Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения

Вложенные файлы: 1 файл

Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

41. Дмитриева Л.Г. Динамика карьерных и смысложизненных  ориентации в процессе профессиональной  адаптации работающих студентов / Л.Г. Дмитриева, С.Б. Хуснутдинова // Личность  в образовательном процессе в  контексте повышения человеческого фактора в социально-экономическом, культурном развитии современного общества : сборник научных трудов V Международной заочной научно-практической конференции. - Уфа, 2008. - С. 42-47.-0,3 п. л.

42. Дмитриева Л.Г. К проблеме технологии обучения диалогу // Высшее образование в изменяющемся обществе : сборник статей Международной научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 13-18. - 0,4 п. л.

Тезисы докладов и выступлений

43. Дмитриева Л.Г. Некоторые пути совершенствования  педагогической практики студентов IV-V курсов / Л.Г. Дмитриева, М.Г. Рассоха // Актуальные проблемы педагогической  профессионализации. - Уфа : РИО БашГУ, 1988. - С. 119-120.-0,1/0,05 п. л.

44. Дмитриева Л.Г. Формирование социальной активности  «трудных учащихся» в процессе  подготовки внеклассных мероприятий / Л.Г. Дмитриева // Социально-педагогические  основы предупреждения отклонений  в поведении учащихся. - Уфа: РИО  БашГУ, 1989. - С. 81-83. - 0,1 п. л.

45. Дмитриева Л.Г. Подготовка учителя к работе  с одаренными детьми / Л.Г. Дмитриева // Педагогические технологии активного  обучения и воспитания. - Уфа : РИО  БашГУ, 1991. - С. 41-42. - 0,1 п. л.

46. Дмитриева Л.Г. Влияние паритетного стиля общения на успешность деятельности учителя / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Развивающие педагогические технологии активного обучения. - Уфа : РИО БашГУ, 1991. - С. 41-42.-0,1/0,05 п. л.

47. Дмитриева Л.Г. Формирование личностных качеств  учителя, облучающего одаренных детей / Л.Г. Дмитриева, М.Г. Рассоха // Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. -Тула : Тульский госуниверситет, 1992. - С. 69-79. - 0,1/0,05 п. л.

48. Дмитриева Л.Г. Применение репертуарных решеток Дж.Келли в обучении учителей / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Одаренные дети : материалы Международной конференции. - Канада, Торонто, 1993. - 0,1/0.05 п. л.

49. Дмитриева Л.Г. Нетрадиционные типы школ в  системе народного образования  России / Л.Г. Дмитриева, Т.Е. Кузьмина // Одаренные дети : материалы Международной конференции. - Канада, Торонто, 1993. - 0,1/0.05 п. л.

50. Дмитриева Л.Г. Применение репертуарных решеток  для раскрытия творческих способностей  учащихся / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Материалы Международной конференции по проблемам одаренности. -Голландия, 1994.-0,1/0,05 п. л.

51. Дмитриева Л.Г. О проблемах формирования творческой  активности учителя с помощью  тренингов общения / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Педагогические технологии активного обучения. - Уфа : РИО БашГУ, 1994. -С. 67-68.-0,1/0,05 п. л.

52. Дмитриева Л.Г. Духовность как составляющая  сферы межличностного общения  учителя и учащихся / Л.Г. Дмитриева // Синектика духовности. Традиционные  и нетрадиционные подходы. - Уфа : РИО БашГУ, 1994. - С. 80-81.-0,1 п. л.

53. Дмитриева Л.Г. Метод репертуарных решеток как  один из способов оптимального  выбора технологии обучения / Л.Г. Дмитриева, Л.В. Попова // Опыт, проблемы, перспективы технологий обучения. - Уфа : БашГУ, 1996. - С. 45^7. -0,1/0,05 п. л.

54. Дмитриева Л.Г. Особенности применения метода  репертуарных решеток Дж.Келли  в педагогическом эксперименте // Материалы научной конференции, посвященной 40-летию БашГУ. - Уфа : РИО  БашГУ, 1997. - С. 113-116.-0,5 п. л.

55. Дмитриева Л.Г. Личностно-ориентированный подход в деятельности социального педагога / Л.Г. Дмитриева // Социальная политика на рубеже XXI века: тенденции и перспективы : материалы Всероссийского научно-практического студенческого форума социальных работников. -М.; Уфа, 1999. - С. 282-284. - 0,3 п. л.

56. Дмитриева Л.Г. Организация субъект-субъектных  отношений: от теории к практике / Л.Г. Дмитриева // Человек, природа, общество: условия формирования позиции  ненасилия : материалы Международной  научно-практической конференции. - М.; Уфа, 1999. - С. 119-120. - 0,1 п. л.

57. Дмитриева Л.Г. Некоторые особенности психолого-педагогической  подготовки по специальности  «Социальная работа» / Л.Г. Дмитриева // Проблемы подготовки социальных  работников : тезисы научно-практической  конференции. - Волгоград; М., 1999. - С. 39-40. - 0,1 п. л.

58. Дмитриева Л.Г. К проблеме «свободы творчества»  в соотношении естественно-научной  и гуманитарной дисциплин / Л.Г. Дмитриева // Научно-методические аспекты изучения  актуальных проблем педагогики  и психологии : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология на рубежах эпох. Мифы и реальность». - М.; Уфа, 2000. - С. 43^5. -0,2 п. л.

59. Дмитриева Л.Г. Общение-диалог в деятельности  социального педагога / Л.Г. Дмитриева II Психолого-педагогические проблемы социальной работы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Магнитогорск, 2000.-С. 147-148.-0,1 п. л.

60. Дмитриева Л.Г. К проблеме расширения сферы  деятельности практического психолога / Л.Г. Дмитриева // Психология созидания :

материалы Всероссийской конференции. - Казань, 2000. - С. 141-142. - 0,2 п. л.

61. Дмитриева Л.Г. К проблеме формирования имиджа  педагога-фасилитатора / Л.Г. Дмитриева // Личностно-ориентированное профессиональное  образование : материалы II Региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2002. - С. 99-102. - 0,4 п. л.

62. Дмитриева Л.Г. Проблема внутриличностного конфликта  в структуре деятельности социального  педагога / Л.Г. Дмитриева // Личность  в образовательном пространстве : материалы Региональной научно-практической конференции. - Уфа : Восточный университет, 2002. - С. 33-35. - 0,1 п. л.

63. Дмитриева Л.Г. Состояния неравновесности в  диалоге (на примере студентов  высшей школы) / Л.Г. Дмитриева, И.Л. Васильева, Г.А. Шурухина // Психология психических состояний: теория и практика : материалы Первой всероссийской конференции. - Казань, 2008. - С. 21-25. - 0,4 п. л.

64. Дмитриева Л.Г. Субъект-субъектное педагогическое  взаимодействие: диалогический подход / Л.Г. Дмитриева И Психология общения: XXI век : материалы Международной конференции. - М., 2009. - Т. 1. - С. 212-215. - 0,4 п. л.

65. Дмитриева Л.Г. Программа развития социально-психологической  культуры руководителей современного  бизнеса : тезисы доклада / Л.Г. Дмитриева, А.Р. Биктагирова // Личность в развивающемся образовательном пространстве : материалы Международной научно-практической конференции.

- Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 29-31. - 0,3 п. л.

66. Дмитриева Л.Г. Проблемно-ориентированный анализ  готовности к диалогу / Л.Г. Дмитриева // Человек в изменяющемся мире : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2010. - С. 40-45.

- 0,4 п. л.

Подписано в печать 22.03.2011 г. Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. 2,03 Тираж 100 экз. Заказ 565.

Редакционно - издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди , 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди. 32,

Содержание диссертации автор научной статьи: доктор психологических наук , Дмитриева, Людмила Геннадьевна, 2011 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

1.1. Явление субъект-субъектного  взаимодействия и его значение для педагогической психологии.

1.2. Сущность понятия  «педагогического взаимодействие».

1.3. Сущность понятия  «субъект-субъектное педагогическое  взаимодействие».

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛОГА

2.1. Философский  и психологический уровни анализа  понятия «диалог».

2.2. Явление диалога  в системе гуманитарных наук.

2.3.Диалог как  средство и форма обучения.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

3.1. Теоретические  основания сущности диалогического  подхода в субъект-субъектном  педагогическом взаимодействии.

3.2.Диалогический  принцип субъект-субъектного педагогического  взаимодействия.

3.3. Психологическая  готовность субъектов образования к диалогу

3.3.1. Психологическая  готовность к трудностям в  контактах в диалоге.

3.3.2. Гибкость во  взаимодействиях в диалоге.

3.3.3.Социальная компетентность  субъектов образования как характеристика  психологической готовности к  диалогу.

3.4. Показатели субъект-субъектного педагогического взаимодействия

3.4.1. Личностные  смыслы диалога как духовно-нравственная  основа субъект-субъектного педагогического  взаимодействия.

3.4.2. Асимметричность  психологических позиций и неравновесность  психических состояний в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии.

Выводы по третьей главе.

ГЛАВА4.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАЛО РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

4.1. Модель реализации  диалогического подхода в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии.

4.2. Формирование  психологической готовности будущего  учителя к диалогу.

4.3. Характеристики  субъект-субъектного педагогического  взаимодействия.

Выводы по четвертой главе.

Введение диссертации по психологии, на тему "Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию"

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из таких требований в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия, в этой связи, является одной из ключевых для психолого-педагогической теории и практики, и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения. В Концепции Федеральной программы развития образования подчеркивается возрастающая роль гуманизации образования в создании условий для подготовки конкурентоспособной и социально компетентной личности, успешной не только в профессиональном плане, но и в умении строить диалогичные отношения и решать жизненные задачи в диалоге с другим. (М.С.Байметова, В.Ж.Келле, В.И. Панов, Т.Ф.Плеханова Д.И.Фельдштейн).

Трудно переоценить высокую теоретическую значимость проблемы субъект-субъектного педагогического взаимодействия как части фундаментальной психологической проблемы взаимодействия человека и мира. Между тем, анализ научной литературы показывает, что проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия относится к числу недостаточно изученных и требует дальнейшей разработки. Поэтому в современных психолого-педагогических исследованиях не существует однозначного ответа на вопрос, что же такое субъект-субъектное педагогическое взаимодействие?

Как показывает анализ научной литературы, это явление характеризуется большим разнообразием мнений, которые довольно сложно систематизировать

К. А. Абул ьханова-Сл авская,Б .Г. Ананьев, А.Б. Добрович В .В .Знаков, Б. Ф .Ломов,

B.Н.Мясищев, Б.Д.Парыгин, В.А.Поликарпов и др.).

Сложившаяся традиция понимания субъект-субъектного педагогического взаимодействия, как видового по отношению к субъект-субъектному взаимодействию, интерпретирует его как равновесный процесс, отличающийся симметричностью психологических позиций субъектов образования, и не дает ответа на вопросы, возникающие в реальной практике образования, где имеют место совмещение позиций субъекта и объекта, участника диалога и его свидетеля, а также неравновесность и асимметричность психологических позиций, вызванных личностными смыслами субъектов образования.

Проблема субъект-субъектного взаимодействия носит междисциплинарный характер и исследуется на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическим уровнях.

На философском уровне понятие «субъект-субъектное педагогическое взаимодействие», как видового по отношению к субъект-субъектному взаимодействию, исследуется в следующих аспектах: генезис понятия «диалог» (М.Бахтин В.С.Библер, М.Бубер, Платон, Сократ, и др.), отношение человека к миру (Г.Гегель, В.Н.Мясищев, Л.Фейербах, Т.А.Флоренская), общение свободных суверенных личностей (Б.С.Братусь, С.Л.Братченко,

C.А.Шеин), равенство  психологических позиций и их  асимметричность (М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Библер, А.А.Бодалев, Ю.М.Лотман, Л.А.Петровская).

На социально-психологическом уровне явление субъект-субъектного педагогического взаимодействия рассматривается в ракурсе межличностного общения, как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (Б.Ф. Ломов), диалогического стиля общения (А.К.Болотова.С.Л.Братченко, В.Н.Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.А.Петровская, С.А.Шеин).

На психолого-педагогическом уровне исследуются процессуальные характеристики субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Г.В.Дьяконов, Л.А.Петровская. Е.В.Коротаева), а также характеристики субъектов образовательного процесса — педагогов и учащихся (А.К.Болотова, C.JI. Братченко, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Л.А.Поварницына и другие).

Анализ научной литературы свидетельствует о наличии методологических и теоретических предпосылок для осмысления проблемы субъект-субъектного педагогического взаимодействия как родового по отношению к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию.

- в отечественной и зарубежной психологии сформировались подходы к определению сущности и содержания субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Н.В.Амяга, М.М.Бахтин, С.Л.Братченко, Б.С.Братусь, В.А.Кан-Калик, Е.В.Коротаева, Ф.Г.Майленова, К.Роджерс, А.А.Ухтомский, Т.А.Флоренская, Л.А.Петровская, С.А.Шеин, Т.Ямагиши);

Информация о работе Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию