Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К.Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.
К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.
Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.
Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.
Своеобразие дидактической игры:
- определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.
- определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре - сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом … Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки.
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова): для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними; начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером – сверстником; взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работает воспитатель, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает внимание в данном типе игр.
Таким образом, дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать для формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент проводился на базе МДОУ № г.Нижневартовска. Исследование охватило воспитанников старшей группы ДОУ. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
В эксперименте участвовало 24 человека, которые были разделены на две группы – экспериментальную (12 человек) и контрольную (12 человек).
Таблица 1
Список детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп (возраст 5-6 лет)
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Камилла М. |
Алина В |
Алеша М |
Зарина В. |
Артур М. |
Айнур В. |
Андрей Р. |
Кирилл Г. |
Элина М. |
Алена Д. |
Азалия Г. |
Максим И. |
Амалия Г. |
Лида И. |
Светлана М. |
Диана М. |
Бахтияр Г. |
Арсений Л. |
Булат С. |
Айдар Н. |
Эдгар К. |
Лиза Ж. |
Артур В. |
Виолетта В. |
Дети экспериментальной и контрольной группы в целом имеют схожие показатели по возрасту и психологопедагогичеким характеристикам: это дети регулярно посещающие ДОУ, достаточно организованные, имеют ярко выраженный познавательный интерес, их привлекает экспериментальная деятельность (что имеет большое значения при использовании проектного метода).
Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы был проведен мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность». Использовались диагностические методики из пособия «Мониторинг в детском саду» приложение к общеобразовательной программе «Детство» [8, с.316], для фиксации показателей эксперимента использовался альбом Верещагиной «Уровни освоения образовательных областей» [34, с.67].
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность» (приложение 1). Для выявления уровня знаний детей дошкольного возраста по всем видам опасности проводится комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления дошкольников (приложение 2).
2.2 Результаты констатирующего этапа
По итогам констатирующего этапа нами были получены следующие результаты: дети знают свои данные, но не все знают номер телефона, место работы родителей, не знают, как вести себя в опасных ситуациях. Такие вопросы помогли нам определить дальнейшие цели и пути работы по разделу «Ребенок дома».
Таблица 2
Оценка представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа |
Средний балл/уровень |
Контрольная группа |
Средний балл/уровень |
Камилла М. |
1,3-Н |
Алина В |
2,9-В |
Алеша М |
2,1-С |
Зарина В. |
2,7-В |
Артур М. |
2,9-В |
Айнур В. |
2,8-В |
Андрей Р. |
1,3-Н |
Кирилл Г. |
2,1-С |
Элина М. |
2,1-С |
Алена Д. |
2,1-С |
Азалия Г. |
1-Н |
Максим И. |
2,4-С |
Амалия Г. |
1,3-Н |
Лида И. |
2,3-С |
Светлана М. |
1,7-Н |
Диана М. |
2,5-С |
Бахтияр Г. |
2,0-С |
Арсений Л. |
1,3-Н |
Булат С. |
2,1-С |
Айдар Н. |
1,6-Н |
Эдгар К. |
2,3-С |
Лиза Ж. |
1,6-Н |
Артур В. |
3-В |
Виолетта В. |
2,6-В |
Средний балл по группе |
1,9 - средний |
2,2 - средний |
Количественный анализ уровня сформированности представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ на констатирующем этапе контрольной и экспериментальной групп отражен на рисунках 1 и 2: