Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат
Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.
Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.
В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия – недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т. д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.
Вторая стадия (автономии стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.
Третья стадия (инициативы – вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.
Четвертая стадия (трудолюбие
или чувство неполноценности) длится
примерно с шести до одиннадцати
лет. В этот период ребенок включается
в систематическую
Пятая стадия (идентификация
личности или ролевая неопределенность).
При переходе на пятую стадию (12–18
лет) подросток созревает
Шестая стадия (близость–изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество – такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
Седьмая стадия (общечеловечность – самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э.Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт.
Восьмая стадия (полнота жизни–отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна.
Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии.
Б.Г. Ананьев отмечал, что
стремление выразить вехи жизненного
пути личности в хронологических
датах оправдано. Каждая фаза жизненного
пути: подготовительная, старт, кульминация,
финиш – характеризуют
Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни – это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека.
Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности. Самоактуализация – это "полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д." – отмечает А.Маслоу. Он писал: "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято". Он называет характеристики самоактуализировавшейся личности:
более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения к ней;
принятие себя, других, природы;
спонтанность, простота, естественность;
центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
автономия, независимость от культуры и среды;
постоянная свежесть оценки;
чувство сопричастности, единения с другими;
более глубокие межличностные отношения;
различие средств и целей, добра и зла;
философское, невраждебное чувство юмора;
демократическая структура характера.
Самоактуализация, как отмечает А. Маслоу, – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.
Самоактуализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее.
Многие авторы считают, что самоактуализирующаяся личность – это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник, в увлекательную игру самую рутинную деятельность. Э. Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Одним из шагов к свободе является умение любить. Многие люди не знают, не понимают, что мы не можем любить других, пока не полюбим себя. А полюбить себя – это принять себя со всеми слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзиям, что любить можно только за совершенство, поэтому любовь заменяется властью над человеком, стремлением исправлять других.
Таким образом, позитивный жизненный
путь имеет стремящаяся к
Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.
В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.
То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.
Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.
В этом ключ к пониманию
развития личности – того, как она
формируется, совершая свой жизненный
путь. Ее психические способности
не только предпосылка, но и результат
ее поступков и деяний. В них
она не только выявляется, но и формируется.
Мысль ученого формируется по
мере того, как он формулирует ее
в своих трудах, мысль общественного,
политического деятеля – в
его делах. Если его дела рождаются
из его мыслей, планов, замыслов, то
и сами его мысли порождаются
его делами. Сознание исторического
деятеля формируется и
Точно так же, чтобы овладеть
высотами науки и искусства, нужны,
конечно, известные способности. Но,
реализуясь в какой-нибудь деятельности,
способности не только выявляются в
ней; они в ней же и формируются,
и развиваются. Между способностями
человека и продуктами его деятельности,
его труда существует глубочайшая
взаимосвязь и теснейшее