Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

Далее представлены примеры жизненных ситуаций, помогающие выявить умения обращения детей с потенциально опасными предметами быта.

«Без хлеба не обойтись» (выявление умений пользоваться ножом). Столы накрыты к обеду. Младший воспитатель говорит: «Хлеб только что привезли, и его не успели нарезать на кухне, поэтому сегодня каждый сам отрежет себе кусок хлеба». На стол выкладываются доска для резки хлеба и нож с тупым концом. Дети подходят и выполняют необходимые действия.

«Послушаем музыку» (выявление умений пользоваться электроприборами с соблюдением мер предосторожности). Ребенку предлагается самому включить магнитофон для прослушивания чего-либо. Пояснение: провод магнитофона около вилки оголен - оторвана изоляция. Вблизи расположен удлинитель, который в целях безопасности отключен от сети. 

 

 Приложение 4

Перспективный план

по основам безопасности жизнедеятельности

для занятий с детьми старшего дошкольного возраста

№ занятия

Тема занятия

Цели

Месяц

старшие группы

подготовительные группы

старшие группы

подготовительные группы

1.

Транспорт.

Транспорт. Азбука безопасности.

- уточнить представление  детей о транспорте;

- развитие у детей  быстроты мышления, смекалки и  речевой активности

- развитие у детей  доброжелательного отношения друг  к другу;

- закрепить знания у  детей о разных видах транспорта;

- закрепить знания у  детей о ПДД;

- развитие у детей  быстроты мышления, смекалки и  речевой активности

сентябрь

2.

Вежливые пассажиры.

В городском транспорте. ПДД.

- познакомить детей  с правилами поведения в транспорте;

- развитие у детей  культуры поведения

- закрепить знания у  детей правил этичного и безопасного  поведения в городском транспорте;

- развитие у детей  культуры поведения

сентябрь

3.

Безопасность на дорогах.

Светофор и дорожные знаки.

- познакомить детей  с правилами дорожного движения;

- помочь детям понимать  дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков);

- развитие у детей  самостоятельности, быстроты реакции, смекалки

- продолжать знакомить  детей с правилами дорожного  движения и сигналами светофора;

- научить детей различать  и понимать, что означают дорожные  знаки;

- развитие у детей  самостоятельности, быстроты реакции, смекалки

октябрь

4.

Безопасность на природе

Будем беречь и охранять природу

- познакомить детей  с теми опасностями, которые их  поджидают, когда они с родителями выезжают на природу;

- познакомить детей  с некоторыми ягодами и грибами;

- познакомить детей  с правилами пожарной безопасности  в лесу

- воспитывать у детей  бережное отношение к природе;

- развить представления  о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;

- научить детей составлять  рассказы по сюжетным картинкам;

- уточнить знания детей  о деревьях;

- научить детей правилам  поведения в лесу

октябрь

5.

Безопасность при обращении с животными

Контакты с животными

- познакомить детей  с правилами общения с животными

- закрепить у детей  знания о безопасном обращении  с животными;

- научить детей заботиться  о животных

ноябрь

6.

Эта спичка-невеличка

Правила пожарной безопасности

- показать детям значение  огня в жизни человека;

- дать знания о необходимости  безопасного обращения с огнём;

- познакомить с правилами  пожарной безопасности

- закрепить знания детей  о правилах пожарной безопасности;

- сформировать у детей  знания об опасности шалостей  с огнём и об опасных последствиях  пожаров в доме;

- научить детей правильно  звонить по телефону «01» в  случае возникновения пожара

ноябрь

7.

Пожарная безопасность

Табак. Пассивное курение

(в рамках декады  «SOS»)

- продолжить знакомить  детей с правилами пожарной  безопасности;

- познакомить детей  с правилами поведения при  пожаре

- объяснить детям, что  табакокурение – болезнь, которая  вызывает сильные изменения в  организме;

- объяснить детям, что  вдыхание табачного дыма некурящими  людьми также опасно и вредно;

- формировать привычку  избегать табачного дыма;

- познакомить со знаками  «Не курить!» и «Место для  курения»

декабрь

8.

Безопасность в доме

Безопасное поведение в быту

 

- познакомить детей  с такими опасностями дома как: острые, колющие и режущие предметы, электроприборы, стиральные машины, лекарства и бытовая химия, газ, балкон, лестничные перила, лифт

- закрепить у детей  представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими;

- предостеречь детей  от несчастных случаев в быту

декабрь

9.

Личная безопасность дома

Электробезопасность

 

- познакомить детей  с правилами безопасного поведения  при ситуации "если незнакомый  человек звонит в дверь"

- закрепить у детей  представление об электроприборах, об их значении для людей, об  электрическом токе;

- научить детей правильно  использовать электроприборы и  соблюдать меры безопасности;

- развитие у детей  быстроты мышления, смекалки и  речевой активности

январь

10.

Один дома

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

- познакомить детей  с основами безопасного поведения  в ситуации "один дома"

- рассмотреть и обсудить  с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить детей правильно себя  вести в таких случаях

февраль

11.

Правила безопасности дома (практическое занятие)

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

- закрепить знания детей  о правилах безопасного поведения  дома

- рассмотреть и обсудить  с детьми опасные ситуации  возможных контактов с незнакомыми  людьми на улице, научить детей  правильно себя вести в таких  случаях;

- способствовать развитию  у детей осторожности и осмотрительности  в общении с незнакомыми

февраль

12.

Личная безопасность на улице

Внешность человека может быть обманчива

 

- познакомить детей  с правилами безопасного поведения  на улице

- объяснить ребёнку, что  приятная внешность незнакомого  человека не всегда означает  его добрые намерения

март

13.

Безопасность в играх на улице

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

 

- познакомить детей  с правилами безопасного поведения  в играх на улице;

- познакомить детей  с правилами безопасного пребывания  на солнце в жаркую погоду

- рассмотреть и обсудить  с детьми ситуации насильственных  действий со стороны взрослого  на улице;

- научить детей правильно  себя вести в ситуации насильственного  поведения незнакомого взрослого 

март

14.

Безопасность на льду

Безопасность в городе

 

 

- познакомить детей  с правилами безопасного поведения  на льду

- рассмотреть и обсудить  с детьми различные опасные  ситуации, которые могут возникнуть  в городских условиях, в играх  во дворе, при катании детей  на  велосипеде (самокате, роликовых  коньках);

- научить детей правилам  поведения в таких ситуациях

апрель

15.

Безопасность на воде

Как устроено тело человека

- познакомить детей  с правилами безопасного поведения  на воде

- познакомить детей  с тем, как устроено тело человека

апрель

16.

Оказание первой помощи

Что бывает, когда глаза не берегут

- познакомить детей  с правилами оказания первой  помощи при ушибах, ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах, попадании  мусора в глаза, обморожениях.

- познакомить детей  с тем, как сохранить хорошее  зрение и профилактикой заболевания  глаз

май

17.

О пользе купания и умывания

Личная гигиена. Микробы и вирусы

 

- рассказать детям о  пользе купания и умывания;

- привитие детям культурно-гигиенических  навыков

- развить у детей  понимание значения и необходимости  гигиенических процедур;

- дать детям элементарные  представления о возбудителях  инфекционных болезней (микробах, вирусах)

май


 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Непосредственно организованная образовательная  деятельность

в подготовительной группе

на тему «В мире опасных предметов».

Образовательная область «Безопасность».

Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).

Оборудование: иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», Материал к занятию: Карточки с точным изображением предметов; опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички; 
швейные принадлежности – катушка ниток, иголка, ножницы; 
лекарственные препараты – таблетки, йод, микстура, градусник, шприц; 
игрушки – мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.

Ход занятия.

1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»

(Дети выбирают из  коробки картинки с изображением  предметов:  инструменты, игрушки, швейные  принадлежности и лекарства, те  предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня). 
Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор. 
В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь – 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).

2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами , ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.

 

1. Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его не стол,

Хотел устроить фейерверк –

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!!

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

  1. Не включать газовую плиту.

Как мама, я хочу уметь

Все  ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

- К плите чтоб руки  не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай.

И к газу ты не подходи

Сперва немного подрасти!

3. Будь осторожен при обращении с источником тока.

Ты, малыш, запомнить должен;

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвозди в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти!

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвози на дороге

Ты увидел – убери!

Это острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно –

С раной поведут к врачу.

5. Не трогай незнакомые предметы.

Есть в квартире много скляночек.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

6. Не ешь незнакомые таблетки.

Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут!

7. Будь осторожен с кипящей водой!

Не только огонь, но и пар обжигает,

Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой

И правила эти надежно усвой.

3. Тренинг «Разложи предметы по местам».

Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места. 
Предложить детям разложить предметы по местам их хранения: 
инструменты – в ящик для инструментов; 
лекарственные препараты – в аптечку; 
швейные принадлежности – в специальную коробочку.

Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».

- Маленького роста я,  
  Тонкая и острая, 
  Носом путь себе ищу, 
  За собой иглу тащу. 
(Иголка).

- Есть у моего Антошки 
  Только шляпка, да железная ножка. 
(Гвоздь).

- Не хочу я молчать  – 
  Дайте вволю постучать! 
  И стучит день-деньской 
  Он железной головой. 
(Молоток).

- Очень любят обрезать, 
  Разрезать и надрезать. 
(Ножницы).

- В деревянном домике  
Проживают гномики.  
Уж такие добряки –  
Раздают всем огоньки. (спички)

- Я подмышкой посижу  и что делать укажу: 
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. 
(Градусник)

- К дальним селам, городам  
Кто идет по проводам?  
Светлое величество!  
Это … (электричество)

- Пройдусь слегка горячим  я, 
  И гладкой станет простыня. 
  Могу поправить недоделки 
  И навести на брюках стрелки. 
(Утюг).

- Принялась она за дело,  
Завизжала и запела.  
Ела, ела  
Дуб, дуб,  
Поломала  
Зуб, зуб. (Пила)

- Замечательный дружище:  
Деревянная ручища,  
Да железный обушок,  
Да каленый гребешок.  
Он у плотника в почете,  
Каждый день с ним на работе. (Топор)

- Где упрется хвостом,  
Станет дырка потом.  (Шило)

- В руках у мастерицы.  
Весь день ныряли в петельки…  
И вот он – шарф для Петеньки. (Спицы)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

 

1.     "Источники опасности"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.                                                                                      

Игровые   правила:

Выбрать   предметы,   которые   могут   быть   источником  опасности.

Игровое действие:

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением  различных  предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

-Что может быть источником  пожара?

-Что может быть источником  травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

-Что может быть источником  гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все  изображения.

 

2.     "Знаешь ли ты?"

Дидактическая задача:

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.       

Игровые действия:

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик,,передвигает фишки. Условные обозначения:

-Красный крест  -  назвать  телефон скорой помощи;

-Дом  - назвать домашний адрес;

-Милиционер  - назвать телефон  милиции;

-Огонь — выбрать из трёх  номеров нужный при пожаре;

-Человек в маске — назвать  нужный при такой опасности  номер;

-Книга - если даётся неправильный  ответ, игрок отправляется на  эту точку;

-Рука  - если даётся правильный  ответ, игрок переходит на эту  точку;

-Телефон  - набрать телефон службы  безопасности и перейти на  финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

 

3.       "О чём говорит светофор"

Дидактическая задача:

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал:

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

 

 

4.     "Четвёртый лишний "

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лиш-ний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6.  Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

 

5.     "На прогулке"

Дидактическая  задача:

Закреплять  знания  детей  о  правильном  общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель  предлагает детям  ответить,  как  бы  они  поступили  в  разных ситуациях, воз-никших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картин-ку с правильным действием, а затем показать неправильные.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них