Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

-На дороге я повстречал собаку. Можно,  нельзя  (дети показывают карточку) 

-На полянке ко мне подлетела  оса (пчела). Можно, нельзя.

-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

 

6.     "Телефон"

Дидактическая задача:

Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

 

 

7.     "Пожар"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал:

Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие:

Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

-Отчего происходит пожар?

-Что нужно делать, если случился  пожар?

-По какому телефону вызывают  помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 

 

8.     "Игра — дело серьезное"

Дидактическая задача:

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал:

Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляш-ки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

 

 

9.      "Тротуар и дети"

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, что-бы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "класси-ки". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участво-вать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью ку-кол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок прод-вигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игру-шечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

 

 

10.     "Кто больше назовёт действий"

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуа-циях.

Игровые правила:

Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспом-нить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

 

 

11.     "Игра-соревнование "По грибы"

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попа-дает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребё-нок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количес-тво собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл

 

 

 

12.     "Каждой вещи свое место"

Дидактическая  задача:

Закреплять представления о  правилах  безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну кар-тинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

 

Варианты:

•    На   игровом   поле  «разбросаны»  картинки-предметы. Дети  по  очереди раскладывают их на место;

•    На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».                                    

•    То же в игровом уголке.

 

 

13.      "Что, где, когда?"

Дидактическая задача:

Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если   будет   неправильный   ответ,    то    обязательно    воспитатель   говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.              

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.                  

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?         

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

 

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?            

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?  

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.       

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет — дороги нет!

Жёлтый — будь внимателен!

На зелёный свет иди —

Все дороги впереди.

 

 

14.      "Одень куклу"

Дидактическая   задача:

Учить   детей   различать   одежду   по   характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).

Игровые действия:

Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

 

 

 

15. "Соедини по точкам"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, зак-реплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать уме-ние доводить начатое дело до конца.                                                                                                         

Материал:

карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить  и рассказать, чем опасен данный предмет.

 

 

16.    "Мы - спасатели"

Дидактическая задача:

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкрет-ных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавше-му.

Материал:

Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу);  картинки,  на  которых   изображены   дети   в   конкретных   опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.

Игровые действия:

Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

 

17.     "Разложи по порядку

Дидактическая задача:

Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются карт-ки с изображениями

•     сообщение по телефону «01» о пожаре;

•     эвакуация людей;

•    тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;

•     работа пожарных.

Игровые действия:

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

 

18.    "Сложи картинку (пазл)"

Дидактическая задача:

Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

Игровые действия:

Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.

• Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

•  На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимает-ся не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

 

 

19.    "Буриме"

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопаснос-ти.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по...

(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей...

(топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай...

(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко...

(красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить...

(пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой...

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них