Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-На дороге я повстречал
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
6. "Телефон"
Дидактическая задача:
Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Ход игры.
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
7. "Пожар"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.
Материал:
Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.
Игровое действие:
Выбор из предложенных - правильной картинки.
Ход игры.
Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.
-Отчего происходит пожар?
-Что нужно делать, если случился пожар?
-По какому телефону вызывают помощь?
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
8. "Игра — дело серьезное"
Дидактическая задача:
Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал:
Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляш-ки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
9. "Тротуар и дети"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.
Ход игры.
Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, что-бы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "класси-ки". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участво-вать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью ку-кол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок прод-вигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игру-шечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.
10. "Кто больше назовёт действий"
Дидактическая задача:
Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуа-циях.
Игровые правила:
Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспом-нить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Игровые действия:
Бросание и ловля мяча.
Ход игры.
Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
11. "Игра-соревнование "По грибы"
Дидактическая задача:
Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.
Материал:
Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).
Ход игры.
Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попа-дает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребё-нок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количес-тво собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл
12. "Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача:
Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну кар-тинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;
• На макете разложить все
предметы на свои места, сначала на «кухне»,
а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
13. "Что, где, когда?"
Дидактическая задача:
Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Игровые правила:
Ответить на вопрос игровых персонажей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.
Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.
Письмо 1:
Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.
(Змей Горыныч).
Ответ:
Если сам горишь, беда,
И даже если голова.
Хватай одеяло, пальто, покрывало
И залезай с головою туда.
Ну а если есть вода,
Это просто красота.
Водой смело обливайся,
Лей побольше, не стесняйся.
И тогда огонь погаснет.
Это всем ребятам ясно.
Письмо 2:
Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.
(Волк).
Ответ:
Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,
Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,
Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!
Письмо 3:
По тропинке прыгал зайчик,
И поранил сильно пальчик.
Оказался перелом.
Как же быть ему потом?
(Зайчик).
Ответ:
Перелом, перелом,
Шины ищем мы потом.
Две накладываем шины.
Если шины рядом нет,
То берём линеечку,
Или просто реечку.
По размеру отломили,
Аккуратно приложили,
Бинтом перемотали,
Врача вызывали.
Письмо 4:
Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?
(Семеро козлят).
Ответ:
Звонят или постучали
Ты к дверям не подбегай.
Сразу дверь не открывай.
Ты в глазок посмотри,
Кто пришёл, определи.
Если кто-то незнакомый,
Ни за что не открывай.
Письмо 5:
Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?
(Красная Шапочка).
Ответ:
Знайте, в городе всегда заблудиться можно.
И поэтому ведите себя очень осторожно.
К чужим дядям, к чужим тётям
Вы не подходите.
Только милиционеру свой адрес сообщите.
Письмо 6:
Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.
(Незнайка).
Ответ:
Правила движения знайте наизусть!
Красный свет — дороги нет!
Жёлтый — будь внимателен!
На зелёный свет иди —
Все дороги впереди.
14. "Одень куклу"
Дидактическая задача:
Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).
Игровые действия:
Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.
Ход игры.
В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.
15. "Соедини по точкам"
Дидактическая задача:
Закреплять представления об источниках
опасности в быту; развивать мелкую моторику,
зак-реплять навыки пользования карандашом,
умение вести линию по точкам; воспитывать
уме-ние доводить начатое дело до конца.
Материал:
карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).
Игровые действия:
соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
16. "Мы - спасатели"
Дидактическая задача:
Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкрет-ных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавше-му.
Материал:
Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.
Игровые действия:
Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.
17. "Разложи по порядку
Дидактическая задача:
Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются карт-ки с изображениями
• сообщение по телефону «01» о пожаре;
• эвакуация людей;
• тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;
• работа пожарных.
Игровые действия:
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
18. "Сложи картинку (пазл)"
Дидактическая задача:
Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.
Игровые действия:
Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.
• Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.
• На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимает-ся не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.
19. "Буриме"
Дидактическая задача:
Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопаснос-ти.
Ход игры.
Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по...
(«01»).
Если стал гореть забор,
Доставай скорей...
(топор).
Если всё в дыму у нас,
Надевай...
(противогаз).
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко...
(красный)
Наш брандспойт был очень старый
И не мог тушить...
(пожары).
Мчалась лестница всё выше,
Поднялась до самой...