С. 101— 109. - 0,9 п. л.
14. Дмитриева Л.Г. Понимание диалога в индивидуальном сознании студентов с разными стилями общения / Л.Г. Дмитриева // Вестник Оренбургского университета. - 2007. - № 5. - С. 37—40. - 0,6 п. л.
15. Дмитриева Л.Г.
Проблема асимметричности и
16. Дмитриева Л.Г.
Особенности коммуникативной
17. Дмитриева Л.Г.
Личностные смыслы диалога в
индивидуальном сознании
18. Дмитриева Л.Г. Диалогическая технология: теоретические аспекты / Л.Г. Дмитриева // Высшее образование сегодня. - М., 2009. - № 5. - С. 87-90. -0,5 п. л.
19. Дмитриева Л.Г. Технология обучения диалогу в высшей школе / Л.Г. Дмитриева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. -№2(46).-С. 109-112.-0,3 п. л.
Методические рекомендации, разработки
20. Дмитриева Л.Г.
Деловые и организационно-
21. Дмитриева Л.Г.
Советы вожатому по
22. Дмитриева Л.Г.
Методика преподавания
Учебные программы
23. Дмитриева Л.Г.
Психолого-педагогические
24. Дмитриева Л.Г. Практикум по организационной психологии : программа курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2005. - 29 с.-1,8 п. л.
25. Дмитриева Л.Г. Психология делового общения : программа курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 29 с. - 1,8 п. л.
26. Дмитриева Л.Г. Организационная психология : программа курса / Л.Г. Дмитриева. - Уфа : Восточный университет, 2005. - 29 с. - 1,8 п. л.
27. Дмитриева Л.Г.
Личностно-ориентированный
28. Дмитриева Л.Г. Каким бы я хотел себя видеть? Некоторые результаты психологической коррекции студентов / Л.Г. Дмитриева // Теория и практика интегративного общества П.Сорокина, альтернативы в развитии современной России и идеалы молодежи. - Уфа: РИО БашГУ, 1997. - С. 141-142. - 0,1 п. л.
29. Дмитриева Л.Г. Профессиональный тренинг как эффективный метод обучения учителей общению-диалогу / Л.Г. Дмитриева // Творческая деятельность учителя в инновационной школе. Путь к успеху. - Уфа : РИО БашГУ, 1997. - С. 51-54. - 0,2 п. л.
30. Дмитриева, Л.Г. К проблеме минимизации барьеров в педагогическом общении / Л.Г. Дмитриева // Инноватика образования в Республике Башкортостан : ежегодный бюллетень - Уфа, 1999. - Вып. 1. — С. 84-89. - 0,5 п. л.
31. Дмитриева Л.Г.
Социально-психологический
32. Дмитриева Л.Г. Общение-диалог в деятельности педагога / Л.Г. Дмитриева // Влияние окружающей среды на формирование личности : материалы Российской научно-практической конференции. - Уфа : Восточный университет, 2003. - С. 128-131.-0,4 п. л.
33. Дмитриева Л.Г.
Общение-диалог в
34. Дмитриева Л.Г.
К проблеме соотношения
35. Дмитриева Л.Г.
Диалог в педагогическом
36. Дмитриева Л.Г.
О соотношении понятий в
37. Дмитриева Л.Г.
Представления о диалоге в
индивидуальном сознании
38. Дмитриева Л.Г. Диалог в индивидуальном сознании студентов с разными стилями общения / Л.Г. Дмитриева // Методика вузовского преподавания : материалы межвузовской научно-практической конференции. -Челябинск, 2006. - С. 213-214. - 0,3 п. л.
39. Дмитриева Л.Г. Особенности взаимосвязи направленности в общении и межличностных отношений полезависимых и поленезависимых студентов / Л.Г. Дмитриева // Феномен развития в науках о человеке : материалы II
Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С. 52-59. - 0,4 п. л.
40. Дмитриева Л.Г.
Некоторые аспекты