Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» [Текст] / Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. и др.; под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.не успел занять свое место, становится ведущим. 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

Приложение 1

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность»

Задачи диагностики

Методы диагностики

уровни знаний детей

В

С

Н

  • определение уровня овладения знаниями умениями и навыками об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (дома, на улице, на природе, при контактах с незнакомыми людьми)
  • о мерах предосторожности
  • о действиях в опасных ситуациях

комплексные и  экспресс беседы,

беседы с использованием иллюстраций,

примеры жизненных ситуаций.

могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения

могут найти выход из сложной ситуации, но не уверены в нём, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения мер предосторожности , соотнося их с соблюдением запретов.

затрудняются отвечать на вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Протокол диагностического обследования детей по образовательной области «Безопасность»

 

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

«Опасность контакта с незнакомыми людьми»

«Опасности на улице»

«Опасности в природе»

«Опасности в быту»

Ср балл/уровень

КОНСТ

КОНТР

КОНСТ

КОНТР

КОНСТ

КОНТР

КОНСТ

КОНТР

КОНСТ

КОНТР

Экспериментальная группа

Камилла М.

1-Н

2

1,2-Н

2

1,3-Н

2

1,6-Н

3

1,3-Н

2,25С

Алеша М

1,9-С

2

2-С

3

2,1-С

3

2,5-С

3

2,1-С

2,75В

Артур М.

2,7-В

3

2,8-В

3

3-В

3

2,9-В

3

2,9-В

Андрей Р.

1,5-Н

2

1,3-Н

3

1,2-Н

3

1,1-Н

2

1,3-Н

2,5С

Элина М.

2-С

3

2,4-С

2

2,2-С

3

1,9-С

3

2,1-С 

2,75В

Азалия Г.

1-Н

3

1-Н

3

1,1-Н

2

1,1-Н

2

1-Н

2,5С

Амалия Г.

1,2-Н

2

1,3-Н

2

1,5-Н

3

1,3-Н

2

1,3-Н

2,25С

Светлана М.

1,7-Н

2

1,8-Н

3

1,6-Н

2

1,8-Н

2

1,7-Н

2,25С

Бахтияр Г.

1,6-Н

3

1,,6-Н

3

2,4-С

3

2,6-В

2

2,0-С

2,75В

Булат С.

1,7-Н

2

1,6-Н

3

2,5-С

3

2,4-С

3

2,1-С

2,75В

Эдгар К.

2,0-С

3

2,1-С

3

2,4-С

3

2,6-В

2

2,3-С

2,75В

Артур В.

3-В

3

3-В

3

3-В

3

3-В

3

3-В

Средний балл по группе

1,8-Н

2,5

1,8-Н

2,75

2,0

2,75

2,1

2,5

 

2,4


 

 

Контрольная группа

Алина В

3-В

 

2,7-В

 

2,8-В

 

3-В

 

2,9-В

 

Зарина В.

2,6-В

 

2,6-В

 

2,7-В

 

3-В

 

2,7-В

 

Айнур В.

3-В

 

3-В

 

2,6-В

 

2,7-В

 

2,8-В

 

Кирилл Г.

2-С

 

2,4-С

 

2,2-С

 

1,9-С

 

2,1-С

 

Алена Д.

1,7-Н

 

1,6-Н

 

2,5-С

 

2,4-С

 

2,1-С

 

Максим И.

1,9-С

 

2,5-С

 

2,5-С

 

2,5-С

 

2,4-С

 

Лида И.

2,0-С

 

2,1-С

 

2,4-С

 

2,6-В

 

2,3-С

 

Диана М.

2,5-С

 

2,5-С

 

2,5-С

 

2,5-С

 

2,5-С

 

Арсений Л.

1,5-Н

 

1,3-Н

 

1,2-Н

 

1,1-Н

 

1,3-Н

 

Айдар Н.

1,7-Н

 

1,7-Н

 

1,5-Н

 

1,3-Н

 

1,6-Н

 

Лиза Ж.

1,8-Н

 

1,7-Н

 

1,7-Н

 

1,2-Н

 

1,6-Н

 

Виолетта В.

2,6-В

 

2,7-В

 

2,6-В

 

2,5-С

 

2,6-В

 

Средний балл по группе

2,2

 

2,2

 

2,3

 

2,2

     

 

 
  Уровни оценки

3 – высокий балл                                                 2, 6 – 3 – высокий уровень

2 – средний балл                                                  2, 5- 1,9 – средний уровень

1 – низкий балл                                                    1 – 1, 8– низкий уровень

 

 

 

Приложение 3

 

 

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Обеспечение безопасности жизни детей — одна из основных задач для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. При этом важно не просто оградить малыша от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми (и по окончании соответственно) необходимо изучить особенности представлений дошкольников о правилах безопасного поведения.

Здесь представлена диагностика знаний правил безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста по всем видам опасностей: в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Основная ее задача - определить уровень знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях.

 

Для выявления уровня знаний детей  дошкольного возраста по всем видам опасности проводится комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления дошкольников:

  • об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (дома, на улице и дороге, на природе, при контактах с незнакомыми
  • людьми);
  • о мерах предосторожности;
  • о действиях в опасных ситуациях.

 

Блок I. Опасности контактов с незнакомыми людьми

Представь, что ты остался дома один и в дверь позвонили незнакомые тебе люди. Что ты будешь делать?

Представь, что ты гуляешь во дворе и к тебе подходит незнакомая женщина (мужчина), угощает тебя конфетами и предлагает пойти с ней домой и посмотреть на ее красивых котят, которые родились у ее кошки. Что ты будешь делать?

Как ты думаешь, можно ли детям одним гулять далеко от дома -в лесу, парке и т.д.? Почему?

Представь, что ты пошел с мамой в магазин (на рынок) и случайно потерялся. Что ты будешь делать?

Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.

У тебя дома есть телефон. Представь, что мама пошла в магазин, папа на работе, а ты дома один. Вдруг зазвонил телефон, ты поднимаешь трубку, и незнакомый голос спрашивает твоих родителей. Что ты будешь делать?

Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с тобой случилось? Почему?

 

Блок. II. Опасности на улице

Для чего предназначена улица?

Где люди могут переходить проезжую часть?

Что означают цвета светофора?

Кто следит за порядком на дороге?

Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?

Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?

Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?

 

Блок III. Опасности в природе

Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?

Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?

Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?

Ты умеешь плавать? С кем ты купался?

Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?

Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишь? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?

 

Блок IV. Опасности в быту

Все предметы, которые есть у тебя дома,- наши помощники. А могут ли быть они опасными?

Какие из предметов могут стать опасными, если с ними неправильно обращаться?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

Почему детям запрещают играть спичками, зажигалками?

Где дома можно упасть и получить травму?

Что ты будешь делать, если порежешься, ударишься рукой, головой, обожжешься?

К кому ты обратишься за помощью?

Один мальчик съел бабушкины таблетки, и у него заболел живот. Что ему делать?

Возможно использовать и экспресс-беседу, дающую общее представление об ориентировке ребенка во всех видах опасностей. Как тебя зовут (Ф.И.О)? Где ты живешь (домашний адрес)? Как зовут твоих родителей (Ф.И.О)?

К кому и по каким телефонам обращаться при пожаре, при травме, дорожном происшествии?

С какими домашними предметами нельзя играть?

Из-за чего бывают пожары?

Расскажи, как ты переходишь через дорогу?

Ты умеешь плавать? Где можно купаться, плескаться?

Что будешь делать в следующих ситуациях:

Во дворе бегают собаки, так хочется погладить одну из них.

Ты потерялся на улице, в метро.

Незнакомая женщина угощает тебя конфетой.

Ты один дома, а в дверь кто-то позвонил. Это женщина, и она просит воды.

Расскажешь ли ты об этих случаях маме, папе, бабушке, дедушке?

 

Обработка результатов обследования должна проводиться путем оценки знаний правил безопасного поведения по следующим критериям:

  • объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях;
  • точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения.

На основе данных критериев выделяются 3 уровня усвоения детьми правил безопасного поведения.

К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения (ответы детей правильные и полные).

На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход из сложной ситуации, но не уверены в нем, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных мер предосторожности (в основном дети свое поведение соотносят с соблюдением запретов).

Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать па вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности.

Однако безопасное поведение — это не просто сумма усвоенных знаний, а адекватное поведение в различных ситуациях. Мы не можем подвергнуть жизнь ребенка опасности, предлагая реальную угрожающую ситуацию, поэтому для выявления особенностей соблюдения мер; безопасного поведения можно использовать наблюдение за поведением  детей во время экскурсий или ситуации предметно-практического характера, возникающие в повседневной жизни.

В ДОУ с детьми проводятся экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицами, перекрестком, метрополитеном, дорожными знаками (в парк и т.п.), так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и др. Но время проведения экскурсии педагог рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, уточняет представления детей о назначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. При этом воспитатель оценивает соблюдение ребенком мер предосторожности, его наблюдательность, самостоятельность, анализирует высказывания детей о соблюдении правил другими людьми. Помните: экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них