Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования дидактических игр при формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей в ДОУ;
- дать понятие дидактической игре и ее роли в формировании представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них у детей дошкольного возраста;
- выявить уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 341.94 Кб (Скачать файл)

(крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина...

(мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась...

(вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя…

(успеть).                                      

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие…

(спички).       

Знать обязан каждый-житель,         

Где висит...

(огнетушитель).                 

При пожаре не зевай,

Огонь водою...

(заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это...

(спички). 

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с...

(пожаром).

 

«ВЕРТУШКА»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание правил дорожного движения. Упражнять в умении отвечать на вопрос. Развивать диалоговую речь.

ХОД ИГРЫ: На каждый сектор круга раскладываются карточки с вопросами. Сложность каждого вопроса оценивается очками, написанными на секторе круга. Играющие по очереди крутят вертушку, отвечают на выпавший вопрос и зарабатывают очки (жетоны). В конце игры подводят итог- у кого больше жетонов, тот выиграл.

«ДОРОЖНОЕ ЛОТО»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание дорожных знаков. Упражнять детей в умении обобщать, классифицировать их на- предупреждающие, запрещающие и знаки сервиса.

ХОД ИГРЫ: Играть могут от 2 до 4 человек. Каждому раздается большая карта. Играющие по очереди бросают кубик. Если выпавший цвет кубика и карты совпадают, то из мешочка такого же цвета берется одна круглая фишка. Если изображенный на ней знак есть на большой карте, то она ставится на место, если нет- то пропускается ход. Выигрывает тот, кто первым закроет все большие карты.

«НАРИСУЙ ПО ШАБЛОНУ»

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний дорожных знаков, развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.

ХОД ИГРЫ: Нарисовать дорожный знак. Подбираются необходимые шаблоны, планируется порядок выполнения работы. Шаблоны обводятся простым карандашом, получившийся дорожный знак раскрашивается цветными карандашами.

«ЗАПОМНИ ПРАВИЛА»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание правил дорожного движения. Учить соотносить действие, событие с его изображением на картинке. Учить составлять предложения.

ХОД ИГРЫ:

1 вариант: Воспитатель читает правило  на карточке, а дети находят  соответствующее изображение на  картинке и объясняют свой  выбор.

2 вариант: Дети смотрят на картинку  и формулируют соответствующее  правило дорожного движения.

«КТО ПЕРВЫЙ УГАДАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний дорожных знаков, развитие логики, внимания.

ХОД ИГРЫ: Игра состоит из больших карт с изображением дорожных знаков и маленьких карточек двух цветов по 9 штук с изображением цифр от 1 до 9. Воспитатель закрывает изображение двух дорожных знаков маленькими карточками одинакового цвета. Играют  2 человека или  2 команды. Определяется очередность хода. Игрок вращает волчок. Выпавшая на секторе волчка цифра показывает какую цветную карточку можно открыть. Кто первый угадает какой дорожный знак спрятан под цветными карточками – тот выигрывает. Повторное выпадение сектора с цифрой или неправильный ответ обозначают пропуск хода. 

 

«РАМОЧКА»

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, памяти, внимания. Закрепление знаний дорожных знаков.

ХОД ИГРЫ: По заданию воспитателя ребенок должен собрать дорожный знак в рамочке, последовательно накладывая друг на друга прозрачные пластины до получения нужного изображения.

«СИЛУЭТ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание составных частей грузового и легкового автомобиля. Развивать понимание отношений « целое и его части». Развивать творческое воображение.

ХОД ИГРЫ: С помощью геометрических фигур одного цвета – квадраты, круги, прямоугольники, треугольники ребенок составляет силуэт автомобиля.

Усложненный вариант: Можно предложить ребенку аккуратно обвести получившийся силуэт и дорисовать его деталями: окна, фары, бампер и т.д.

« ДА»  ИЛИ  «НЕТ»?

«ЦЕЛЬ: Закреплять  знание правил дорожного движения, развивать быстроту реакции – правильно и быстро отвечать на вопросы.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель достает карточки и зачитывает вопрос. Отвечать нужно быстро и только «да» или «нет». Думать можно не более 5 сек.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в виде соревнования на время.

«НУЖНО - НЕЛЬЗЯ»

ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил поведения на улице. Развивать умение отвечать полным предложением.

ХОД ИГРЫ: Соревнуются две команды. Одна называет правила поведения на улице начиная предложение со слова «нужно…», а вторая – со слова «нельзя…». Побеждает та команда, которая больше назовет правил.

«В ЗНАКЕ ОШИБКА»

ЦЕЛЬ: Закрепление  знаний дорожных знаков. Развитие внимания и умения правильно использовать объяснительную и доказательную речь.

ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагается рассмотреть картинку и угадать, какой дорожный знак хотел нарисовать художник и объяснить в чем он ошибся.

«К ФИНИШУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Упражнять детей в назывании и определении направлений «вперед», «назад», «влево», «вправо».

ХОД ИГРЫ: По очереди дети берут из мешочка карточки и в соответствии с их указаниями переставляют свои машинки от старта к финишу. Первый на финише - победитель.

«ПОСТАВЬ МАШИНУ НА СТОЯНКУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание дорожных знаков. Развивать логическое мышление.

Ход игры: Надо поставить автомобиль на место стоянки, обозначенное соответствующим знаком. Перед вами 8 дорог. На каждой из них имеется дорожный знак, каким-либо образом запрещающий или исключающий движение на легковом автомобиле. Только одна дорога  ведет к месту стоянки. Найди ее.

«ГАРАЖ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение ориентироваться на плоскости ( вверх- вниз). Упражнять в счете, используя элементарные действия сложения и вычитания.

ХОД ИГРЫ: У каждого игрока по 2 автомобиля(фишки). Играющие выбирают себе лифт определенного цвета. Затем они ставят по одному автомобилю на шестой этаж –старт. Карточки перемешиваются и раскладываются изображением вниз. Игроки по очереди берут карточку и делают ход согласно ее инструкции. Если ход попадает на свободный гараж, то автомобиль можно оставить там и начинать играть второй фишкой.

Усложненный вариант: Ввести в игру можно одновременно два автомобиля и передвигать во время хода тот, который будет занимать наиболее выгодную позицию. Выигрывает тот, кто первым поставит оба автомобиля в гараж.

«ЛАБИРИНТ»

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний сигналов светофора. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

ХОД ИГРЫ: Помогите мышонку найти дорогу домой, не нарушая правил дорожного движения. Идти можно только на зеленый сигнал светофора.

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЗНАКИ?»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание дорожных знаков и их назначение. Развивать связную речь.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель читает название знака на большой карте. Дети находят соответствующее изображение на маленькой карточке, показывают ее и рассказывают как называется и для чего необходим дорожный знак.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в форме лото.

«РАССТАВЬ ЗНАКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепит знание дорожных знаков, развивать у детей связную речь.

ХОД ИГРЫ: На игровом поле дорожные знаки нужно расставить по своим местам ( на белые кружочки) с помощью определенных подсказок и объяснить, почему именно там они необходимы.

«ПЕРЕКРЕСТОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание правил дорожного движения. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, дисциплинированности.

ХОД ИГРЫ: Перед началом игры дети делятся на пешеходов и автотранспорт. Всем раздаются атрибуты куклы, коляски –пешеходам, рули и нагрудники транспорту. Ведущий- регулировщик управляет движением с помощью светофора и жезла. При нарушении правил раздается свисток и нарушителя штрафуют.

«УГАДАЙ КАКОЙ ЗНАК»

ЦЕЛЬ: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знание правил дорожного движения. Учить составлять описательный рассказ.

ХОД ИГРЫ: 1. Ведущий называет знак . Дети находят, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

2. Усложненный вариант: Играющим  раздаются знаки- карточки. Дети  рассматривают каждый свой, никому  не показывая. Далее каждый ребенок  рассказывает о своем знаке, описывая  его внешний вид, не называя  его, а все остальные отгадывают  знак по описанию.

«РАСКРАСЬ И РАССКАЖИ»

ЦЕЛЬ: Закреплении знаний дорожных знаков, их деления на группы. Совершенствование графических навыков.

ХОД ИГРЫ: Дети выбирают заготовки с изображением дорожного знака, раскрашивают его и составляют о нем рассказ: как называется, как выглядит, для чего предназначен.

«ЕЗДИТ, ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ»

ЦЕЛЬ: 1.Закрепить знания о видах транспорта ( наземный, водный, воздушный).

2. Активизировать в речи глаголы  действия.

ХОД ИГРЫ: Карточки перемешиваются и выкладываются на стол. Дети по очереди берут карточку и говорят: «У меня самолет, он летает.» и т. д.Затем карточку ставят рядом со своим символом (вода, небо, земля)

«ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»

ЦЕЛЬ: 1. Закрепить знание правил дорожного движения.

2. Упражнять в составлении предложений  с использованием глаголов движения  и предлогов «по», «в», «через», «из».

3. Развивать мелкую моторику.

ХОД ИГРЫ: Детям показывается карточка с определенным действием. Кто правильно придумывает предложение, получает эту карточку и демонстрирует всем действия на ней. 

«Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. 

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка). 

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.  

«Когда грозит опасность» 

Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности. 

Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон. 

Описание: дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось. 

«Я не должен» 

Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми. 

Материал: сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «). 

Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор. 

«Как бы ты поступил» 

Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми. 

Материал : сюжетные картинки по проблеме, призы. 

Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице: 

  • незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;  
  • незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним; 
  • незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

 

 За каждое правильно принятое решение игрок получает приз. 

«Телефон» 

Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.  

Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов. 

Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения. 

«Что такое хорошо, а что такое плохо» 

Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.  

Материал: сюжетные картинки. 

Описание: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.) 

«Составим модель хорошего и злого человека» 

Цель: развитие умения подбирать детали лица человека, который может представлять опасность ( или наоборот) для окружающих.  

Материал: детали лица ( глаза с разным выражением лица, носы, рты разной формы, различные детали причесок), контуры лица.  

Описание: предложить детям из отдельных деталей составить воображаемое лицо, соответствующее облику доброго и злого человека. 

«Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. 

Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.  

Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку. 

«Знакомый, свой, чужой» 

Цель: формирование точного понятие того, кто является  «своим», «чужим», « знакомым».  

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них